Должностные обязанности машиниста локомотива. Профессия "машинист поезда": описание, специфика, преимущества
Мечта водить поезда была у меня ещё с детства. У нас город железнодорожников и поэтому выбор будущей профессии был определён. После окончания школы поступил в железнодорожный техникум. В период обучения нужно было пройти практику в качестве слесаря по ремонту подвижного состава, в ходе которой более наглядно знакомишься с устройством локомотива. На следующем курсе более интересная поездная практика в качестве помощника машиниста. После его окончания техникума сразу машинистом не поедешь. Нужно как минимум 2 года отработать помощником машиниста, что бы изучить серии локомотивов, знать профиль пути и ТРА станций (количество путей, их длину, расположения сигналов). Потом сдать экзамен на права машиниста и только тогда тебе доверят перевозить пассажиров и грузы. Причём нужно сначала водить грузовые поезда, а только потом пассажирские.
Работа тяжёлая, ответственная и поэтому хорошо оплачивается (по крайней мере для нашей местности).
Машинист должен иметь хорошие технические знания, знать действующие инструкции Основные из них: Правила технической эксплуатации, Инструкция по движению поездов, Инструкция по сигнализации, Инструкция по тормозам.
У будущего машиниста должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психологическое. Ведь в пути случается различные ситуации на которые нужно своевременно и правильно реагировать. Режим работы не более 12 часов, причём в любое время суток. В пассажирском движении есть график работы на месяц, в грузовом в поездку вызывают по мере наличия поездов и в зависимости от истечения времени домашнего отдыха. Перед поездкой нужно пройти предрейсовый медосмотр.
После приёмки локомотива выезжаем на станцию к составу поезда или принимаем локомотив прямо на станции (в зависимости от ситуации). Команду на отправление дает дежурный по станции. На светофоре должен загореться зелёный сигнал. На локомотиве тоже имеется небольшой светофор, который дублирует показания напольных светофоров. Только после этого можно отправляться. При следовании по участку движением поездов управляет поездной диспетчер. Машинист должен следовать по участку по показаниям светофоров с установленной скоростью. Сначала трудно было запомнить, какая скорость на определённом участке. Теперь помню наизусть. Сейчас на локомотивах установлены современные системы безопасности, которые не позволяют машинисту уснуть или проехать красный сигнал светофора. Некоторые системы позволяют вести поезд в автоматическом режиме. Но роль машиниста остаётся важной, т.к. ни одна система не увидит препятствие на пути и не сможет остановить поезд при отказе оборудования.
По последним данным, средняя заработная плата машиниста в Москве и области на сегодня составляет 46 000 рублей. При этом значения минимальных выплат не опускаются ниже 21 000 рублей. Максимальный зафиксированный размер ежемесячных выплат машинистам составляет 90 000 рублей. В СПБ машинист получает в среднем 55 тысяч рублей.
Такие расхождения в суммах дохода объясняются тем, что машинисты обладают различной квалификацией. Поэтому престижные компании, которые располагают значительными средствами, предпочитают брать на работу профессиональных машинистов с большим практическим опытом работы. Квалификация машиниста определяется следующими критериями:
- После двух лет практической деятельности по вождению локомотива и пригородным поездом присваивается третий класс.
- Второй класс присваивают спустя два года после получения третьего класса. Этот разряд уже позволяет управлять пассажирским пригородным поездом.
- Первый класс присваивается по истечении четырех лет с момента получения второго класса. Машинист этого ранга уже может управлять пассажирскими поездами.
Соответственно, уровень зарплат прямо пропорционален классу работника. Помимо этого, существует ряд других требований, которые определяют уровень ежемесячных выплат. Для получения минимальной заработной платы управляющему поездом необходимо:
- получить специальное образование в техникуме;
- пройти медицинскую комиссию;
- сдать экзамен и пройти стажировку, которая длится 3 или 4 месяца.
Так, закончив обучение, пройдя стажировку и успешно сдав экзамен, потенциальный работник может получить вакансию помощника машиниста. Добившись оклада в 30 000 рублей, в ходе трудовой деятельности опыт и мастерство помощника будет расти, соответственно, увеличится его доход, рост которого происходит благодаря начислению различных премий, надбавок и предоставлению льгот. Сегодня можно быть помощником машиниста и с окладом от 50 000 рублей. Однако для этого нужно сдать ряд дополнительных экзаменов, которые требуют специфического опыта и более глубоких знаний.
Изменения в зарплатах в 2015 году
Машинист тепловоза, например, в этом году может зарабатывать приблизительно 23 000 рублей в месяц. При этом стоит обратить внимание на то, что не так давно работники Московской ЖД отказались вести поезда по запланированным маршрутам из-за того, что ситуация оплаты труда не меняется в лучшую сторону. На самом деле, оклад в 50 000 под силу далеко не каждому работнику РЖД, поэтому многие сотрудники выразили свое недовольство размером получаемых ежемесячных выплат.
