Задание 22 обществознание огэ.
Экзамен по обществознанию многим кажется простым, но для успешной его сдачи необходимо тщательно готовиться, уделяя этому хотя бы несколько часов в неделю. Пройдя демонстрационные варианты, можно выявить задания, вызывающие наибольшие трудности. В этом списке нередко оказывается 22 задача.
Особенности
Задание 22 из ОГЭ по обществознанию относится к первой части экзаменационного теста, но отличается от других ее составляющих тем, кто за его выполнение можно получит не один, а два балла. Для этого нужно дать точный правильный ответ. Если будет допущена одна ошибка, то "лишний" балл снимается. Если ошибок две и более, то задание считается невыполненным.
От учащихся требуется умение устанавливать соответствие, распределив элементы по группам или. При этом количество в разных группах необязательно будет одинаковым. На этом этапе допускают ошибку многие девятиклассники, полагающие, что элементы должны распределяться поровну. Это не так, и стремиться к равномерности не нужно. Если это твердо уяснить, то справиться с тестом будет сравнительно легко.
Задача представляет собой два списка, в одном используются буквенные обозначения, в другом - цифровые. Необходимо найти соответствия. Для удобства прилагается табличка, в которой каждая колонка обозначена буквой из первого списка. Задача экзаменуемого заключается в том, чтобы занести в колонки номера элементов из второго перечня. После этого цифры из таблицы переписываются слева направо без пробелов и разделителей.
Решение пошагово
- Читаем условие.
- Изучаем содержимое обоих списков.
- Подставляем элемент 1 из второго перечня к элементу А из первого.
- Если соответствие есть, смело пишем в столбец А цифру "1".
- Если нет, то повторяем ту же операцию со следующим обозначенным цифрой элементом.
- После этого переходим к пункту Б и так далее.
- Готовый результат переписываем из строки таблицы в строку ответа.
Важно! Методом исключения в данном случае пользоваться нельзя. Теоретически, во всех колонках может оказаться одна цифра - это вполне допустимо. Поэтому в поисках соответствий необходимо рассматривать каждую характеристику (факт, пример, признак и т.п.)
Как показывает статистика, школьный курс обществознания уже давно стал наиболее востребованным экзаменом у абитуриентов. Однако показатели по этому экзамену не всегда отличаются высокими цифрами. Как правило, это связано с тем, что абитуриенты обладают весьма маленькой информацией о критериях успешной сдачи, а также не всегда понимают смысл заданий, который им предлагается на экзамене. Несмотря на то, что задания по тексту (№21-24 в ЕГЭ по обществознанию) считаются относительно легкими во второй части работы, многие школьники теряют хорошие баллы на невнимательном изучении материала, а также прочтении самих вопросов. Сегодня мы предлагаем вам несколько рекомендаций о том, как наиболее точно и правильно сделать задания №21-24 в ЕГЭ по обществознанию.
Как оценивают
Задания 21-24 в ЕГЭ по обществознанию представляют собой работу с фрагментом источника социальной информации (документа) и четыре задания к нему, содержательно связанные с одним из разделов изучаемого курса в школе. Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе:
- В задании 21 вы должны продемонстрировать понимание текста, выписать его ключевую смысловую часть или определенную проблему, которую в тексте затрагивает автор (все зависит от конкретного вопроса). Такое задание в случае точности принесет вам 2 балла.
- Задание 22 требует от вас не только переписать определенный фрагмент, точно отвечающий на поставленный составителями вопрос, но и интерпретировать слова автора с опорой на пройденный обществоведческий курс. В таких заданиях обычно требуют выписать сравнения, виды, типы и другие элементы рассматриваемой проблематики. Задание 22 в ЕГЭ по обществознанию принесет вам также 2 балла.
- Задание 23 является более сложным, а потому и оценка за него доходит до 3 баллов. Вам нужно здесь не только проинтерпретировать мысли автора, но и раскрыть их на определённых примерах или обществоведческих положениях. Порой, вам необходим и широкий кругозор, которым вы пользуетесь в обыденной жизни, поскольку иллюстрация отдельных положений текста не может пройти успешна без развитого опыта общественной жизни. Обычно такое задание выполняют успешно те абитуриенты, которые много времени тратят на ознакомление с современными событиями, процессами и явлениями через новости, социальные сети или другие массовые медиа.
