Из опыта работы организация предшкольной подготовки для детей не посещающих детский сад. Предшкольная подготовка детей Предшкольная подготовка детей
Развитие воображения у дошкольников и младших школьников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Креативность и способность создать что-то новое является одним из главных качеств умного человека. Если раньше при приеме на работу ценились знания и опыт, то сейчас необходимо обладать хорошим воображением и талантом. Творческие люди в наши дни востребованы практически во всех сферах.
Чем больше в сознании малыша появляется знаний и представлений, тем легче ему создавать новые комбинации для воображения. Предлагаемые игры и упражнения помогут Вам развивать воображение ребёнка.
Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла. Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью. Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение: Игра. Конструирование. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).
МЕТОДИКА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.
Леонардо Да Винчи писал: "Я не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть о новом средстве, использование которого, хотя оно и может показаться вздорным и нелепым, тем не менее, полезно для побуждения ума к различным открытиям. Вот вы смотрите на забрызганную краской стену... возможно, находите некоторое сходство с горными пейзажем, реками утесами, и деревьями... а взглянув снова, вы уже видите сражение и движущиеся фигуры, или странные лики, одеяния, и еще разнообразие картин, которое можно ясно и подробно описать. На стене они представлены в беспорядке, похожем на нестройный колокольный перезвон, в котором можно различить любое имя или слово, которое вы пожелаете вообразить."
Необычная игра настраивала ум великого ученого на творческий лад. Воображение - хозяин в мастерской творчества. Овладев воображением, вы приобретете мир.
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ТЕМПОВСКАЯ ООШ
- Что такое предшкольное образование
- «Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
- От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка.
- Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.
- Актуальность проблемы
- Аргументы против
- несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению
- ухудшение здоровья детей
- преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей
- Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.
- Аргументы
- В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».
- Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.
- Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
- Это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
- Предшкольное образование
- социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
- педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
- ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
- Понятие «Готовность к школе»:
- предпосылки учебных умений;
- новые социальные роли ученика;
- познавательные интересы будущего школьника;
- умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.
- Особенности предшкольного образования
- Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми.
- А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре).
- Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития:
- 1 линия – формирование произвольного поведения;
- 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами);
- 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации;
- 4 линия – мотивационная готовность».
- Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».
- Наука о готовности к
- дошкольному образованию
- Чему и как учить детей предшкольного возраста.
- ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе;
- ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников;
- ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника;
- НЕОБХОДИМО:
- Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.
- под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
- Физическая готовность
- это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
- активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;
- умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия;
- руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе;
- это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);
- Личностная готовность
- Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления,
- овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)
- Интеллектуальная готовность
- Интеллектуальная готовность
- возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);
- выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
- Психологический портрет выпускника ДОУ
- 1. Здоровье и физическое развитие
- Группа здоровья
- соответствие антропометрических показателям возрастной норме
- 2. Проявление эмоциональных состояний в движении:
- свобода,
- непринуждённость движений,
- плечи расставлены,
- корпус прямой,
- походка естественная, упругая,
- естественность и разнообразие а позах, их сменяемость;
- взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
- мимика живая, выразительная, спокойная.
- 3. Развитие движений:
- перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку;
- сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);
- бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой);
- подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз);
- прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).
- 4. Социальное развитие:
- Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми;
- Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам);
- Чувствует настроение близких и сверстников.
- Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
- Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм.
- Имеет представление о себе и своих возможностях.
- 5. Развитие речи и речевого общения:
- Правильно произносит все звуки родного языка.
- Умеет выделить звуки в слове.
- Говорит простыми распространёнными предложениями.
- Правильно строит сложные предложения.
- Составляет связный рассказ по сюжетной картинке.
- Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью.
- Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).
- 6. Познавательное развитие:
- Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране.
- Знаком с культурой быта;
- Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи.
- Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы.
- Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.).
- Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.
- 6. Познавательное развитие.
- Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации).
- Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре.
- Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности.
- Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира.
- Осуществляет деятельность по образцам и по правилам.
- Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.
- 7. Эстетическое развитие:
- Знаком с литературными произведениями
- Может сочинить сказку.
- Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности;
- самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации;
- уверенно владеет техническими навыками и умениями;
- Эмоционально воспринимает музыку
- Компетентности:
- социальная,
- коммуникативная
- интеллектуальная
- физическая.
