Методы приемы развития языкового анализа и синтеза. Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза
Методика обучения правописанию предусматривает применение:
1) метода языкового анализа и синтеза;
2) метода запоминания, заучивания (имитативного метода);
3) метода решения орфографических задач.
Выбор метода и приема зависит:
· от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;
· от психолого-физиологических факторов усвоения материала;
· от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.
Метод языкового анализа и синтеза предполагает повышение самостоятельности и познавательной активности детей.
Приемы языкового анализа :
1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном к словам, написание которых существенно расходится с произношением, используется на первом этапе обучения, когда учащиеся не имеют пока достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.
2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем - всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы - в окончании, в корне, при переносе слов.
3. Морфологический анализ - определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. - используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении тся и ться , а также при переносе слов.
4. Синтаксический анализ - выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста - необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и др.
Приемы языкового синтеза:
1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.
2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения - образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.
3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.
4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.
Метод запоминания применяется в основном для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены. Запоминание - один из важнейших элементов учебной деятельности школьников. Его роль велика в обучении грамотному письму.
Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный (логический). Поэтому выбираются такие виды заданий, упражнений, которые опираются на данные факторы. Дети запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид и даже начертание отдельных букв в слове; запоминают не только звуковой состав произносимого слова, но и фонемный состав. При побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают движения речевых органов и пишущей руки, а также мыслительные, логические операции, выполняемые при письме с целью проверки орфограмм.
Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:
1) зрительные диктанты, письмо по памяти, самодиктанты с последующей самопроверкой по тексту образца, различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими заданиями;
2) использование плакатов с требованием (или установкой) «Запомни!» и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;
3) обращение к орфографическому словарику, проверка слов по «Словарю», запись трудных, непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по «Словарю»;
4) буквенное проговаривание слов - в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов; орфографические «пятиминутки», проводимые в начале урока и состоящие в устном проговаривании трудных слов, в записи некоторых их них;
5) различные варианты грамматического разбора; включение непроверяемых слов в составляемый учеником текст с целью их активизации и запоминания;
6) группировка непроверяемых слов по их признакам (например, по грамматическим признакам: из списка слов выписать слова, обозначающие предметы и т.п.); заучивание стихов, содержащих трудные слова.
Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.
Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Орфографическая задача определяется в методической литературе как задача на выбор графического знака (буквы или каких-либо небуквенных средств, дефис, знак переноса, заглавность букв и др.), служащие для передачи звучащей речи на письме) из ряда возможных на основе применения правила для передачи соответствующих значений.
Решая орфографическую задачу, ученик должен совершить следующие действия:
1) найти орфограмму;
2) определить ее тип: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;
4) определить последовательность «шагов» решения задачи, т.е. восстановить в памяти алгоритм решения задачи;
5) выполнить намеченную последовательность действий;
6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
В помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плаката-инструкции, где даются рекомендации в нужной последовательности.
Например , алгоритм проверки безударной гласной корня :
1-й шаг. Найди в слове корень.
2-й шаг. Есть ли в корне безударный гласный?
3-й шаг. Измени слово или подбери родственное.
4-й шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Уже в первом классе в соответствии с действующей программой начинается обучение решению орфографических задач.
Людмила Панченко
Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи
Формирование навыков языкового анализа и синтеза
у старших дошкольников с речевыми нарушениями .
Панченко Л. А., учитель-логопед
МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровская область
Языковой анализ и синтез предполагает : фонематический анализ и синтез ; слоговой анализ и синтез ; анализ и синтез структуры предложения.
Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Наиболее распространенной формой дислексии является фонематическая, среди дисграфических ошибок часто встречаются искажения звукослоговой структуры слова и нарушения структуры предложения.
В настоящее время имеются как научные исследования фонематического развития Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, П. Я. Гальперина, так и практический материал по отдельным аспектам формирования фонематических процессов Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой.
По нейропсихолингвистическим данным дошкольники с нормальным речевым развитием проявляют врожденную, генетически заложенную готовность к звуковому анализу . При обследовании дошкольников с фонематическими нарушениями (ОНР, ФФН) выявляется неготовность детей данной категории к усвоению звукового анализа .
Основой для развития функции фонематического анализа является достаточно развитый фонематический слух, по Д. Б. Эльконину - естественный звуковой анализ , к которому относятся элементарные операции : распознавание и дифференциация речевых звуков, представленных фонемами родного языка . В свою очередь фонематический анализ совершенствует умение различать звуки : чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет его характер, правильно различает звуки речи .
Ориентировка в звуковой стороне слова, выполнение операций фонематического анализа также закрепляют навыки правильного звукопроизношения.
Упражнения по звуковому анализу , синтезу , фонематическим представлениям помогают полнее воспринимать и различать окончание слов, суффиксы, приставки, предлоги. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка , звуковая форма слова , зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии,» - подчеркивал Д. Б. Эльконин.
Профессор Р. Е. Левина назвала звуковой анализ «узловым образованием, ключевым моментом» в коррекции речевого недоразвития. Таким образом, работа по развитию функции фонематического анализа имеет важное значение для преодоления речевых нарушений (ОНР и ФФН) .
Исходя из актуальности проблемы, учитывая особую необходимость подготовки дошкольников с нарушением речи к обучению в школе , мы создали систему работы по формированию навыков языкового анализа , синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН) . Предлагаемая система работы создана на основе обобщения и систематизации имеющихся научных исследований и практического опыта работы.
Цель коррекционной работы :
формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями – ОНР , ФФН, как базы для овладения грамотой и предупреждение дислексии, дисграфии.
Задачи коррекционной работы :
1) формирование четких и устойчивых представлений о фонематических признаках звуков речи : гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих;
2) формирование навыков звукового анализа , синтеза , фонематических представлений;
3) формирование навыков слогового анализа и синтеза ;
4) формирование навыков анализа и синтеза структуры предложения.
Для поэтапного обучения дошкольников фонематическому анализу в качестве методологической основы взята методика Д. Б. Эльконина.
I этап : знакомство с фонетической системой языка .
II этап : знакомство с гласными фонемами.
III этап : знакомство с согласными фонемами, с их противопоставлениями по твердости - мягкости, звонкости – глухости.
IV этап : трансформация звуковой оболочки слова путём добавления или изменения гласного или согласного звука.
В процессе обучения операциям звукового анализа учитывается различная сложность форм фонематического анализа и последовательность овладения ими в онтогенезе. Используется последовательность форм звукового анализа , предложенная Р. И. Лалаевой.
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
2. Вычленение первого и последнего звука в слове :
а) первого ударного гласного; б) первого согласного;
в) последнего согласного; г) последнего гласного.
3. Определение позиции звука в слове : начало, середина, конец слова.
4. Определение количества и линейной последовательности звука в слове.
5. Определение места звука по отношении к другим звукам слова.
В процессе формирования навыков фонематического анализа учитывается усложнение не только форм анализа , но и речевого материала.
Для знакомства старших дошкольников со звуками , с целью формирования четких и устойчивых представлений об их фонетических и фонематических признаках, используется последовательность, основанная на формировании звукопроизношения в онтогенезе. Последовательность предъявления речевого материала для формирования операций фонематического анализа соответствует методическим рекомендациям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ».
1. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого) : ус, на, дом.
2. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов : мама, лапа.
3. Односложные слова со стечением согласных в начале слова : стол.
4. Односложные слова со стечением согласных в конце слова; волк.
5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов : кошка.
6. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова : стакан.
7. Трехсложные слова : панама, капуста.
Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению элементами грамоты сохраняется на протяжении всего период коррекционного обучения.
Отдельный этап - работа по формированию навыков слогового анализа и синтеза . Значимость слогового анализа обусловлена , прежде всего, тем, что он способствует овладению звуковым анализом и усвоению чтения по слогам. В основу определения последовательности звукослогового материала для формирования навыков слогового анализа и синтеза положена классификация А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
1. Двусложные слова из открытых слогов (ива, мама) .