- Задание 24 является традиционно самым сложным в разделе работы с текстом, т.к. требует от вас умелого и правильного навыка аргументации своей или чужой точки зрения, грамотного отстаивания общественной позиции человека или группы. Вы должны уметь оценивать обществоведческие процессы и события и уметь грамотно доказывать свою оценку. За такое задание вам также в случае точного и логически верного ответа начислят 3 балла.
В одной из авторских пособий экспертов ЕГЭ по обществознанию Котовой и Лисковой [См.: Котова О.А., Лискова Т.Е., Рутковская Е.Л. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение Сложных задач/ФИПИ. – М. Интеллект-Центр, 2010.] приводится интересный текст, на примере которого авторы пытаются показать эталонную работу абитуриента, которая будет оценена высшим баллом:
Пример текста 1
«Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. — Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <. ..> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. <…> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве».
(Ю. Б. Гиппенрейтер)
В таком задании, напомним, вам требуется дать ответ наиболее близкий к тексту, иногда даже просят выписать тот или иной отрывок. Следуйте критериям и укажите в ответе следующие два аспекта:
1) общение так же необходимо ребенку, как и пища;
2) общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему. (Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье).
Если вы подошли внимательно к вопросу и указали необходимые два аспекта, вам выставляется 2 балла, если указан один, то ставится1 балл. Если ответ неправильный — 0 баллов.
22. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?
Напомним, это задание также предполагает, ваше умение работать с текстом. А потому в ответе следует указать (желательно в кавычках) точное наименование стиля, данного автором:
1) стиль общения — «личностно центрированный»;
2) основное содержание стиля (например «в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься»).
Если назван стиль и указано его содержание, выставляется 2 балла, если назван только стиль или только указано его содержание, выставляется 1 балл. Если ответ неправильный — 0 баллов.
Как и указывалось ранее, ответы на вопросы 21-22 легко можно найти в тексте. Чтобы это сделать успешно, важно уметь воспринимать текст целиком, а не отдельные его смысловые части.
23. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.
Здесь от вас уже требуется аналитическое чутье, вы должны не просто указать подходы, упоминаемые автором, но и уметь интерпретировать характеристику положений, изложенных в тексте. А затем уже провести анализ содержания текста и ваших знаний обществоведческого толка, которые вы получали на уроке и индивидуальных занятиях с репетиторами. Поэтому в ответе вам следует указать:
2) охарактеризован гуманистический подход (например: «Он основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности»);
Если названы и охарактеризованы оба подхода, выставляется 3 балла. Если назван один подход, а охарактеризованы оба, или названы оба подхода, а охарактеризован авторитарный подход, или назван и охарактеризован авторитарный подход, выставляется 2 балла. Если названы оба подхода, охарактеризован только гуманистический подход, или подходы не названы, но приведенные характеристики раскрывают их сущность, или назван и охарактеризован гуманистический подход, то выставляется 1 балл. Если подход или подходы названы без характеристики или дан неправильный ответ, выставляется 0 баллов.
24. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости данного утверждения.
Напомним вам, что 24-е задание считается самым сложным в блоке вопросов по тексту. Поэтому сначала подумайте, какие положительные и отрицательные стороны у описываемого явления существуют, а затем уже сужайте поле анализа. Например в данном задании эксперты ЕГЭ рекомендуют отвечать следующее:
1) потребность детей в общении, или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого;
2) доказательства, например: «ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением, и может им противостоять»; «ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно устанавливать контакты, и это сказывается на его развитии». Могут быть приведены и другие доказательства.
Если названа потребность, и приведены два доказательства, выставляется 3 балла. Если названа потребность, и приведено одно доказательство, или потребность не названа, но приведены два доказательства, выставляется 2 балла. Если только названа потребность или только приведено одно доказательство, выставляется 1 балл. Если ответ неправильный — 0 баллов.
Данное задание не случайно считается объективно самым сложным из всех четырех. В тексте нельзя найти прямого ответа на вопрос, и чтобы выполнить задание, следует перефразировать авторские суждения о потребности детей в психофизиологических контактах и последствиях их дефицита, а затем самостоятельно сформулировать доказательства справедливости авторской точки зрения. Сделать это нелегко, т.к. собственный опыт у выпускников незначительный, а в курсе вопрос общения в данном ракурсе не рассматривается.