- Черты характера:
- эмоциональность
- креативность
- произвольность
- инициативность
- самостоятельность
- ответственность
- самооценка
- свобода поведения
- рефлексивность
- Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста
- Умение управлять своими эмоциями;
- Проявление способности к учебным действиям;
- умение принять учебную задачу
- Адекватное отношение к самому себе.
- кризис 7 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза »
«ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 120 ч
г. Салехард
2013 год
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы. Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Существует разрыв между дошкольной и школьной системой образования, который ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе. Данная программа направлена на решение этой проблемы.
Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время отмечается возрастание явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению. На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Актуальность дополнительной образовательной программы определена:
Необходимостью совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
Формированием общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми;
Необходимостью сохранения единства образовательного пространства, сохранения преемственности ступеней образовательной системы;
Возрастанием требований к коммуникативному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:
· сохранение и укрепление здоровья детей;
· организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
Основные положения программы.
Дошкольный возраст – сензизивный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании. Есть целый список видов деятельности , в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по «поурочной» школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, предусматривающих наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной и других видов детской деятельности.
Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей. Данная программа нацелена на предшкольное образование детей, как не посещающих детские сады, так и их посещающие.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цели:
1. создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу за счет организации специальных занятий предшкольного образования на базе школы;
2. определить эффективные пути достижения качества дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, направленными на непрерывность системы образовательной деятельности.
Задачи:
1. приобщить ребенка к жизни в группе, к новому распорядку дня, привить вкус к различным видам деятельности, научить оценивать результат своего труда;
2. помочь ребенку привыкнуть к коллективу, научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, совместно строить планы и доводить их до конца, придумывать игры и вместе играть;
3. научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Участники программы: учителя, родители, дети, психолог.
Курс занятий рассчитан на старший дошкольный и младший школьный возраст – 6 – 7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
В группе предполагается присутствие детей трех уровней:
· слабо подготовленные дети (те, с которыми никто не занимался ранее),
· средне подготовленные дети (те, с которыми время от времени занимались родители),
· хорошо подготовленные дети (те, с которыми занимались специалисты в кружках или на дому).
В этих условиях в структуре каждого дня посещения ребенком специальной группы предшкольного образования должно быть отведено место для индивидуальных занятий и предусмотрены методы и приемы дифференцированного подхода к детям. Перспективный план занятий с четкими целями, структурой, дидактическим материалом в данном случае неприемлем, так как его компоненты должны выстраиваться на основе глубокого анализа знаний, умений и навыков конкретных детей.
Ожидаемые результаты.
Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками.
Усвоение школьных правил.
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Диагностика школьной зрелости.
Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
1. Программа реализуется в режиме группы выходного дня - 1 раза в неделю (по субботам):
· Подготовка к школе «Математика для дошкольников» предназначена для развития математических и логических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и учит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.
· Подготовка к школе «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтении и письме.
· «Изобразительная деятельность»
Учебно – тематический план
Расписание занятий построено с учётом чередования предметов общеучебного направления (подготовка к обучению грамоте, математика) и развивающего направления (изобразительная деятельность, коррекционно-развивающие игры).
Модуль «Математика для дошкольников»
Пояснительная записка
Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Содержание данного модуля направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) формирование простейших математических представлений;
2) введение в активную речь простейших математических терминов;
3) развитие у детей основ конструирования;
4) развитие логических способностей;
5) развитие зрительной и слуховой памяти;
6) формирование образного мышления;
7) формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
8) формирование творческой активности детей.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип модуля – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.
На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем модуля. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения. Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадь. Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.
1. Количество и счет (6ч.)
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина (3ч.)
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве (3ч.)
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени (2ч.)
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры (3ч.)
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы (4ч.)
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование (4ч.)
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи (5ч.)
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
· числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
· порядковый счет в пределах 20;
· состав числа первого десятка;
· предшествующее число, последующее, числа – соседи;
·понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
· геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
· вершины, стороны, углы фигур;
· основные цвета и их оттенки;
· название сторон и углов клетки;
· строчку и столбик в тетради в клетку;
· временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
· название дней недели;
· название месяцев и времен года;
· знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
·направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
Модуль «По дороге к Азбуке»
Пояснительная записка
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонема тического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 6–7 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звукобуквенному анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки.
1.Лексическая и грамматическая работа (5ч.)
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи (5ч.) – ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (10ч.) – знакомство с органами артикуляции , способами произнесения звука, его условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звукобуквенному анализу (10ч.)
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
5 . Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру) – на каждом занятии.