2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина) .
3. Односложные слова (мак) .
4. Двусложные слова с закрытым слогом (диван) .
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка) .
6. Двусложные слова из закрытых слогов (зонтик) .
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон) .
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната) .
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (половник) .
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка) .
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф) .
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт) .
13. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка) .
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха) .
Завершает систему работы по формированию навыков языкового анализа этап формирования анализа и синтеза структуры предложения. При работе в данном направлении формируются следующие умения :
1. Определять границы предложения.
2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.
3. Строить схему предложения.
4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.
Данная система работы апробирована и используется нами в течение семи лет. Анализ результатов мониторинга фонематического развития дошкольников доказывает эффективность нашей работы в данном направлении. Предложенная система работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза является специальной подготовкой к обучению грамоте детей с нарушениями речи и имеет исключительное значение для предупреждения возникновения дисграфии и дислексии.
Список литературы
1. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи . Язык и человек . - М.: Изд-во МГУ. 1970. – С. 55-62.
2. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка . - СПб.: Акцидент. 1995. – С. 60 - 64.
3. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи . Современные тенденции специальной педагогики и психологии : Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ. 2003 – С. 70-83.
4. Журова, Л. Е., Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста . М.: Просвещение. 1963. - С. 213-227.
5. Филичёва, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М. 1999.
Практика показывает, что ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза, являются наиболее распространёнными и с трудом поддаются коррекции. Поэтому планомерная и последовательная работа с детьми по их преодолению приобретает особую значимость в коррекции дисграфии.
Работа по формированию языкового анализа и синтеза включает 3 этапа: формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Условно можно выделить 3 уровня коррекции: синтаксический, лексический и фонетический.
Задачи упражнений по формированию и развитию умений анализа и синтеза структуры предложения:
1. Формировать умение определять интонационную законченность предложения. Данное умение помогает сформировать у детей понятие о предложении как о единой синтаксической единице. Его отработка на занятиях может проходить в игровой форме, в виде устной работы, с использованием письменных упражнений: расставить точки правильно, поставить нужный знак препинания в конце предложения и т.д.
2. Развивать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Решение этой задачи требует опоры на наглядный материал (предметные и сюжетные картинки, схемы, карточки): придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём; придумать предложение с определённым количеством слов; распространить предложение, увеличив количество слов; составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Например, дети придумывают предложения со словом “дуб”: “Дуб растёт около школы. На дубе появились листочки. На высоком дубе птицы свили гнёзда. Дети играют под дубом”. Потом учащиеся называют предложение, в котором слово “дуб” стоит первым, затем предложение, в котором это слово стоит вторым, и т.д. Предлагаю детям и другие задания: придумать предложение с определённым словом; составить графическую схему предложения (предложение обозначается одной длинной полоской, слова - короткими полосками); по графической схеме придумать предложение; определить место слова в предложении (какое по счёту); поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении (карточки можно заменить веером с цифрами).
3. Обучать детей составлять предложения из слов, данных с нарушением последовательности (без изменения и с изменением грамматических форм слов). Для решения этой задачи необходимы подготовительные упражнения, направленные на формирование новых умений. Степень участия детей в них сводится к минимуму, так как основным является усвоение алгоритма их выполнения.
Коррекционную работу провожу сначала на материале слов, данных в нужной грамматической форме. Учащимся, которые испытывают особые трудности в определении порядка слов в предложении, предлагаю выполнить работу по карточкам, где в ряду слов одно записано с большой буквы. На последующих этапах усложняю задание.
Для развития слухового внимания и умения правильного грамматического оформления предложений в устной речи предлагаю исправить несуразности в предложениях (“Правда или шутка?”, “Исправь ошибки”). Такие задания вызывают интерес, вносят в занятия элемент соревнования. Все учащиеся стремятся проявить смекалку и сообразительность. Моменты эмоциональной разрядки должны присутствовать в каждом коррекционном занятии. Замечательно, если они станут неотъемлемой его частью.
Во время работы с предлогами сначала уточняю пространственные значения предлогов с опорой на схемы, а потом другие их значения. Для закрепления умения правильно выбирать предлог использую дидактические игры, например, “Слово подбирай, предлог называй” (игра с мячом). Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схемы предлогов, мяч. На доске - предметные картинки: ребёнок, дудочка, мяч, шашки, кубики, щенок. Произношу слово “играет” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся называет словосочетание с добавлением нужного предлога: “Играет на дудочке”. Затем мяч передаётся следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.
Другой вариант игры. На доске - предметные картинки: белка, диван, цветок, корзинка, самолёт, машина. Под картинками - схемы предлогов. Произношу слово “летит” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся составляет предложение “самолёт летит над городом” и возвращает мяч педагогу. Ведущий называет новое слово “растёт” и кидает мяч следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.
Дидактическая игра “Меткие стрелки”. Оборудование: карточки с предлогами, мишени (квадраты из картона), круглые магнитики, синие и красные фишки. У учащихся по две карточки (количество карточек можно варьировать в зависимости от количества игроков) с записанными на них предлогами (в, на; под, за; с, из и т.д.). На доске - предложения с мишенями вместо предлогов. Игроки шёпотом читают предложения. Затем учащийся (учащиеся), который считает, что карточка с нужным предлогом находится у него, выходит к доске. На место мишени крепится карточка с предлогом. Учащийся читает предложение. Если мишень поражена, он получает синюю фишку, если ошибся - красную. Выигрывают учащиеся, у которых наименьшее количество красных фишек.
Параллельно включаю задания на отработку умения раздельного написания предлогов со словами. Для лучшего запоминания правила зачитываю четверостишье Н.Бетеньковой:
Из леса, к лугу, на полянку,
У кустика, с тропинки, в ямку,
От речки, около дороги -
Пиши отдельно все предлоги!
Затем провожу работу по дифференциации предлогов и приставок. На этом этапе коррекции значимыми являются тренировочные упражнения, которые способствуют преодолению ошибок языкового анализа и синтеза и позволяют детям автоматизировать процесс их различения.
Задачи упражнений по формированию слогового анализа и синтеза на лексическом уровне:
1. Формировать умение определять количество, последовательность и место слогов в слове. Работа в этом направлении начинается с актуализации на занятиях имеющихся знаний о слове и слоге. Проводится дифференциация понятий “слово” и “слог”. Затем дети выполняют задания, направленные на закрепление умения разграничивать данные понятия. Задания, как правило, носят игровой характер: “Хлопни в ладоши, если услышишь слог”, “Помаши руками над головой, если это будет слово”, “Если я назову слово, то улыбнись, если слог - нахмурься”.
При определении количества слогов с опорой на внешние вспомогательные средства использую следующие приёмы: отхлопать или отстучать слово по слогам; сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо.
Для развития умения определять последовательность слогов в слове предлагаю дидактическую игру “Назови словечко”, которая способствует закреплению словарных слов. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, фишки. Игру можно проводить в два этапа.
Первый этап. На доске - картинки: яблоко, котёнок, банан, книга, огурец, собака, ворона, картофель, автобус. Называю гласные буквы, которые есть в названии одной из картинок. Учащиеся должны назвать задуманное слово и проговорить его орфографически по слогам. Затем дети записывают слово в тетрадь и подчёркивают гласные буквы. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывают те, у кого больше фишек.
Второй этап (работа на уровне словосочетания). Дети подбирают к записанным именам существительным подходящие имена прилагательные с таким же количеством слогов: яблоко вкусное, яблоко сочное; банан спелый, банан жёлтый и т.д. Выигрывают те, у кого больше фишек.