Залогом выполнения задания является умение интерпретировать информацию текста и применять новое (полученное при работе с текстом) знание в требуемом контексте. Вычленив данные направления рассуждений, выпускник мог’, с опорой на личный опыт и сообщения СМИ, привести в качестве доказательства зарисовки о развитии детей в проблемных семьях, где родители по разным причинам не уделяют детям должного внимания, а также об особенностях развития детей в детских домах и интернатах.
Каких текстов следует ожидать на экзамене?
Тексты, включенные в составные задания, могут представлять научные, научнопублицистические, научно-популярные, художественные произведения. Среди источников есть и правовые документы. Используются также статьи для энциклопедических словарей.
Эксперты ЕГЭ по обществознанию Котова О.А., Лискова Т.Е., Рутковская Е.Л. приводят в качестве примеров три текста, относящиеся к разным жанрам, принадлежащие авторам, живущим в различных конкретно-исторических условиях, и отражающие определенные аспекты содержания различных содержательных линий обществоведческого курса.
Пример текста 2. Раздел «Политика».
Основания легитимной власти в государстве
Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства (легитимности) и какие внешние средства служат ему опорой?
Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа.
Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь- военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь.
Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.
В данном случае нас интересует прежде всего второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» «вождя». Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него.
…Вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах.
(М. Вебер)
21. Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?
В ответе могут быть названы следующие основания легитимности:
1) традиция;
2) харизма;
3) легально установленные правила.
22. Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знание курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.
2) любое иное верное определение государства, например:
- организация политической власти, обладающая суверенными правами;
- политическая организация страны, имеющая определенный тип правления (монархия, республика), органы и структуру власти (правительство, парламент);
- особая организация общества, объединённого общими интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
23.Автор документа определяет сущность традиционного господства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве.
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) Пояснение авторской мысли, например: традиционное господство опирается на сложившиеся, существующие в обществе устои и обычаи, привычки, то, что было вчера и всегда; основы господства коренятся в прошлом, в истории народа;
2) Примеры традиционного господства, допустим:
- власть императора в дореволюционной России;
- власть Папы Римского в Ватикане;
- власть династии Саудитов в Саудовской Аравии.
24. Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчеркивая, что «вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике (особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.
Правильный ответ должен содержать следующие эле- менты:
1) сущность харизматической власти (вождизма): власть, опирающаяся на особые, исключительные качества лидера, особый дар, присущий ему;
2) суждение о специфике харизматической власти (вождизма), например: харизматическое правление обычно устанавливается в сложные, переломные, кризисные моменты истории страны, допустим, в ходе революции, которую и возглавляет вождь;
3) опасность харизматической власти (вождизма), допус- тим: народ, уверовав в исключительные качества вождя, будет инертен, малоактивен, и, если вождь будет проводить ошибочную политику или уйдет с исторической арены, в государстве может снова возникнуть кризис; это нестабильная власть, которая не имеет прочного фундамента и основания.
Пример текста 3. Раздел «Экономика»
Автор — современный исследователь Наталья Николаевна Думная, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
Выбор модели развития России и кризис 1998 г.
Направление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма. Государство фактически самоустранилось от регулирования экономики, а стихийные механизмы, обеспечивающие права человека в развитых странах, еще не окрепли. Выделим основные слагаемые развития страны.
С начала 1990-х годов наблюдалось резкое падение производства в реальном секторе экономики - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.
Плохо подготовленное открытие внутреннего рынка навстречу мировому привело к зависимости России от импорта продовольствия, потребительских и многих инвестиционных товаров. Возникла и чрезмерная зависимость страны от доходов от экспорта сырья (особенно нефти и газа), а, следовательно, и от цен мирового рынка.
Тяжелое положение в экономике вызвало уменьшение поступления налогов в государственную казну, что привело страну к бюджетному кризису. Иссякли источники финансирования пенсий, зарплаты работников бюджетной сферы, расходов на оборону, образование и здравоохранение.
Опасения вызвать инфляцию не позволили финансировать государственные расходы и за счет эмиссии денег. Правда, некоторое время государству удавалось решать свои финансовые проблемы за счет огромных займов.
На этой основе сложилось обособленное, искусственное процветание финансово-банковского сектора за счет завышенных ставок процента по государственным займам и спекулятивной игры на валютных рынках.