Планируемые результаты.
В результате работы дети могут:
конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
отвечать на вопросы педагога;
задавать свои вопросы;
подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять звук в начале слова;
различать звуки и буквы;
узнавать и называть буквы русского алфавита ;
соединять звуки в слоги.
Модуль «Изобразительная деятельность»
Пояснительная записка
Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. Участие взрослого должно быть направлено на пробуждение самостоятельности и инициативности, на расширение возможностей в фиксации своего образа мира.
К этому периоду уже накоплен достаточно большой опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности. Акцент на продуктивную деятельность позволит ребенку осознать себя в контексте духовного мира. Различные формы театрализации помогут ему в этом.
Материалы.
Закреплять навыки работы карандашом, гуашью, акварелью , использовать бумагу разной фактуры, пользоваться ножницами, использовать различные техники для достижения художественного замысла, совершенствовать владение различными техниками, их смешением и использованием дополнительного материала (манка, соль, перепад температурного режима и др.).
Цветоведение.
Знать холодные и теплые цвета, уметь передавать их особенности и состояние в различное время суток, владеть способами передачи фактуры (гладкая, пушистая), закреплять знание об эмоциональных характеристиках цвета и его особенностях при создании образа. Познакомить с техникой создания монотипий.
Композиция.
Закреплять навыки построения линейной композиции, работать над выразительностью формы, учить передавать пропорции фигур в рисунке и композиции, уметь выделять смысловой центр в композиции.
Дать представление о воздушной перспективе и возможностях ее передачи. Углублять представление об орнаменте, его особенностях и стилевом своеобразии; совершенствовать навык декоративной росписи на фоне (бордюр в квадрате, круге, овале). Познакомить с сюжетным многообразием жанровой живописи (сказочная, фантастическая), уметь создавать рисунки на заданные сюжеты; углублять знания о жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт). Учить передавать движение в рисунке. Учить изготавливать и расписывать декорации-задники.
Эстетический контекст.
Уметь соотносить живопись с музыкой (по настроению), с литературой (по общности и похожести сюжета), отличать изделия декоративных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка).
В результате работы дети знакомятся с:
– холодными и теплыми цветами;
– характеристиками света (дневного и искусственного);
– психологическими характеристиками цветовых тонов;
– основами перспективы (линейной и воздушной);
– характеристиками пластического рельефа;
– эстетическими особенностями декоративно-художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка);
– основами орнамента (бордюра).
Дети могут:
– самостоятельно применять различные техники в рисовании;
– использовать в работе колорит для создания образа, холодные и теплые цвета;
– выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке;
– уметь передавать в рисунке движение и его характер;
– использовать основные и производные цвета в работе;
– самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с белилами;
– подбирать колорит для рисунка;
– рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции;
– изготавливать и расписывать декорации-задники.
Модуль «Коррекционно-развивающие занятия»
Пояснительная записка
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Перед родителями возникает вопросы: «Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями?»
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности . Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, всё равно тяжело прийти в класс, где он практически никого не знает.
Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.
Современная психологическая литература даёт нам множество советов: как развивать определённые личностные навыки ребёнка: эмоционально - поведенческую сферу, коммуникативность, а также как развить отдельные познавательные процессы (мышление, внимание, память и т. д.), или как проверить нет ли у него нарушений, мешающих обучению, но отсутствуют комплексные, развивающие программы, способствующие более глубокой и качественной психологической подготовки дошкольника к школьному обучению.
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребёнка?
Готовность к школе - это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. Она предполагает и готовность к большей, чем раньше самостоятельности ребёнка, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Развивающая среда с каждым годом становится всё более совершенной, насыщенной – но анализ результатов диагностического обследования «Готовность ребёнка к школьному обучению», детей подготовительных групп в ДОУ свидетельствует о том, что отмечается повышение количества детей с низким уровнем развития речи, воображения, внимания, логического мышления, познавательной мотивации. Возросло количество детей, для которых процесс адаптации к условиям школьной жизни проходит сложно. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. В дальнейшем недостаточная готовность детей к школе проявляется в заземленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
С каждым годом все больше приходится убеждаться в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы… хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда. Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: “Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку”. От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: “Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница живо научит тебя сидеть смирно!”. Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует “сломаться” при первых столкновениях со школьной реальностью.
Таким образом, необходима: комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.
Цель:
Создание психологически благоприятных условий для подготовки детей дошкольного возраста к единому школьному старту.
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения.
2. Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности.