2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов. Работа по выделению гласного звука и слога из слова предполагает использование следующих заданий: назвать гласный звук слова; поднять букву, соответствующую гласному звуку; записать только буквы гласных звуков; придумать слог с соответствующей гласной; определить место гласного звука в слове, показать соответствующую цифру; придумать слог, в котором гласный на первом, втором и третьем месте.
На этом этапе работы составляются схемы слова: с использованием только гласных звуков, распределением картинок в зависимости от количества слогов в их названии, определением пропущенного слога в названии картинки, выделением из предложения слова, состоящего из определённого количества слогов. Предлагаю упражнения, несущие дополнительную нагрузку, например, “Подружи слова”. В нём необходимо разделить слова каждого ряда на две равные группы и объяснить принцип группировки, а затем выписать слова, состоящие из трёх слогов.
Корова, телёнок, ягнёнок, овца.
Сентябрь, июнь, лето, осень.
Сентябрь, январь, ноябрь, декабрь.
Дуб, сосна, ель, берёза.
Следует отметить, что выполнение таких заданий всегда проходит оживлённо и вносит разнообразие в коррекционную работу.
Задачей заданий по формированию действия слогового анализа и синтеза является развитие фонематических процессов, внимания и памяти. Решению этой задачи способствует полифункциональный характер некоторых упражнений.
Фонетическая работа включает развитие звукового анализа и синтеза слов простых и сложных форм, формирование дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики.
Задачи упражнений по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза:
1. Формировать умение определять количество, последовательность и место звуков в слове.
2. Обучать умению производить звуко-буквенный анализ и синтез слов (простые и сложные формы). Работу по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза начинаю с закрепления навыков элементарной формы звукового анализа. Если учащиеся с дисграфией владеют им достаточно хорошо, то переходят к формированию сложных форм языкового анализа и синтеза. Коррекционную работу по развитию сложных форм языкового анализа и синтеза осуществляю с учётом последовательности этапов формирования умственных действий.
На подгрупповых коррекционных занятиях с учащимися 3-4 классов по развитию и закреплению умений фонематического анализа и синтеза при дифференциации парных звонких и глухих согласных использую не отдельные карточки с известными символами согласных звуков, а звуковые полоски. Они позволяют заменить традиционное поднимание карточек с изображёнными на них символами на простое прикосновение к выбранному символу карандашом или ручкой. Например, при различении парных согласных б - п в словах, которые являются ответами к загадкам, перед записью слова в тетрадь учащиеся показывают на звуковой дорожке, какой звук они услышали в слове “белка”. Потом уточняю, какая гласная указывает на его мягкость, а затем записываю слово. Это позволяет избежать ошибок, связанных с заменой согласных и обозначением их мягкости на письме гласными буквами. Такие полоски удобны в использовании при проведении дидактической игры “Необычный светофор”, где они выступают в роли светофора. Оборудование: звуковые дорожки с изображениями символов согласных звуков, предметные картинки (их подбор проводится с учётом пары дифференцируемых звонких и глухих согласных), красная карточка для ведущего. Прошу учащихся помочь словам перейти дорогу с помощью необычного светофора, а затем показываю картинки. Игроки определяют, какой из дифференцируемых согласных будет в этом слове, и дотрагиваются указкой до нужного сигнала светофора. Если ребёнок допускает ошибку, то ведущий показывает ему красную карточку. После исправления ошибки игра продолжается. Дети с удовольствием играют, отрабатывая умения дифференциации парных звонких и глухих согласных.
На заключительном этапе использую дидактическую игру “Умники и умницы” (играют 2-3 пары детей). Оборудование: карточки с написанными буквами и цифрами. Игра проводится в парах. Предлагаю расшифровать слова и записать их, объединить слова в пары по какому-либо признаку: по количеству гласных в словах; по одинаковому количеству слогов, звуков, букв, гласных; по наличию определённой орфограммы; по смыслу. Одно слово может объединяться с несколькими словами (в зависимости от выбора основания для объединения). Например: радуга - краски (по смыслу); туча - дача (по общей орфограмме); помидор - радуга (по количеству слогов); краски - крошки (по количеству букв) и т.д. Выигрывает команда, которой удалось составить наибольшее количество пар из расшифрованных слов за определённое время и объяснить основания для их объединения.
3. Развивать сукцессивные функции. Систематически провожу упражнения, направленные на развитие сукцессивных функций, развивающих способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Работа в этом направлении ведётся не изолированно, а параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.
Использование эффективных упражнений полифункционального характера способствует преодолению специфических ошибок письма у учащихся и позволяет обеспечить определённые условия для повышения качества коррекционного процесса.
Татьяна ПАСТАРНАКЕВИЧ,
учитель-дефектолог гимназии Ляховичей.
Этот метод относится не только к орфографии, но и ко всем разделам методики русского языка. Виды и приемы языкового анализа , используемые в правописании:
а) звукобуквенный (фонетико-графический) анализ слов,
их сочетаний, ведущий вид анализа в I классе, применяется и в последующих классах, особенно ценен в работе со словами, правописание которых существенно расходится с произношением;
б) слоговой и акцентологический анализ, выделение ударных и безударных слогов, применяется при проверке безударных гласных, при переносе слов со строки на строку;
в) семантический анализ, т.е. выяснение прямых и переносных значений слов и оборотов речи, многозначности, оттенков; особенно необходим при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.
г) словообразовательный, морфемный и этимологический анализ (в доступных случаях, разумеется),
применяется при изучении преимущественно правописания корней слов;
д) морфологический анализ - определение частей речи и
их форм, типов склонения, спряжения, применяется при усвоении
правописания падежных и личных окончаний, при различении
предлогов и приставок и пр.;
е) синтаксический анализ - выделение предложений из
текста, установление связей между словами в предложении, различение членов предложения, применяется при изучении пунктуации, способствует проверке правописания падежных и личных окончаний, предлогов и пр.
Одним из видов анализа является орфографический и пунктуационный разбор, т.е. обнаружение орфограмм и пунктограмм, их классификация и комментирование, т.е. указание способов проверки.
Языковой синтез тесно связан с анализом; его виды и приемы :
а) синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление
слогов и слов из фонетических и графических единиц, звукослияние в слоге и в слове, составление слов и их сочетаний из букв
разрезной азбуки на наборном полотне, запись слов на доске и в
тетрадях;
б) первые попытки словообразования: синтез слов по
образцу, на основе аналогии, по простейшим моделям, с заданными корнем, суффиксом, приставкой (при подборе проверочных слов);
в) синтез на уровне формообразования - склонение и
спряжение, запись полученных форм, связывание их с другими
словами;
г) синтез синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений, обеспечение связи слов, согласование и управление, передача мысли говорящего или пишущего, пунктуация;
д) построение компонентов текста (абзац, обеспечение связей между предложениями, пунктуация).
Синтез предложений и текста - это применение (закрепление) всего комплекса умений и в устной, и в письменной речи: выражение мысли в акустическом или графическом коде, интонации, графика, орфография, каллиграфия. Синтез в области орфографии - это проверка текста, слова и написание по результатам проверки.
Анализ и синтез переплетаются, сливаются: так, в изложении мысли (в сочинении) идет синтез мысли, языковой синтез на уровне внутренней речи, затем мысленный анализ - выделение орфограмм, затем снова синтез - в уме и графический, т.е. запись, написание.
В слуховом диктанте текст воспринимается синтетически, в акустическом коде; мысленно анализируется и одновременно перекодируется на графический код, выделяются орфограммы - опять анализ; орфограммы проверяются; текст вновь синтезируется и фиксируется в графическом коде.
Самоконтроль, самопроверка - смысловой синтез (мысленный) и одновременный анализ с установкой на орфографию.
Метод запоминания, заучивания или имитативный метод
Метод запоминания предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся.
Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого применяются следующие приемы:
а) установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно, или же вслух;
б) установка на правильное, безошибочное письмо, на создание в памяти только одного «образа слова» - правильного; при
ошибочном написании в памяти остаются два «образа слова», по
этому имитационный метод отвергает какографию (см. выше);
в) использование различного рода словарей: списков «словарных» слов в учебнике, плакатов с перечнем «трудных» слов, «Орфографических словариков» в виде отдельной книжки с алфавитным порядком слов (в настоящее время школа имеет несколько таких словарей - П.А.Грушникова, А.А.Бондаренко,Е.Н.Леоновича), других словариков - толковых, синонимических, словообразовательных; составление собственных ученических словариков;
г) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и
самодиктанты, различные виды списывания, особенно осложненные аналитико-синтетическими и другими дополнительными заданиями;
д) использование картин, наглядных пособий, таблиц, схем,
словообразовательных моделей;
е) запоминание морфемного состава слов (как непроверяемых,
так и проверяемых), словообразовательных гнезд, словосочетаний, целых предложений (пословиц, афоризмов, загадок, цитат, стихотворений, прозаических отрывков); выразительная речь,чтение, импровизация - все то, что формирует внутреннее чувствоязыка, языковую интуицию. Последняя впоследствии обеспечит автоматизированный навык безошибочного письма.
Не следует противопоставлять запоминание методам сознательного усвоения орфографии. Запоминание уместно не только при усвоении одних только непроверяемых написаний. Оно уместно при написании приставок: их немного, они легко запоминаются; некоторых суффиксов: -ан-, -ян-, -ин- и др.; корней с чередованиями и т.п. Осторожнее следует относиться к запоминанию окончаний - падежных, личных, имеющих в своем составе безударные гласные: здесь запоминание должно быть направлено на способ проверки, т.е. на правило. Не рекомендуется также запоминание при употреблении заглавных букв и других дифференцирующих написаний, при переносе слов, в случаях слитного и раздельного написания слов.
Метод решения грамматико-орфографических задач
Значение этого метода возрастает от I к IV классу. Он более других способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения - алгоритм (или выбрать из числа составлявшихся ранее), выполнить все «шаги» решения, сделать вывод, произвести самопроверку (см. Структуру орфографического действия).
Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории - грамматики, словообразования, фонетики, морфемики, лексикологии, на общее языковое развитие школьника, на понимание значений языковых единиц и смысла текста. Сами задачи имеют широкую шкалу сложности, в которой заложены возможности повышения познавательной активности и самостоятельности школьников.
Алгоритмы
Идеи моделирования и алгоритмизации все более проникают в технологию правописания, в практику даже начальной школы. В помощь учащимся создаются памятки (т.е., в сущности, те же алгоритмы, доступно изложенные), указания в виде плакатов, таблиц и схем.
Алгоритм - это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом решения задачи определенного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм приводит к правильному решению задачи. Примеры алгоритмов уже встречались выше; рассмотрим алгоритмы подробнее:
Алгоритм проверки употребления разделительного ъ
1-й шаг: Указать орфограмму, назвать ее тип. Проверяемые слова:
2-й шаг: Есть ли в слове приставка?
Да Нет: ъ не пишется
3-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? поехал
Да Нет: ъ не пишется подъем
4-й шаг: Есть ли после приставки е, ё или я?
Да: ъ пишется Нет: ъ не пишется поднял
5-й шаг: Написать слово правильно, проверить его.
Такое подробное рассуждение необходимо лишь на начальных этапах овладения алгоритмом, затем оно постепенно сокращается, «свертывается».
Далеко не все правила орфографии и пунктуации легко поддаются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым (жи, ши, ча, ща, чу, щу), в иных случаях - слишком сложным, например, проверка безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений. Требуется до 10 шагов, что превышает возможности школьника IV класса, ибо объем его оперативной памяти не превышает 2-5 единиц.
В начале изучения орфографической темы, когда применение правила находится на начальной стадии, следует добиваться от учащихся полных рассуждений по всем «шагам» алгоритма, даже если они кажутся избыточными. Но в дальнейшем, по мере безошибочного овладения действием по алгоритму и заметной учителю постепенной автоматизации действий ученика, необходимость полного воспроизведения общего способа решения грамматико-орфографической задачи отпадает: умение работать по полному алгоритму должно сохраняться для самоконтроля, на случай необходимости.
Поскольку обучение правописанию имеет цель формирование навыка, автоматизма, то в системе обучения ему отводится более половины времени, и до 80% площади в учебниках затрачивается на упражнения разнообразных видов. Как правило, эти упражнения предусматривают не только практическое действие - письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической теорией и орфографическими правилами.
3. Упражнения могут быть и устными (комментирование напечатанного или написанного текста, проговаривание слов, выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр.), но письменные упражнения преобладают.
Письмо подразделяется, в первую очередь, на естественное , саостоятельное, т.е. на выражение своей мысли и ее запись (сочинение, изложение, творческие и свободные диктанты, письма, деловые бумаги): в них правописание выполняет свою естественную нормативную функцию, и на учебное, искусственное (списывание, слуховые и зрительные диктанты и пр.): в них главной целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание.
В зависимости от методической (и дидактической) концепции, выбранной школой и учителем, преимущество в практических системах обучения отдается тем или другим видам упражнений.
Рассмотрим некоторые из видов упражнений.
Имитативные упражнения (виды списывания)
Списывание – это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.
Виды заданий при списывании:
а) списывание без заданий: записываются слова, предложения, текст;
никаких указаний не дается; цель: списать точно, без единой
ошибки, без каких-либо искажений;
б) в тексте для списывания пропущены некоторые буквы, иногда - морфемы, например окончания. В этом случае орфограммы
указаны, сам учащийся не должен их искать, а только понять их
тип и решать грамматико-орфографическую задачу по алгоритму.
Орфограммы могут быть на одно правило, чаще – на несколько.
Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой - повышают целенаправленность работы, устраняют вероятность бессознательной догадки, ибо требуют обоснованного выбора;
в) к списываемому тексту предлагаются дополнительные задания: выделить те или иные грамматические единицы, указать в скобках
проверочные слова и т.п. Разнообразие заданий, в сущности, безгранично;
г) одной из высших форм списывания можно считать письмо по
памяти заученного текста. Такие тексты обычно бывают образцовыми, далеко не простыми и, разумеется, не адаптированными.
Младшие школьники пишут стихотворный или прозаический текст, созданный мастером слова, это оценивается высоко. Припоминая этот
текст, школьник должен сам найти все трудные места, проверить
их, осознать. Иногда этот вид письма относят к диктантам, называют диктантом «проверяю себя», или самодиктантом.
При списывании действует не только зрительная память, но и логическая, и рукодвигательная, а иногда - и слуховая.
Списывание как методический прием (иногда его называли методом) имеет разную степень сознательной работы ученика: от простого копирования, которое тоже бывает необходимо, до полного, несвернутого решения грамматико-орфографических задач.
Виды диктантов
Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого заключается в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста.
Диктанты, как и списывание, чрезвычайно распространены в практике школ. Диктанты различают:
По цели проведения
обучащие контрольные
(цель: учить детей правописанию) (проверка усвоенных знаний)
Методика:
1. Текст читается полностью.
Предупреди- объясни- комменти- 2. Читается первое предложение.
тельный тельный рованный 3. Диктуется по частям
(орфограммы (орфограммы (объяснение предложение (2-3 слова).
комментируются объясняются орфограммы 4. Повторяется все предложение.
до письма) после в процессе 5. Читается весь текст.
написания) письма)
1) при проведении большая
разбора обычно
работают только самостоятельность
сильные ученики.
2) после разбора
дети часто пишут, не думая.