Но несмотря на то что кардинальных улучшений в 2015 году не происходит, все же какие-то улучшения в этой сфере наблюдаются. Например, проводятся работы по восстановлению справедливости относительно того, что зарплата машиниста должна выплачиваться с учетом периода трудовой деятельности и занимаемой должности.
Сегодня правительство занимается возвратом отмененной в 2007 году надбавки за определенный стаж работы машиниста. Кроме того, учитываются условия работы персонала, в отличие от 2010 года, когда многие сотрудники РЖД уволились, высказывая свое негодование несправедливым отношением к персоналу.
Тем не менее активный рост дохода машинистов пока не наблюдается. Прежде всего, это связано с отсутствием необходимого количества финансов в бюджете. Цены на перевозки сдерживаются, падает уровень рентабельности. Подвижный состав имеет старые механизмы, а ввиду неэкономичного расхода топлива тепловозами и электровозами, на эксплуатацию поездов приходится тратить большие суммы денег. И невзирая на 5-процентную индексацию зарплат машинистов, уровень выплат не увеличился, так как эту надбавку уничтожила инфляция. Остается только надеяться на то, что новая политика обеспечит более выгодную и справедливую тарификацию выплат.
Московский и американский метрополитен
Какая зарплата у работников метро? Машинисты московского метрополитена со стажем до трех лет получают зарплату порядка 23 000 рублей. В Москве водитель метро получает в месяц от 45 тысяч рублей до 85 тысяч. А водитель трамвая в СПБ зарабатывает 40 тысяч рублей, в то время как в Москве за эту должность выплачивают только 30 тысяч рублей каждый месяц. Для сравнения: коллеги в США получают в среднем пять тысяч долларов. При этом подоходный налог, который должны выплачивать машинисты в Америке, составляет целых 13%.
Однако стоит учесть, что размер налоговых выплат варьируется, предоставляя индивидуальную процентную ставку для каждого работника. Так, если машинист ежегодно получает меньше 9 тысяч долларов, то налоги он не платит. Если рабочий получает в год от 9 тысяч долларов до 357 тысяч, то он выплачивает налог, равный 10%. При заработке от 357 700 долларов, машинист выплачивает максимальный налог, составляющий 35%.
Конечно, уровень цен в США тоже намного превосходит стоимость различных товаров в России, однако общий уровень жизни в Америке все же превосходит российские показатели. И все же, согласно прогнозам экспертов, рост зарплат будет наблюдаться и в этом году, и в последующие годы. Поэтому спрос на данную профессию в России будет только расти. Однако следует знать, что недаром машинисты получают одну из самых высоких заработных плат в РФ. Это связано, прежде всего, с тем, что данная профессия требует от человека не только физического здоровья и сил, но и умения быстро сориентироваться на дороге.
Ведь непредвиденные ситуации возникают довольно часто во время перевозки большого количества пассажиров. Поскольку машинисту доверяют свои жизни тысячи людей ежедневно, его профессиональная подготовка должна быть достойной для уверенности в безопасной поездке. Именно поэтому заработные платы машинистов увеличиваются постепенно. И в основном от стажа работы будет зависеть то, сколько тысяч рублей будет получать данный работник каждый месяц. Независимо от того, какая заработная плата установлена у машиниста на данный момент, с годами профессиональной деятельности сумма будет только возрастать, ориентируясь на нововведения законодательства РФ.
МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА
Машинист локомотива – специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или мотор-вагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).
Впервые профессия машинист локомотива появилась тогда, когда появился тот вид техники, которым он помогает управлять. Первые локомотивы с паровым двигателем начали работать в 30-х годах ХІХ века, и обслуживались они командой из машиниста, его помощника и кочегара. Чем совершеннее становилась техника, тем меньше нужно было людей, чтобы ей управлять. Сегодня же машинист локомотива – это весьма распространённая профессия, так как железной дорогой "обвязана" вся страна и вообще планета. Этих специалистов можно встретить на земле и под землёй, так как там работают машинисты локомотивов метрополитена. Вот почему подготовка машинистов и их помощников всегда была делом государственной важности, ведь до развития автомобильного транспорта и транспортной авиации мощь государства и его экономический потенциал во многом зависел от железной дороги. Но и по сей день большая часть грузов и пассажиров на территории нашей страны перевозится именно железнодорожными составами.
Профессионально важные качества:
хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);
быстрота реакции;
скорость и точность движений;
эмоциональная устойчивость;
высокий уровень концентрации, устойчивости внимания;
точный глазомер;
хороший слух;
осторожность;
наблюдательность;
осмотрительность;
бдительность;
решительность;
выдержка;
дисциплинированность;
организованность;
ответственность;
самообладание;
оперативность мышления.