3. Способствовать повышению познавательного интереса.
4. Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации.
Организации учебного процесса:
Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Общее количество занятий с детьми от 7 -15 чел.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основанием для построения модуля послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому все занятия с детьми осуществляются на основе развивающих игр и имеют общий сюжет. Модуль способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и т. п. в наиболее естественной для дошкольника форме – игре. Занятия данного модуля проводятся как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания , партнерства и т. д. Эти навыки в будущем помогут детям адаптироваться в новом школьном коллективе.
Виды контроля:
Цель : выявление уровня готовности детей к школьному обучению и последующая корректировка заданий программы.
Диагностика вначале и в конце года
Постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях
Рефлексия.
Отличительной особенностью модуля является:
Комплексный подход к подготовке детей к школьному обучению заключается в том, что занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.
Основная задача педагога-психолога
Коррекционно-развивающая работа по данному модулю в конечном итоге сводится к процессу создания у ребёнка новых моделей поведения.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Занятия предусматривают использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Наиболее эффективной является игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
Предполагаемый положительный результат:
Повышение уровня развития произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности; повышение познавательного интереса; формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Коррекционные занятия проводятся в форме тренингов, в которые включены абсолютно все участники группы. Если на занятии желают присутствовать родители, они также включаются в работу.
Основными методами групповой коррекционной работы являются тематически ориентированные обсуждения, беседы, рисование, невербальный тренинг, ролевой тренинг и т. д.
Количество часов, отведённое на каждую тему, может меняться. Это связано с тем, что занятия носят коррекционный характер. Если динамика, по каким – то причинам не прослеживается, либо, наоборот, достаточно быстро достигается положительный эффект, количество часов, отведённое на данную тему, может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Формы подведения итогов по каждому разделу.
Диагностическая работа проводится в течение всего курса. Учитывается качество экспрессивной речи каждого ребёнка непосредственно на занятиях, в беседах с родителями выясняется качество речи в домашних условиях. В соответствии с полученными данными осуществляется индивидуальная работа в рамках групповой работы.
Техническое оснащение занятий.
1. Иллюстративный материал (предметные картинки).
2. Аудиозаписи мелодий для релаксации.
3. СД-проигрыватель.
4. Принадлежности для рисования (альбомы, краски, карандаши).
Список литературы
1. Волкова деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. СПб.,2003 г.
2. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. // , 2001 г.
3. , Щугарева. Неврология или логопедия. СПб.,2005 г.
4. Шевцова рецидивов заикания. М.: В. Секачев, 2005 - 128 с.
5. Ястребова заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000 г.
6. УМК Безруких к школе. – М.: Дрофа, 2010.
СКОРО
ШКОЛУ.
1 ДЕНЬ.
ЗАНЯТИЕ 1.
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО ШКОЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ.
В этом доме чудеса:
Много парт, звонок- оса,
Прозвенел и тишина,
Начинать урок пора.
Что это? / ШКОЛА/
Вы все сегодня стали учениками школы «АБВГДейка». У нас хотя и маленькая, но уже школа. В каждой школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
Ответить хочешь - надо встать,
Когда же сесть позволят- сядь.
Парта- это не кровать и на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
2 ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ВОЗЬМЁМ НЕ ВОЗЬМЁМ».
Я буду называть разные предметы, а вы будете хлопать в ладоши, если это школьные принадлежности.
МЯЧ, КНИГА, ИГРУШКА, РУЧКА, АЛЬБОМ, КОРОБКА, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, РЕЗИНКА, ЖЕВАЧКА, ПОРТФЕЛЬ, ОТКРЫТКА, НОЖНИЦЫ…
3. ИГРА С МЯЧОМ «ВОПРОС – ОТВЕТ»
Учитель задаёт вопрос и кидает ребёнку мяч, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.
Как нужно в школе обращаться к учительнице?
Если тебе нужно о чём- то спросить учительницу, как ты поступишь?
Если тебе во время урока нужно выйти в туалет, то что нужно сказать?
Как ты узнаешь, что пора идти на урок?
Для чего нужна перемена?
Как в школе называется комната, где учатся дети?
Как в школе называется стол, за которым сидят дети?
Где пишет учитель, когда объясняет задание?
Какие в школе отметки хорошие, а какие плохие?
Что такое каникулы?
4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА».
Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка помогут догадаться слова «Тянут, потянут - вытянуть не могут».
Давайте вспомним эту сказку. Какие там были герои?
А хотите проинсценировать эту сказку?