По форме проведения
зрительные слуховые
Слуховой диктант определяют как орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т.е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм:
а) акустическое восприятие диктуемого текста;
б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический,
грамматический, орфографический;
в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным
графическим изображением;
г) на этой основе - мысленное выделение орфограмм;
д) их проверка различными способами, преимущественно с
помощью правил;
е) запись; проверка и запись должны совпадать во времени,
иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо);
ж) самопроверка.
После завершения диктанта учитель отводит время на окончательную проверку всего текста.
Слуховой диктант диктуется строго орфоэпически, иначе он не выполнит свою функцию перекодирования речи с акустического кода на графический.
Слуховые диктанты требуют систематического использования учителем.
Зрительными диктантами называют орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии.
Механизм зрительного диктанта:
а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;
б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с
первого раза);
в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;
г) запись под диктовку на основе зрительного образа слов;
д) самопроверка по образцовому тексту.
(от 5 до 15 слов) не составляющие связного текста
По характеру операций учащихся
выборочный свободный творческий самодиктант
Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части диктуемого текста, соответствующей заданию. Например, записывают слова только на определенное правило. Этот вид диктанта нельзя предлагать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний, -тся и –ться в глаголах и т. д.). Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая – выписывание слов без их изменения. Наиболее трудная – выборочная запись с предварительным изменением слов. Выборочный диктант ценен тем, что исключает возможность механической записи, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов, развитию орфографической зоркости.
Свободный диктант предполагает запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла. Текст прочитывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик излагает его по-своему, в своем индивидуальном ключе.
Творческий диктант предполагает запись диктуемого текста с предварительным изменением. Различают несколько видов творческих изменений:
Диктант со вставкой слов (распространение предложений);
Диктант с изменением грамматической формы слов.
Самодиктант, или диктант «проверяю себя», есть, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное прочтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Это способ преодоления отставания в правописании.
В методической литературе можно встретить и такие названия диктантов, как предметный диктант (требуется написать названия всех предметов определенной тематической группы, например названия деревьев),
Грамматико-орфографическое комментирование
Его первоначальное название комментированное письмо, позже - комментируемое письмо.
Картотека заданий
по развитию навыков языкового анализа и синтеза
Карточка № 1
летом Алёша и Вова пошли в лес там Алёша увидел зайчат он быстро накрыл их платком дети принесли зайчат домой теперь они живут в школе там есть уголок живой природы
Прочитайте слова. Назовите слова, противоположные данным по смыслу (антонимы).
Глубокая – толстые –
Полная – широкие –
Острый – сильный –
Высокий – красивая –
Длинное – больная –
Мягкое – весёлый –
Текст
1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
2. К тексту можно придумать заглавие.
3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
Предложение - это слово или несколько слов, связанных по смыслу. Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью и выражает законченную мысль.
Карточка № 2
Прочитайте текст. Придумайте и запишите название. Найдите границы предложений. Запишите каждое предложение с новой строки. Под каждым предложением начертите его графическую схему.
!__________ . !__________ ? !__________ !
наступил вечер какая чудная стоит тишина на небе зажигаются первые звёзды отчего розовеет гори- зонт на востоке это восходит луна
Карточка № 3
Придумайте и запишите 3 предложения: повествовательное, вопросительное и восклицательное.
Предложение - это слово или несколько слов, связанных по смыслу. Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью и выражает законченную мысль.
Карточка № 4
Прочитайте слова. К каждому слову из 1-го столбика подберите слова из 2-го столбика. Составьте и запишите предложение с каждой парой слов.
ПЕРЕУЛОК НАБЕРЕЖНАЯ ПРОСПЕКТ | МОРАВСКИЙ АНГЛИЙСКАЯ ЗАГРЕБСКИЙ |
Карточка № 5 (3 класс)
1. Прочитайте простое предложение. Запишите предложение в тетрадь, ответив на вопросы в скобках. Под каждым предложением начертите его схему. Образец смотрите в тетради в клетку.
Ученик собирает. (Какой? Что? Как? Когда?).
Мама готовит. (Какая? Что? Как? Кому? Когда?).
Учитель принёс. (Какой? Что? Кому? Когда? Каким? Сколько?).
2. Придумайте одно имя существительное. Подберите к нему имя прилагательное и глагол. Составьте и запишите с данными словами три предложения. (Если нужно добавляйте ещё и другие слова).
ЧАСТИ РЕЧИ |
||
СУЩЕСТВИ-ТЕЛЬНОЕ | ПРИЛАГА-ТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? | ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЕТ? |
|
ПРЕДМЕТ | ПРИЗНАК | ДЕЙСТВИЕ |
Разбор предложения по членам предложения.
1. Определите подлежащее. Подчеркните его одной чертой.
2. Определите сказуемое. Подчеркните его двумя чертами.
3. Задайте вопросы от подлежащего. Покажите стрелочкой и подпишите вопрос над стрелочкой.
4. Задайте вопросы от сказуемого к другим словам в предложении. Обозначьте связь слов стрелками. Подпишите над стрелочкой вопросы.
Найти и подчеркнуть главные члены предложения.
Обвести предлоги.
(2 класс) Начертить схему каждого предложения в тетради.
(3 класс) Списать текст и начертить схему каждого предложения в тетради.
ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ ДЕТИ ПРИХОДЯТ ШКОЛУ
ВСЕ СТРОЯТСЯ ЛИНЕЙКЕ ШКОЛОЙ ДИРЕКТОР
ВЫХОДИТ ШКОЛЫ ОН ПОЗДРАВЛЯЕТ ВСЕХ
НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА ДО-
ВОЛЬНЫЕ УЧЕНИКИ ИДУТ УЧИТЕЛЕМ КЛАС-
САМ РЕБЯТА СТРОЯТСЯ ПАРАМИ ДВЕРЬЮ
КЛАССА ЗВЕНИТ ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ЗВО-
НОК ШКОЛЕ НАЧИНАЮТСЯ УРОКИ
Карточка № 7 (3 класс)
1. Прочитайте простое предложение. Распространите предложение по вопросам. Запишите новое предложение ответив на вопросы в скобках. Обведите предлоги.
Подчеркните главные члены предложения. Начертите схему предложения.
Добрая бабушка приехала в город из деревни.
А) Зрители выходили. (Какие? Как? Когда? Откуда?)
Б) Ветер дул. (Какой? Как? Куда? Откуда?)
Правило:
Предложение
Словосочетание
Карточка № 7 (4 класс)
1. Прочитайте простое предложение. Распространите предложение по вопросам. Запишите новое предложение ответив на вопросы в скобках. Обведите предлоги. Подчеркните главные члены предложения. Начертите схему предложения. Стрелками обозначьте вопросы
Образец: Бабушка приехала. (Какая? Куда? Откуда?)
Добрая бабушка приехала в город из деревни.
А) Зрители выходили. (Какие? Как? Когда?Откуда?)
Б) Ветер дул. (Какой? Как? Куда?Откуда?)
2. Прочитайте пословицы. Устно объясните их значение. Вставьте нужные предлоги. Назовите слово с предлогом.
Делать _____ мухи слона. Язык _____ Киева доведёт. _____ страха глаза велики. Выйти сухим _____ воды. Моя хата _____ края. _____ жара и камень треснет.
Правило:
Предложение - несколько слов, связанных по смыслу, выражает законченную мысль.
Словосочетание - два или три слова связанные по смыслу, мысль не законченная.
Карточка № 8 (3 класс)
1. Составьте предложение с данными словами. Устно задавайте вопрос к каждому слову.
Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения. Начертите схему.
2. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенный предлог по смыслу. Выпишите предлог со словом. Между ними устно задайте вопрос или поставьте другое слово.
под (зеленым) листиком
Карточка № 8 (4 класс)
1. Составьте предложение с данными словами. Устно задавайте вопрос к каждому слову. Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения. Стрелочками укажите вопросы. Начертите схему.