В итоге заложенные в избранной модели реформ противоречия с полной силой проявились к середине 1998 г.
Таким образом, эпоха развития по пути чистого капитализма завершилась тупиком, поставившим страну на грань новых социальных потрясений. Только в ходе тяжелого социально- экономического кризиса 1998 г. в России начался официальный процесс смены модели реформирования. Речь идет о повороте к созданию «смешанной» рыночной экономики.
(Н.Н. Думная)
21. Какие признаки кризиса 1998 года названы в тексте? (Укажите любые три из них).
В ответе могут быть названы следующие признаки:
- резкое падение производства в реальном секторе экономики;
- уменьшение поступления налогов в государственную казну;
- иссякли источники финансирования пенсий, зарплаты работников бюджетной сферы;
- сокращение бюджетного финансирования;паралич национальной банковской системы.
22. Назовите две модели реформирования экономики, упомянутые в тексте. По какой из них реформировалась российская экономика до 1998 года?
1) две модели:
а) чистого, а порой и «дикого» капитализма;
б)«смешанной» рыночной экономики;
2) ответ на вопрос: до 1998 года направление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма.
23. При выборе модели развития России высказываются разные точки зрения. Какая модель является более предпочтительной по мнению автора? По какому авторскому суждению вы это определили? Разделяете ли вы мнение автора? Свой ответ обоснуйте.
В ответе должны быть следующие элементы:
3) собственное мнение (согласие или несогласие);
4) обоснование собственного мнения; в случае согласия, например: смешанная рыночная экономика обеспечивает оптимальное взаимодействие государства и рынка в решении проблем, стоящих перед обществом;
в случае несогласия, например: более оптимальной была бы командно- административная (плановая) экономика, так как она позволила бы выйти из кризиса в краткие сроки (поднять производство, ликвидировать безработицу и повысить уровень жизни, как это было в истории нашей страны в 30-е годы).
24. Автор документа подчеркивает, что в начале реформ государство фактически самоустранилось от регулирования экономики. Опираясь на знания экономического курса, назовите любые три экономические задачи, которые призвано решать государство в смешанной экономике рыночного типа.
В ответе могут быть названы следующие экономические задачи государства:
1) перераспределение доходов (с помощью налогообложения и трансфертных платежей);
2) стабильность цен;
3) контроль и регулирование уровня занятости;
4) экономическая свобода;
5) баланс между экспортом и импортом.
Пример текста 4. Раздел «Социальные отношения».
Автор — современный государственный деятель Владимир Владимирович Путин, с 2000 года по 2008, с 2012 года Президент Российской Федерации, с 2008 года по 2012 год Председатель Правительства Российской Федерации.
Мы ставим перед собой самые серьёзные задачи: к 2020 году войта в пятерку крупнейших экономик мира. Мы способны эту задачу решить. Но это ведь не самоцель — войти в эту пятёрку; мы с вами понимаем, что от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов. Это значит: чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике — политике социального развития.
Её содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте, — на развитие российского народа. Не просто на сбережение, а на развитие российского народа.
<…> основа социальной политики — это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы мы должны поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны. Конечно, следует развивать и действенную поддержку семьи, материнства и детства <.. .>
В ближайшее время нам необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами <.. .>
Нужно, наконец, избавиться от стереотипа, что «социалка» — это исключительно вотчина государства: уже есть примеры, когда частный бизнес работает в социальных сферах — и с более высоким качеством, и одновременно с меньшими затратами.
В конечном счете, неважно, где оказывается услуга: в государственном, частном или муниципальном учреждении, — главное, чтобы человек мог выбрать устраивающий его вариант. А государство должно оплатить предоставленные услуги в объёме, определённом государственными гарантиями <.. .>
<…> социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнёрства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ.
(В. В. Путин)
21. Как задача вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира связана с социальной политикой государства? Какая задача непосредственно вытекает из этой связи?
В ответе должны быть даны ответы на два вопроса:
1) от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов;
2) чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике — политике социального развития.
22. В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое — широкому.
В ответе должны быть приведены два значения термина «политика социального развития»
1) в узком смысле: «выплата пособий и финансирование социальных учреждений»;
2) в широком смысле: «формирование современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте, — на развитие российского народа».