А) ВЫБОРЫ ДЕДА:
Сначала нам нужно выбрать деда. Кто хочет быть дедом?
Дед всё умел: и землю копать, и репку сажать, и урожай охранять. А ещё он знал все овощи.
Назовите овощи, кто назовёт последний овощ - будет дедом.
Б) ВЫБОРЫ БАБКИ:
Кто хочет стать бабкой?
Кто вас встретит у порога
И научит вас писать,
Прочитает книжек много
И поставит всем вам «5» (учитель)
Кто угадает загадку, тот станет бабкой.
В) ВЫБОРЫ ВНУЧКИ:
Конкурс улыбок. Мы досчитаем до трёх, после чего вы улыбнётесь широко, от всей души. У кого будет самая красивая улыбка, тот будет внучкой.
Г) ВЫБОРЫ ЖУЧКИ:
Жучка охраняет дом и должна хорошо рычать, кто лучше всех порычит, тот будет Жучкой.
Д) ВЫБОРЫ КОШКИ:
Вопрос простой для малышей, кого боится кот? (СОБАК).
Е) ВЫБОРЫ МЫШКИ:
Описать мышку. Какая она? Кто назовёт последнее слово, тот и будет мышкой.
5) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ:
6) ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
Если я говорю:
ДЕД - вы «рубите дрова»,
БАБКА – вы «вяжете»
ВНУЧКА – «подпрыгиваете»
КОШКА – «умываетесь»
ЖУЧКА – «машите хвостиком»
МЫШКА - «пищите»
7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕРОЕВ СКАЗКИ:
Давайте попробуем изобразить героев сказки с помощью схем и рассказать сказку по схеме
РЕПКА
ДЕД
БАБКА
ВНУЧКА
ЖУЧКА
КОШКА
МЫШКА
8 ПОСТАНОВКА РУКИ:
Сейчас мы отправимся в гости к бабке и деду, но пройти к ним непросто. Открываем тетрадки со словами:
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я от вас, друзья не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Для того, чтобы наши пальчики слушались, нужно сделать для них массаж.
МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ:
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
9) ЗНАКОМСТО С ПОНЯТИЯМИ «ЛИСТ», «СТРАНИЦА», «КЛЕТКА».
Посередине листа надо нарисовать дорожку, по которой мы пойдём. Дорожка должна быть прямая.
Покажите верхний правый угол, верхний левый угол
Покажите нижний правый, нижний левый угол.
Нарисуйте репку в правом верхнем углу.
Нарисуйте бабку в правом нижнем углу.
Нарисуйте деда в нижнем левом углу.
Нарисуйте мышку в левом верхнем углу.
10 ПЕРЕМЕНА. ИГРА «КОТ НА КРЫШЕ»
(автоматизация звука Ш-Ш-Ш)
«Кот» сидит на стуле, остальные дети – «мышки» тихонько подходят к коту и, грозя, друг - другу пальцем, говорят в полголоса:
Тише, тише, тише мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись,
И коту не попадись!
Кот просыпается, говорит «МЯУ», вскакивает и гонится за мышами.
МАТЕМАТИКА:
1. РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ «РЕПКА». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.
Давайте посчитаем, героев сказки «Репка». Сколько их? (7)
Кто стоит первым? (дед)
Кто стоит между бабкой и Жучкой? (внучка)
Кто стоит перед мышкой? (кошка)
Кто стоит за внучкой? (Жучка).
Положите на наборное полотно столько кружочков, сколько у нас героев в сказке.
Мышка убежала. Сколько героев осталось? (6)
На сколько героев стало меньше?
А потом за мышкой убежала кошка. Сколько осталось героев? (5)
2 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Запомните, кто за кем стоит: бабка, Жучка, внучка, дед, мышка, кошка.
Закройте глаза. В это время учитель меняет героев сказки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторяется несколько раз.
3 РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ.
У кошки три котёнка,
Они мяучат громко.
В лукошко мы глядим.
Куда пропал один?
Вдруг видим из-за лавки
Его выносит кошка
Он первым встал на ножки
И вылез из лукошка.
А сколько котят ещё не умеют ходить? (2)
Кот Васька – рыболов,
Притащил большой улов:
Пять огромных окуней,
На 3 меньше карасей.
Какой же у кота улов?
Кто ответить мне готов? (7)
Надоело нашей внучке
Тогда стала наша внучка
Одна на дереве сидит,
Ещё одна в окно глядит,
Три сидят на крыше,
Чтобы всё услышать.