Медицинские ограничения
Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Машинисты локомотива регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:
Хронический бронхит, хроническая пневмония I стадии;
бронхиальная астма;
врожденные пороки сердца;
наличие дополнительной хорды в сердце;
гипертоническая болезнь III стадии;
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
хронические гастриты, гастродуодениты, энтериты, колиты;
хронический гепатит;
хронический нефрит и другие поражения почек с сохранной функцией почек;
сахарный диабет;
сколиозы II-IV степени;
хронические заболевания суставов, часто обостряющиеся или прогрессирующие, с нарушенной функцией;
остаточные явления органического поражения центральной нервной системы (инфекционной, токсической или травматической этиологии);
заболевания вегетативной нервной системы с наклонностью к кризам, ангиоспазмам (обмороки, головокружения и др.);
глухота на оба уха, резкая степень тугоухости;
аллергические заболевания кожи;
значительное снижение остроты зрения (учитывается степень);
нарушение бинокулярного зрения;
расстройства цветоощущения.
Машинист подготавливает локомотив к поездке, управляет им во время следования, определяет рациональный режим движения поезда, наблюдает за работой локомотива, прицепных вагонов и узлов. Своевременно устраняет выявленные в пути следования неисправности, а также при необходимости производит служебный ремонт локомотива в составе локомотивной бригады, готовит машину для сдачи в депо. Руководит и контролирует работу членов локомотивной бригады.
Машинист локомотива обязан вести поезд по графику, учитывать сигналы предупреждений на перегонах, следить за семафорами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования.
Осуществляет контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза, а также безопасностью пассажиров в пути следования. Информирует пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда. Выполняет оперативные распоряжения работников, ответственных за движение поезда и производство маневров.
Профессия машиниста входит в список нелегких работ с вредными и тяжелыми условиями труда. В одиночку выполнять все возложенные на него обязанности по управлению составом физически невозможно. Работа машиниста требует постоянной концентрации внимания и выполнения одновременно нескольких технических операций, поэтому в помощь ему и дается помощник машиниста.
Образовательные организации г. Омска и Омской области:
Сибирский профессиональный колледж .
Профессиональная деятельность
Машинист-локомотива может работать на железной дороге, крупных заводах, предприятиях, использующих железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов, шахтах, в метрополитене.
Карьера
После окончания колледжа выпускники могут работать помощниками машиниста тепловоза и дизель-поезда, а после приобретения необходимого опыта работы - машинистами локомотива и, в дальнейшем, машинистами-инструкторами. Кроме того, машинист локомотива может работать в локомотивных депо бригадиром или техником, мастером по ремонту подвижного состава, дежурным по депо. Если же молодой специалист не пожелает остановиться на достигнутом, он может поступить в профильный ВУЗ. После его окончания есть возможность перейти в разряд управляющих работников и достигнуть значительных карьерных высот, вплоть до руководителя отделения Российской железной дороги.
Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив — от латинских слов "locus" — место и "moteo" — тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.
Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой.
В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.
Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".
Профессиограмма "Машинист локомотива"
Наименование профессии | машинист локомотива |
Доминирующий способ мышления | приложение — регуляция |
Дополнительные способы мышления | адаптация — координация; производство — ловкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень | физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень | слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний) |
Область базовых знаний №3 и их уровень | навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки) |
Профессиональная область | транспорт |
Межличностное взаимодействие | редкое |
Доминирующий интерес | реалистический |
Дополнительный интерес | конвенциональный |
Условия работы | вне помещения; сидячий |
Предпочтительный пол | мужской |
Доминирующие виды деятельности профессии "Машинист локомотива":
- управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);
- маневровые передвижения;
- прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
- обеспечение рационального режима управления локомотивом;
- обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
- контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
- контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;
- информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
- контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
- принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
- руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
- своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
- выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста локомотива:
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность;
- безответственность;
- плохое зрение;
- плохие показатели быстроты реакции;
- нерешительность;
- сердечные заболевания;
- злоупотребление спиртными напитками.
Области применения профессиональных знаний:
- железные дороги общей сети;
- рудники;
- промышленные предприятия (внутризаводские пути);
- шахты.
Машинист лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами. Соответственно, термин машинист всегда уточняется типом машин. Машинист локомотива Машинист турбогенератора Машинист… … Википедия
- (лат.). Механик, машинный мастер, человек хорошо знакомый с устройством машины и приставленный к ней для присмотра, пускания её в ход, по мере надобности, а также и для исправления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
МАШИНИСТ, а, муж. 1. Механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством. М. горного комбайна. М. сцены (в театре). 2. Специалист по вождению поездов. М. локомотива. 3. Специалист, печатающий на машинке.… … Толковый словарь Ожегова
Борис Фёдорович Громов Род деятельности: машинист локомотива Дата рождения: 23 ноября 1927(1927 11 23) (85 лет) Граж … Википедия
Машинист локомотива Железнодорожник человек, чьей сферой профессиональной деятельности является железнодорожный транспорт … Википедия
Сигналы на железной дороге служат для обеспечения безопасности движения и чёткой организации поездной и маневровой работы. По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые. Для подачи видимых сигналов используются светофоры,… … Википедия
Англ. Unstoppable … Википедия
ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия
ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия
Книги
- Устройство и ремонт электровозов и электропоездов. Учебник , Грищенко А.В.. В учебнике рассмотрено устройство современных и перспективных моделей электровозов и электропоездов переменного и постоянного тока. Описаны конструкция и принцип действия основных элементов…