1. маленькие, ходили, каток, дети, на, сегодня;
2. поедут, юг, молодые, на, родители, летом;
3. мальчики, ходили, музей, умные, в, вчера;
4. хороший, в, компот, повар, кладёт, фрукты;
5. собака, на, бежит, маленького, быстро, Юру;
2. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенный предлог по смыслу. Выпишите предлог со словом. Между ними задайте вопрос или поставьте другое слово.
Образец: под (каким?) листиком
под (зеленым) листиком
Муравей спрятался … листиком. … морем кружатся чайки. Серёжа достал … кармана перочинный ножик. … вечеру буря утихла. … еловой ветки упала шишка. Рак живёт … корягой. Уплыла рыбка … синее море.
Карточка №9 (3 класс)
2. Добавьте в каждое предложение слово по смыслу. Задайте вопрос к этому слову и подпишите часть речи.
Рыбак ____________ рыбу. Портниха _____________ платье.
Повар ____________ суп. Мама ____________ книгу. Собака _____________ кость. Бабушка ____________ носки.
Карточка №9 (4 класс)
1. По данным словам составьте и запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения. Начертите схему.
Скачет, дворе, серый, по, быстро, воробей, дорожке, во;
Всегда, настоящий, на, приходит, другу, помощь, к, товарищ;
2. Добавьте в каждое предложение слово по смыслу. Задайте вопрос к этому слову и подпишите часть речи. Обведите предлоги. Устно задайте вопрос и вставьте другое слово между предлогом и словом.
Рыбак ____________ рыбу на озере. ____________ шьет платье в ателье. Повар ____________ суп на плите. ______ читает книгу с картинками. Собака _____________ кость за домом. ____________ вяжет носки к празднику.
Карточка № 10
Прочитайте текст. Найдите в нём предложения. При-думайте и запишите название. Спишите текст.
дело было вечером ваня шёл с дедом по лесу солнце уже садилось ваня увидел под деревом чёрное пятно он подумал что это медведь от страха мальчик полез на дерево на самом деле это был обычный пень пень напугал мальчика
Подчеркните главные члены предложения. Обведите предлоги. К каждому предложению начертите схему.
Карточка № 11(3 класс)
Отгадайте, из какой сказки этот отрывок. Напишите название и автора.
Определите границы предложений. Найдите и исправьте ошибки, расставьте знаки препинания.
Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Начертите схему каждого предложения. Обозначьте предлоги на схеме О
в городе канзасе жила маленькая девочка элли её папа джон работал в поле мама анна вела домашнее хозяйство элли любила играть со своим весёлым пёсиком тотошкой один раз ураган забросил домик с элли в волшебную страну девочка отправилась к великому волшебнику гудвину по дороге в изумрудный город она столкнулась с разными трудностями девочка познакомилась с новыми и верными друзьями
Карточка № 12 (3 класс)
1. Составьте и запишите по 3 слова (слога) на каждую схему.
(гласные - красным, согласные - синим).
ООО, ООО, ООО, ООО, ОООО, ОООО.
2. Вставьте пропущенные гласные буквы: а, о, у, ы.
Запишите слова в тетрадь. Подчеркните гласные красным.
С. д, л. б, л. к, б. й, с. к, г. л, л. м, м. л;
С. рт, к. ст, р. ст, п. рк, к. рт, к. рп, м. ст, б. кс;
Бр. т, кр. г, дв. р, кл. к, бр. с, пл. т, Кр. м, кн. т,
сл. н, гр. м, пл. г.
3. Запишите предложение в тетрадь. Найдите родственные слова. Обозначьте корень.
Над маковым полем показалось солнышко и ярко-красные маки потянули к нему свои маковки.
ЗАПОМНИ!
Звуки и буквы В устной речи слова состоят из звуков, в письменной речи из букв. Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем, называем. Гласный звук При произношении не встречает преграды. Гласный звук образует слог. Согласный звук При произношении встречает преграду: губы, зубы, язык, дёсны. Слог образует только вместе с гласным. |
Родственные или однокоренные слова – это слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень. Корень – это общая часть родственных слов. |
Карточка № 13 (4класс)
1. Составьте и запишите по 3 слова на каждую схему. Используйте следующие гласные: а, о, у, ы, и, э.
ОООО ОООО ООО-ОО ООО -ОО ООО-ООО
2. Вставьте пропущенные буквы: а, о, у, ы, и.
Подчеркните гласные красным.
К. рт с. рт к. рм бр. с л. сь
Л. ст к. ст шт. к ст. г р. сь
П. рк т. рт кр. й вк. с м. зь
Л. фт п. ст шр. м гр. м Р. сь
Карточка № 14 (3 класс)
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные красным. Разделите слова на слоги. (На листочке).
Ряб_н_ сор_к_ ватр_шк_
Дор_г_ мал_н_ горб_шк_
Кур_ц_ авт_б_с д_рочк_
Вор_т_ крап_в_ в_лочк_
2. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные красным. Разделите слова на слоги. (На листочке).
Дор. жн. й мол. д.й дуб. в. й
шрфик крсит капкн
мстик бросил кирпч
лжка брсок кувшн
стлик строж платк
злото бтылка картна
капитн корзна мльница
СУФФИКС
Карточка № 14 (4 класс)
1. Вставьте пропущенные гласные буквы. Подчеркните гласные красным. Разделите слова на слоги.
Ряб_н_ сор_к_ ватр_шк_
Дор_г_ мал_н_ горб_шк_
Кур_ц_ авт_б_с д_рочк_
Вор_т_ крап_в_ в_лочк_
2. Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы. Обозначьте корень, суффикс и окончание.
Дор. жн. й мол. д.й дуб. в. й
Хол. дн. й гр. зов. й зол. т. й
Кор. тк. й м. леньк. й б. леньк. й
Гол. б. й с. неньк. й кр. гленьк. й
3. Внимательно прочитайте слова. Найдите ошибки, если есть. Исправьте ошибки. Спишите слова. Подчеркните гласные буквы красным, разделите слова на слоги.
шрфик крсит капкн
мстик бросил кирпч
лжка брсок кувшн
стлик строж платк
злото бтылка картна
капитн корзна мльница
СУФФИКС – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Например: сад, садик, садовый, садовник.
Карточка № 15 (3 класс)
1. Внимательно прочитайте слова. Найдите ошибки и исправьте их. Напишите слова правильно. Подчеркните пропущенные гласные красным. Зим, рчка, магазн, сдик, врона, ворта, глубь, стран, шапк, струн, стрница, пальт, гловка, старенькй, сапжник, шапочк. 2. Прочитайте текст, восстанавливая однокоренные слова. Выпишите эти слова. Обозначьте корень. Подпишите часть речи над каждым выписанным словом. Был зимний денёк. На улице был опад. Хлопьями падал мягкий ок. На школьный двор выбежали дети и стали играть в ки. Коля скатал ный ком. Са-ша и Петя тоже прикатили свои ные комки. Во дво-ре появился забавный овик. В воздухе кружились пушистые инки. |
Карточка № 16 (4 класс)
1. Вставьте подходящие слоги. Напишите слова, разделите их на слоги. Подчеркните гласные.
Каре … аз … ка … тала … лото
Мали … ар … зы … шала бе … за
Поло … от … ты … гала ра … га
Кура … от … да … лала кону …
Слоги для справок:
(на, са, та, га); (ве, ра, бу, бу); (ре, де, бе, чи); (зо, ра, рё, ду).
2. Прочитайте текст, восстанавливая однокоренные слова. Выпишите однокоренные слова. Обозначьте корень.
Боря живёт в При_____ ском крае. Его ещё называют При_____ем. Борин дом стоит на берегу ____ я. Папа у Бори - _____як. Он плавает на большом _____ ском теплоходе. Папа побывал во многих за______ских странах.