Так скажите, сколько птиц
Насчитала внучка? (5)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора,
До свиданья, детвора.
ДЕНЬ 2.
1. УГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
(на наборное полотно ставятся картинки- отгадки)
Ростом мал, да удал
От меня ускакал. (МЯЧ)
Дробь отбивает, шагать помогает. (БАРАБАН)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят они друг в дружке,
А всего одна игрушка. (МАТРЁШКА)
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (ЮЛА)
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек.
Вам такой встречается?
Она совсем не хочет спать,
Положу, встаёт опять. (НЕВАЛЯШКА)
Как можно одним словом назвать все поставленные на наборное полотно предметы? (ИГРУШКИ)
Зачем человеку нужны игрушки?
Расскажите о своих любимых игрушках.
2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ИГРА С КАРТИНКАМИ – ОТГАДКАМИ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки - на окошке,
Две Танюшки – на подушке,
Две Иринки – на перинке.
А Петрушка в колпаке-
На дубовом сундучке-
А сколько кукол у Маши? (7)
4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.
Картинки с животными выставляются по мере их названия: ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ, КОРОВА, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ.
Про какое животное можно сказать:
Серый, хищный, жадный…. (ВОЛК)
Большой, косолапый…. (МЕДВЕДЬ)
Рыжая, хитрая, ловкая… (ЛИСА)
Добрая, рябая, пёстрая… (КУРИЦА)
Косой, слабый, трусливый… (ЗАЯЦ)
Быстрый, сохатый… (ЛОСЬ)
Какое животное стоит первым? (ВОЛК)
Какое животное стоит между лисой и зайцем? (КУРИЦА)
Какое животное третье по счёту? (ЛИСА)
Какое животное справа от зайца? (ЛОСЬ)
Какое животное слева от лося? (ЗАЯЦ)
Какое животное лишнее? Почему? (КУРИЦА - домашняя птица)
5. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ДИКИЕ – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Я буду называть животных, если это домашнее животное - хлопайте, если дикое - топайте.
ОВЦА, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ЛИСА, КОРОВА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ, ВОЛК, СОБАКА, СВИНЬЯ.
6. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ: СЛОВО, ЗВУК, БУКВА.
Давайте произнесём слово «ЛИСА». Сколько звуков мы произнесли? (4)
Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове «ЛИСА».
А теперь произнесите слово «ВОЛК». Сколько звуков вы произнесли? Нарисуйте столько треугольников, сколько звуков в слове?
А как на письме показать звуки? (Буквами)
Кто знает буквы? Составить слова ЛИСА, ВОЛК из разрезной азбуки.
7 . ИГРА «ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ» (дети рисуют дорожку зайчика)
Обозначьте зайчика точкой.
Зайчик прыгнул на 2 клеточки вправо,
Прыгнул на 3 клеточки вниз,
На 5 клеточек вправо,
На 1 клеточку вверх
На 3 клеточки влево,
На 2 клеточки вверх.
8. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» (автоматизация звуков 3-С в тексте)
Дети встают в круг, держась за руки, внутри круга водящий- лиса.
Серый зайка прыгает возле старых сосен,
Страшно в лапы лисоньке, лисоньке попасть.
Зайки уши навострите, вправо, влево поглядите,
Не идёт ли кто?
Дети кричат «Лиса». Лиса догоняет зайцев.
МАТЕМАТИКА:
1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ,
2.НАЗВАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЧИСЛА,
3 РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ШТРИХОВКИ.
Обвести кружок. Заштриховать его спиралькой.
Обвести квадрат. Заштриховать его сверху вниз.
Обвести треугольник. Заштриховать его слева направо.
Обвести прямоугольник. Заштриховать его наклонными линиями сверху вниз.
4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ФИГУРКА - ДВИЖЕНИЕ»
Руки в сторону
прыгнуть.
присесть
хлопнуть
маршировать
5. ПОСТРОИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ ДОМИК, ЁЛОЧКУ, ЗАШТРИХОВАТЬ.
ЗАНЯТИЕ 3.
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Отгадайте загадки, найдите картинки- отгадки.
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая. (ВОРОНА)
Непоседа пёстрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (СОРОКА)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (СНЕГИРЬ)
Видали вы его не раз,
Он скачет в двух шагах от нас.
Чик- чирик - не робей
Я бывалый …. (ВОРОБЕЙ)
Хоть я не молоток-
По дереву стучу.