23. Как вы понимаете использованное В.В. Путиным выражение «система социальных обязательств»? В чем, по мнению автора, заключается ее обновление в современных условиях? Как в этом обновлении могут участвовать организации гражданского общества?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1)смысл выражения, например: под системой социальных обязательств следует понимать создание системы гарантий, обеспечивающей доступность и качество социальных услуг для всех граждан, независимо от их материального благосостояния;
2) суть обновления: в современных условиях необходимо избавиться от стереотипа, что только государство должно заниматься социальными проблемами; привлекать бизнес, например, профессиональные сообщества;
3) форма (способ) участия, например: организации гражданского общества могут создавать различные фонды, организовывать благотворительные аукционы, проводить акции, имеющие социальную направленность.
24. В.В. Путин предлагает принять меры для того, чтобы обеспечить адекватный уровень доходов людей. Положение каких категорий населения, в первую очередь, призваны улучшить эти меры? Назовите три таких категории населения. Почему именно этим категориям населения нужна государственная поддержка?
В ответе должны быть следующие элементы:
2) объяснение, допустим, государственная поддержка нужна именно этим категориям населения, потому что: их уровень жизни ниже среднего; они в большей степени уязвимы в силу своей социальной незащищенности.
Таким образом, для успешного выполнения заданий 21-24 ЕГЭ по обществознанию абитуриенту необходимо овладеть следующими навыками и умениями:
- владеть лексикой, соответствующей той содержательной линии, которую представляет задание;
- понимать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;
- правильно использовать обществоведческие понятия и термины при анализе и интерпретации текста;
- соотносить значения отдельных авторских слов и фраз с изученным обществоведческим материалом;
- определять логические связи в тексте;
- видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом;
- понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию;
- применять теоретические положения документа к фактам, не содержащимся в тексте;
- соотносить содержание документа с реалиями современности;
- определять личное отношение к идеям, содержащимся в документе, выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
- обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в документе проблеме;
- с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт доказательно излагать собственные суждения.
За правильное выполненное задание получишь 2 балла . задания ЕГЭ по обществознанию. На решение отводится примерно 8 минут .
Для выполнения задания 22 по обществознанию необходимо:
- Уметь осуществлять поиск социальной информации;
- Извлекать из текстов знания по заданным темам;
- В вопросе часть ответа нужно дать самостоятельно. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Задачи для тренировки
Задача №1
Как Вы понимаете термин «зомбирование»? Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, проиллюстрируйте свой ответ примерами.
Наши потребности не рождаются сами по себе. Их нам изготавливают и подносят на блюдечке. Вот, например, мне всегда было до лампочки, где и в какой квартире жить…
Вот в каком мире жить приходится. Обеспечил себе жилье в центре, западную иномарку да «ролекс» - и ты уже «высший класс». Никакого смысла! Вот я о чем говорю. Наши «потребности» - это то, что нам подсовывают, а вовсе не то, что мы сами хотим. Подсовывают на блюдечке, понимаешь? То, чего люди в жизни никогда не хотели, им впаривают как иллюзию жизненной необходимости. Делать это – проще простого. Зомбируй их своей «массовой информацией», и все дела. Если жилье – то в центре, если машина – то «БМВ», если часы – то «ролекс», и так далее. Повторяй почаще – одно и то же, разными способами, по триста раз на дню – и зачастят за тобой как мантру: жилье – в центре, тачка – «БМВ», часы – «ролекс»… И каждый будет стремится все это приобрести – только чтобы почувствовать свою исключительность. Чтобы наконец стать не таким, как все.
И ты не сможет понять одного: само стремление как раз и делает его таким, как все! Но на подобные премудрости у него уже воображения не хватает. Для него эта мантра –всего лишь информация. Милая сердцу иллюзия. Для всеобщего пользования - и, конечно же, для всеобщего блага.
(Мураками «Дэнс, дэнс, дэнс».)
Задача №2
Что считается основным типом этнической общности? Дайте определение данному типу и приведите примеры всех видов указанного вами типа.
Глобальный мир требует от стран и народов не только взаимодействия и сотрудничества, но и заботы о сохранении своей непохожести, культурной уникальности и гражданской целостности. Характерная черта любой этнической группы - то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить. Здесь каждый человек ощущает свою этническую идентичность – относит себя к определенной этнической общности и разделяет ее значимые ценности. Нередко такой шаг требует выбора – например, от детей в межэтнических браках или мигрантов, покинувших родные края.