____________________________________________________
Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:
Ходить, под|ходить, пере|ходить, вы|ходить, у|ходить.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ:
1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
4. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Карточка №17 (4 класс)
1. Составьте слова из слогов. Напишите их. Разделите слова на слоги. Подчеркните гласные.
шал, ве, ка ка, ко, сил точ, ка, лас
поч, ще, ка ка, по, душ точ, ка, кос
роч, ды, ка ка, ро, маш ныш, ко, сол
леж, те, ка ки, но, сил точ, ка, фор
ча, ран, са щик, ка, мен снеж, ник, под
де, ки, тиш жов, кры, ник нист, ши, ма
ли, жу, рав слив, но, чер рич, ка, сест
2. Соедините слоги, чтобы получились слова.
за бе ва ла за ре роз ка
вы но ка ли де мо вуш лы
у ли си ют по ко муш ки
на пе га ло кро гре ди ка
Прочитайте и запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения. Начертите схему. Выпишите 2 словосочетания.
Рано утром ловкий рыбак с удовольствием ловит рыбу на озере.
Карточка № 18 (4 класс)
1.Продолжите цепочку слов так, чтобы последний слог первого слова был бы первым слогом второго слова и т.д.
Например : ра ма – ма ма – ма ки - …
Придумайте и запишите ещё 10 слов.
2. Прочитайте текст. Поставьте ударение в выделенных словах.
За дверью слышны голоса . У Зины сегодня нет голоса . Эти горы высоки. На склоне горы пасётся стадо. Мы знаем реки нашей Родины. Вдоль берега реки бежит тропинка. Загорели наши ноги . Мне не вытянуть своей ноги. Ворона меньше ворона . Подбери полы да вымой полы . Я мою мою младшую сестру.
Карточка № 19 (3, 4 класс)
1. Распределите данные слова в соответствии со схемами. Запишите их в три группы: Сначала с ударением на 1-ый слог, потом на 2-ой и затем на 3-ий. Разделите все слова на слоги.
Ххх хХх ххХ
Прогулка, карандаш, горизонт, овощи, ворона, командир, молоко, огород, капуста, улица, машина, пироги, однажды, словари, выскочил, скакалки, проскакал, угроза, погрозил, прыгуны, рассказал, сказочка, сказали, выучил, разучим, овощной.
2. Прочитайте словосочетания парами. Вставьте пропущенные гласные, запишите в скобках проверочные слова.
Зап_вать ( _ _ ) лекарство – зап_вать (_______) песню;
Отв_рить (_______) дверь – отв_рить (________) картофель;
Пол_скать (________) бельё – пол_скать (________) ребёнка;
Св_ла (_______) гнездо – св_ела (________) по ступенькам;
Сп_ши (_______) задание – не сп_ши (________) через дорогу;
Прим_рять (_______) друзей – прим_рять (_______) костюм.
Карточка № 20 (3 класс)
1. Вставьте в слова пропущенные гласные и подчеркните эти буквы. В каждой строчке пропущена одна и та же буква.
А) .ма, .ша, .щик, ма.к, ла.ли, нова., стара.
Б) водо.м, .жики, мо., да.т, бель., ку.т, .лка, зада.т, по.т
В) со.з, у.тный, узна.т, .ра, .ля, по.т, дела.т, лета.т
Г) .дут, .гор, при.хал, красно., .лена, .меля, бело.
Парные гласные:
А О Э У Ы - гласные 1-го ряда
Я Ё Е Ю И - гласные 2-го ряда
Карточка № 20 (4 класс)
Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.
2. Прочитайте слова и разделите их на две группы, в зависимости от приставки (1 -по или 2 -под ). Выделите корень и приставку. Над словами пишите цифру 1 или 2.
Поделка, подделка, подарок, подбавить, подвиг, подводник, подворотня, подержать, поддержать, подиктовать, подколоть, поднос, подоить, похудеть, подумать, подтянуть.
Парные гласные:
А О Э У Ы - гласные 1-го ряда
Я Ё Е Ю И - гласные 2-го ряда
Карточка № 21
а л – мя
Образец: Кос ы – кос и
начинать – начинять
А – Я О - Ё
спел.. б.шн. т.нкая п.г.да
редк.. слив. вар.ная св.кла
У – Ю Ы - И
гол.бая игл.шка с.тая л.с.ца
пл.шевая кл.шка р.жая р.сь
Карточка № 21
1. Прочитайте пары слов. Подчеркните парные гласные (например: ма л – мя л). Обозначить твёрдые согласные – синим, мягкие согласные– зелёным.
Устно составьте предложение с каждой парой слов.
Образец: Кос ы – кос и . Не коси траву распустив косы.
рад – ряд маты - мяты уголок - уголёк
ров – рёв лук – люк завал - завял
нос – нёс слог – слёг поток - потёк
вол – вёл мыл – мил потомки - потёмки
начинать – начинять
2. Вставьте пропущенные буквы, составьте и запишите словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков. Подчерк-ните гласные красным, твёрдые согласные – синим, мягкие – зелёным.
А – Я О - Ё
спел.. б.шн. т.нкая п.г.да
ст.р.. к.ртин. х.р.шая ж.рд.чка
редк.. слив. вар.ная св.кла
У – Ю Ы - И
гол.бая игл.шка с.тая л.с.ца
пл.шевая кл.шка р.жая р.сь
хоккейная р.башка кн.жная стран.ца
Карточка № 22 (3, 4 класс)
1. Прочитайте слова. Подчеркните все твёрдые согласные синим карандашом, гласные 1-го ряда - красным. Разделите все слова на слоги.
Валя, Таня, Галя, Лена, Коля, Люба, Катюша;
Грядка, тряпка, повёл, козёл, литры, вёдра, шофёр, минус, банки, круги, ребус, зёрна, крючок, клюква.
2. Прочитайте слова. Подчеркните все мягкие согласные зелёным карандашом, гласные 2-го ряда - красным. Во всех словах поставьте ударение.
Руки, кино, киты, пуля, лиса, сюда, люки, дубы;
Рисуй, мешок, песок, круги, вилка, вишни, рыбак, писал, рубил, вязал, пират, пироги, сапоги, дерево, берега.
А – Я
Цветы у В_ли з_в_ли. Сын гл_дит, как м_м_ гл_дит. Н_ д_ и Д_ш_ ед_т к_шу. Я с_ду в с_ду.
О – Ё
Л_ня л_вит рыбу. Брат прив_з целый в_з сена. У т_ти Т_ни была т_лка Т_мка. У Ал_ши н_вые гал_ши.
У – Ю
Павл_ша ел спел_ю кл_кву. Н_жно п_лить вишн_ . Ил_ша водит в школ_ Л_ш_ . Отец послал Пет_ на почт_ . Ы – И
У Люс_ с_н_е бус_ . Нельзя заг_бать в кн_гах л_ст_. На р_нке б_ло много гр_бов: л_с_чк_, р_ж_к_, бел_е и подос_нов_к_. У рек_ шурш_т кам_ш.
2. Прочитайте слова и зачеркните одно лишнее слово из каждой строчки. (Смотрите на различие слов по звукам).
Флаг, шкаф, лист, стол.
Бабочка, катушка, ромашка, кукушка.
Линия, синий, силач, лебедь.
Синица, собака, лисица, рябина.
Зебра, кошка, паста, сумка
Карточка № 24
1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву мягкий знак там, где это нужно. Разделите все слова на слоги. Подчеркните твёрдый согласный в конце слова - синим; мягкий согласный в конце слова - вместе с буквой Ь - зелёным.
Штрафной удар_, нержавеющая стал_, густая пыл_, сильный жар_, белый мел_, острый угол_, каменный угол_, длинный шест_, зелёная ел_, обширная мел_, тяжёлый вес_, красный нос_, цифра сем_, гнедой кон_, воздушный шар_, дикий звер_, морской окун_, тёплый ден_, густой лес_, старый пен_, невыносимая бол_, оценка пят_, серый волк_, новый буквар_.