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (ДЯТЕЛ)
Как можно назвать, одним словом все эти предметы? (ПТИЦЫ)
Опишите каждую птицу.
Что особенного есть во внешности каждой птицы?
Чем похожи все эти птицы? (зимующие)
Многие птицы остаются у нас зимовать. Зима бывает очень суровой.
Как мы можем помочь птичкам зимой?
2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА:
Поставьте карточки с птицами так, чтобы первым стоял воробей.
Между воробьём и сорокой поставьте ворону.
Последним поставьте снегиря.
Четвёртым по счёту поставьте дятла.
3. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
«Если нравится тебе, то делай так»
А ну-ка, похлопай, как я (2 хлопка)
Так хлопают только у нас! (2 хлопка)
А ну-ка, потопай, как я (2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так топают только у нас! (2 притопа)
А ну-ка, помяукай, как я (мяу- мяу)
А ну-ка, помяукай, как я (мяу-мяу)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так мяукают только у нас! (мяу- мяу)
А ну-ка, погавкай, как я (гав-гав)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так гавкают только у нас! (гав-гав)
А ну-ка, похрюкай, как я (хрю-хрю)
А ну-ка, все вместе, все враз-
Так хрюкают только у нас! (хрю-хрю)
4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:
«Что изменилось»
Дети рассматривают картинки с птицами, затем закрывают глаза. Учитель меняет картинки местами. Дети угадывают, что изменилось.
МАТЕМАТИКА.
1. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.
(Работа с индивидуальными наборами)
Положите столько квадратиков, сколько птиц на картинках. Сколько положили квадратиков? (6)
Ниже положите 5 треугольников. Чего больше? Чего меньше? На сколько больше? На сколько меньше.
Как сделать, чтобы квадратиков и треугольников стало поровну?
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.
У каждой птички свой домик. Давайте построим домик для скворца- скворечник.
Какие нам для этого потребуются фигуры? (треугольник, прямоугольник, круг)
Заштриховать полученный скворечник.
3. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПЛОСКОСТИ.
Обвести одну клеточку и закрасить её чёрным цветом.
Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клетки вправо четыре клеточки, а пятую закрасьте красным карандашом.
Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз 2 клетки, а третью закрасьте синим карандашом
Возьмите зелёный карандаш. Клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от неё закрасьте зелёным цветом.
Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток, а шестую закрасьте жёлтым карандашом.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ».
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Серый волк под горой не пускает нас домой!
4.ИГРА НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ВАРИАТИВНОСТЬ.
Цыплёнок, утёнок и гусёнок пошли гулять. Как по-разному они могли встать. Есть 6 вариантов, давайте их найдём.
Ц – У - Г
Ц – Г – У
У - Ц- Г
У – Г - Ц
Г – У - Ц
Г - Ц – У
Детёнышам пора домой, найдите их мам.
УТЁНОК ГУСЫНЯ
ЦЫПЛЁНОК КУРИЦА
ГУСЁНОК ИНДЮШКА
ИНДЮШОНОК УТКА
5. ТЕСТ КЕРНА – ИРАЗЕКА
Нарисовать фигуру человека.
Скопировать с трафарета фразу: Ей дан чай или он ел суп.
Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
4 ЗАНЯТИЕ.
1. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВЕ И ИХ КОДИРОВАНИЕ.
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое? (РОМАШКА)
Что такое ромашка? (цветок)
Какие ещё цветы вы знаете?
Положите столько кружочков, сколько звуков в слове «ромашка» (7)
2. ПОСТАНОВКА РУКИ. ПОСТРОЕНИЕ РОМАШКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.
Какие геометрические фигуры нам нужны, чтобы построить ромашку?
Заштрихуйте ромашку.
На ромашке расположите буквы. Какие буквы вы знаете?
Какие это буквы? Почему?
А, О, Ы, И, У.
В середине ромашки спряталась ещё одна буква. Угадайте, что это за буква:
На этой букве, как на лесенке
Сижу и распеваю песенки. (Н)
Как её произносят?
3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ИГРА «ЦЕПОЧКА»
Придумайте слова. Которые начинаются на букву «Н».
4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:
Если я показываю:
А - хлопайте,
О - приседайте
6 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛИ».
Автоматизация звука «ш»
Карусели, карусели
Мы с тобой на лодку сели,
Сели и поехали (имитируют греблю и произносят звук «ш»)
Карусели, карусели
Мы с тобой на лошадь сели,
Сели и поехали (имитируют всадников, и в такт щёлкают языком)
Карусели, карусели
Мы с тобой в машину сели,
Сели и поехали (крутят баранку и произносят звук «ж»)
Карусели, карусели
Мы с тобой на поезд сели,
Сели и поехали (строятся паровозиком и произносят «чух-чух»)
Карусели, карусели
В самолёт с тобой мы сели сели,
Сели и поехали (раскидывают руки- крылья и произносят «ш»)
МАТЕМАТИКА:
1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ
2. ИГРА С МЯЧОМ «ПОСЛЕДУЮЩИЕ И ПРЕДЫДУЩИЕ ЧИСЛА».
3.РАБОТА НА НАБОРНОМ ПОЛОТНЕ.
Счёт предметов.
Сравнение предметов
Уравнивание предметов.
(цветы- бабочки, зайцы- морковки)
Посчитайте, сколько бабочек прилетело на цветочки.
Положите столько кружков, сколько у нас бабочек (5)
Сколько кружков нужно убрать, чтобы их осталось 3? (2)
4. РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ:
Ёжик по лесу пошёл
На обед грибы нашёл.
Один под берёзой,
Два - под осиной.
Сколько грибов в плетёной корзине? (3)
На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашёл грибов? (3)
В класс вошла Аринка,
А за ней Маринка,
А потом вошёл Игнат.
Сколько в класс вошло ребят? (3)
На плетень взлетел петух,
Повстречал там ещё двух.
Сколько стало петухов
У кого ответ готов? (3)
3 яблока. Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
А сколько их останется? (2)
5. СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ:
Сколько в классе девочек?
Сколько в классе мальчиков?
Чего в классе по – одному, а о чём можно сказать «много»?
сколько в классе парт?
Сколько в классе стульев?
Сколько парт занято учениками, а сколько свободно?
Чего в классе больше парт или стульев?
ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
Ориентирование в пространстве («Знаете ли вы своего ученика» с.16-18)
Определение ведущей руки.
ЗАНЯТИЕ 5.
1.ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. СО - БА - КА
Положите столько кружочков, сколько звуков в слове собака (6)
Как вы думаете, зачем человек приручил собаку?
Какую работу выполняет собака?
Как вы понимаете слова «Собака- друг человека».
2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ БУКВ.
У У
Кто это пришёл к нам в гости?
Какие буквы спрятались на человечке?
Сколько одинаковых букв встретили?
У-2, О – 3, А-1, Н- 1, С-1.
3. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:
Учитель показывает буквы, а дети выполняют движения.
А- прыгнуть
У - хлопнуть в ладоши
О – присесть
Н- руки в стороны
С - встать ровно.
4. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОСТАНОВКА РУКИ, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Вася посадил собаку со щенком в лодку и поплыл. Давайте покажем их путь.
1 клетка вправо – 2 клетки вверх- 3 клетки вправо – 4 клетки вниз- 5 клеток вправо – 1 клетка вверх – 2 клетки влево – 2 клетки вверх – 4 клетки вправо.
5. РАБОТА С ЛЕКАЛАМИ. ПОСТРОЕНИЕ И ШТРИХОВКА СОБАКИ.
6. ИГРА « ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли ключ у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?
7. ПОДБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМИ БУКВАМИ,
Вот сколько на «К» я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
- А какие слова на букву «К» знаете вы?
Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?
(дети называют слова на букву «т»)
Топор, табуретка, тарелка и ложка,
Я, кажется, что-то напутал немножко.
- А какие слова на букву «т» знаете вы?
Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
А лучше на «С» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и …кошка.
А кошка откуда? Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку, откуда пришла,
И вся ли посуда на кухне цела?
- А какие слова на букву «С» вы знаете?
- Найдите слова на букву «С» на картинке?
- Сколько звуков в слове « слон»? (4)
- Составьте это слово на наборном полотне.
МАТЕМАТИКА.
1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ - ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».
А какие породы собак вы знаете? (вывесить 6 картинок с изображением собак разных пород)
Положите столько кружков, сколько видите собак на наборном полотне. (6)
Сколько собак нужно убрать, чтобы осталось 4 собаки? (2)
Чего больше кружков или собак?
Как сделать, чтобы было поровну?
Игра «Что изменилось».
2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:
Что изменилось в лице?
Когда бывает такое лицо?
Построить с помощью лекал человечка и заштриховать его
4. ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
Найти домик гномика по заданной тропинке
- «Дорисуй девятое» (котята, геометрические фигуры)
5 ИТОГ ЗАНЯТИЯ.