2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенную букву Ь там, где это нужно. Спишите предложения. Начертите после каждого предложения его схему.
Обозначьте твёрдые и мягкие согласные в конце слова.
Весы показывают_ правильный_ вес_. Вес_ ден_ льёт_ дожд_. Антон_ мыл_ грузовик_ . Хорошо мыл_ лицо и руки. Щенок_ лез_ под_ крыльцо. Не лез_ на крышу – упадёшь.
Карточка № 25
1. Спишите словосочетания, вставьте, где надо букву "ь". Подчеркните мягкие согласные вместе с буквой "ь" - зелёным цветом.
Кис..лый апел..син, чёр..ное пал..то, стал..ные кон..ки, лес..ная ол..ха, довол..ный мал..чик, мален..кая девоч..ка, апел..синовая дол..ка, тон..кое кол..цо, сил..ные пал..цы, жёл..тая пыл..ца, бол..шой бул..дог, сед..мая квар..тира, интерес..ный фил..м, наряд..ные сер..ги, шус..трые бел..чата, крас..ная звез..да, голод..ные вол..чата.
2. Составьте и запишите одно предложение с любым словосочетанием из задания № 1. Начертите его схему.
Карточка № 26
1. Внимательно прочитайте предложения. Найдите и исправьте допущенные ошибки. Запишите предложения правильно. Подчеркните мягкие согласные вместе с буквой "ь".
Медвед любит мёд. Волк – опасный звер. На ел сель дятель. Игор вошёль в класс. Сеньтябр – осенний месяц. Ветерь поднял пыл. Возле дома сьтоит лошад. Брос дьрова в огон. Бабушька засолила огурьцы в баньке. Книги стоять на польке. Павлик мылся в банке. девочьки танцують полку. Олга лежит в болнице.
2. Выпишите по 2 словосочетания:
1 - прилагательное +существительное
2 - глагол +существительное (сказ.+ второстеп.член предл.)
Карточка № 27 (3 класс)
1. Прочитайте предложения. Вставьте, где нужно букву Ь.
Подчеркните мягкие согласные вместе с буквой Ь.
Не по Сен()ке шапка. Машет палоч()кой пин()гвин, граж()данин поляр()ных л()дин. Школ()ник, школ()ник, ты силач(): шар зем()ной несёшь как мяч(). Вес() каток в огон()ках, скол()ко ног на кон()ках! Был() сынок у мамен()ки – мед()вежонок мален()кий.
2. Выписать 2 словосочетания из задания № 1.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь
Пишется после согласных перед гласными буквами 2-го ряда Я, Е, Ё, Ю, И.
Например: перья, льёт, вьюга, воробьи.
Карточка № 28 (2 класс)
1. Составьте звуковую схему каждого слова. Начертите её в тетради, подпишите слово под схемой, проговаривайте каждый звук. Например: ОООО, ООО
БАЛ, РОСТ, СПОР, СУП, КВАС, ПИСК, ЛИС, СМЕХ.
2. «Любопытный». Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Все слова в одном предложении должны начинаться на одинаковую букву.
Что делает? (Что сделал? Что будет делать?) | |||
П апа | п одарил | П авлику | п ушку |
Карточка № 29 (3 класс)
1. Прочитайте слова, замените нужную букву. Запишите эти слова парами. Подчеркните буквы, которыми они отличаются. Составьте звуковую (цветовую) схему каждого слова.
А) Замените начальную согласную букву:
Точка, балка, лук, лак, ком, день, педаль, макет.
Б) Замените конечную согласную букву:
Сыр, сон, кот, сук, мак, стоп.
2) Со словами из задания №1 составьте и запишите
2 словосочетания: прилаг.+ сущ.
Начертите схему словосочетания.
Карточка № 30
1. Из данных букв составьте слова. Начертите их звуковые схемы. Запишите эти слова под их схемами.
Р, С, Ы К, С, У К, М, О
Н, С, О А, М, К П, С, Т, О
Т, К, О У, Л, К Т, Р, О, К
2. Выпишите нужную букву из каждого слова. Начертите звуковую схему нового слова. Подпишите слово под схемой.
А) 1-ую букву из слов:
Жаба, окна, нота, груша, лиса, ёлка, рыба.
Б) 3-ю букву из слов:
Изгиб, крик, зима, зонтик, кран, мосты, сутки.
В) 2-ю букву из слов:
Удот, приз, метла, остров, ясень, киты, урна, тортик, овраг, ящик, рисунок, икра.
Карточка № 31
1. Прочитайте слова. Вставьте в них буквы данные в скобках. Подчеркните каждую букву нужным цветом. Гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым.
с. ис. ок (в, т) с. ад. ий (л, к)
кор. и. ка (з, н) к. а. ный (р, с)
к. ас. и (р, к) о. ром. ый (г, н)
га. сту. (л, к) х. а. рый (р, б)
к. и. нул (р, к) г. яз. о (р, н)
п. ы. нул (р, г) т. у. но (р, д)
к. як. ул (р, н) в. ед. о (р, н)
б. ы. нул (р, з) в. а. но (л, ж)
2. Из данных букв составьте и запишите слова. Начертите их звуковые схемы.
Т, Р, О, Т К, С, А, В
Н, У, К, В К, Б, А, Р
Т, А, О, Н Б, Р, И, Г
Р, О, Г, М С, У, Т, К
3. Составьте предложение из 8 слов о любом животном и запишите его.
1. Начертите схему данного предложения;
2. Разделите каждое слово на слоги;
3. Обозначьте каждый звук в каждом слове;
Карточка № 32
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Обозначьте границы предложений, расставьте знаки препинания (не забудьте про запятые).
ребята вышли на лужайку хорошо весной в лесу зацвели первые подснежники и душистые ландыши тихо в лесу но иногда слышен щебет птиц дети увидали ежика а он свернулся в клубочек они не тронут не обидят ежа
Задание «Зоркий глаз»
Вычеркните из ряда букв ту, которая стоит в строчке первой.
ПНРГТПНТКЛИШПНКЧИ
РФЯБЯРЬРВЬЮБРЫВРБЬ
ЮРОНЮЯФСЮОЭБВЮФ
Карточка № 33
Разделите предложения на слова (исправьте ошибки, если есть).
Выпишите слово с приставкой, разберите его по составу.
Выпишите предлог со словом (проверьте письменно).
мыпоедемнадачутамунасчудныйсадвеснойвсадурасцветутландыши
ужиуползливчашувноркуспряталисьеживеселыестрижи пролетаютнадполем
умашисегоднягостиребятапоиграютвсадумаманакроетна столипозоветдетей
Карточка № 34
Прочитайте слова. Взять поочередно из начала и конца по одной букве и составить слово.
УОАЙЖР ЛСОАДПТИ
ОТБЬРЯК ННСЬЕТАЕ
Игра "Прятки".
БКЛЕТНИЙСПОМПЛКУДЕНЬОПРТ
ГОДФЛАДНКОРМИТЖЩЦ
Карточка № 35
Задание 1: Выбрать и подчеркнуть те слова, которые написаны до черты.
Отмечается время выполнения в каждой строке.
РОТ / ТОР ОТО ОРТ ОТР РОТ КОТ БОТ РОТ ВОТ ТОТ СТО МОТ РОТ
ПОРТ / ТОТР ТОРТ ПОРТ КОРТ ПОТР ПОРТ ТОРП БОРТ ПОРТ ТОПР
КАРТА / ТАКАР КАРАТ ТАКРА КАРТА ПАРТА АПРАТ КРАТА КАРТА
Задание 2: Найти в таблице все слова (только по горизонтали или по вертикали). Каждое слово вычеркивать. Отметить время выполнения всего задания.
ЛИСТОПАД | |||||||||