Можно выделить несколько важных требований для причисления индивида к определенной этнической группе. Центральным является собственное желание индивида принадлежать общности, его самоопределение и причисление себя к тому или иному народу, которое имеет название, признаваемое всеми. Другая значимая характеристика - наличие родственных связей, общих корней членов какой-либо группы населения. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе унаследованной из поколения в поколение принадлежности к народу. Другие члены группы вошли в нее через брак. Однако в современном мире кровное родство все больше уступает место личным стремлениям самого индивида и его выбору.
Вместе с этим существует и гражданская (национальная) идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл. Она воплощается в национальном самосознании - совокупности взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Для каждого современного государства одной из ключевых задач стабильного развития в будущем является поиск удачного сочетания этнической и гражданской идентичности граждан, их готовность жить и работать вместе, не теряя своих исторических корней и культурных особенностей, вырабатывая общие ценности и значимые идеи.
Задача №3
О каком инстинкте цивилизованного человека говорит автор? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите аргументы, которые могут подтвердить или опровергнуть мнение о пользе для человека желания общественного признания.
Когда люди уверяют, будто они безразличны к тому, что о них думают, они по большей части себя обманывают. Обычно они поступают, как им вздумается, в надежде, что никто не прознает об их чудачествах, иногда же они поступают вопреки мнению большинства, ибо их поддерживает признание близких. Право же, нетрудно пренебрегать условностями света, если это пренебрежение – условность, принятая в компании ваших приятелей. В таком случае человек проникается преувеличенным уважением к своей особе. Он удовлетворен собственной храбростью, не испытывая при этом малоприятного чувства опасности. Но жажда признания – пожалуй, самый неистребимый инстинкт цивилизованного человека. Никто так не спешит набросить на себя покров респектабельности, как непотребная женщина, преследуемая злобой оскорбленной добродетели. Я не верю людям, которые уверяют, что в грош не ставят мнения окружающих. Это пустая бравада. По сути дела, они только не страшатся упреков в мелких прегрешениях, убежденные, что никто о таковых не прознает…
Я полагаю, что совесть – это страж, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. Она – полицейский в наших сердцах, поставленный, чтобы не дать нам нарушить закон. Шпион, засевший в главной цитадели нашего «я». Человек так алчет признания, так безумно страшится, что собратья осудят его, что сам торопится открыть ворота своему злейшему врагу; и вот враг уже неотступно следит за ним, преданно отстаивая интересы своего господина, в корне пресекает малейшие поползновения человека отбиться от стада. И человек начинает верить, что благо общества выше личного блага. Узы, привязывающие человека к человечеству, - очень крепкие узы. Однажды уверовав, что есть интересы, которые выше его собственных, он становится рабом этого своего убеждения, он возводит его на престол и под конец, подобно царедворцу, раболепно склонившемуся под королевским жезлом, что опустился на его плечо, еще гордится чувствительностью своей совести. Он уже клеймит самыми жестокими словами тех, что не признают этой власти, ибо теперь, будучи членом общества, он сознает, что бессилен против них…
Задача №4
Перечислите участников избирательного процесса. Объясните их функции.
Во многих странах существует проблема абсентеизма (от лат. absentia-отсутствие) - уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах. Она есть практически везде - и в развитых демократических государствах, и в странах с низким уровнем жизни граждан. Конечно, можно просто заставить силой приходить голосовать. И так делается в ряде стран с разной степенью жесткости. Сегодня даже некоторые демократические государства устанавливают наказания в виде штрафа (например, в Бельгии и Италии). Однако, как правило, голосовать или нет решает каждый гражданин сам, и нередко получается, что дорогостоящая избирательная кампания объявляется недействительной из-за того, что в выборах не приняло участия необходимое количество граждан (в России обычно устанавливается обязательность участия не менее 25% граждан, имеющих право голоса). Приходится заново выделять средства и проводить избирательную кампанию вторично. Расходы, естественно, несем все мы, налогоплательщики, а значит будет меньше денег выделено на образование, коммунальное обслуживание, развитие транспорта и т.п. Почему же так происходит?
Причины абсентеизма могут быть разными:
- Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства. Следует признать, что такие люди живут в мире иллюзий, так как нельзя “уйти” от политики, а если к власти придет правительство агрессоров, то не сами они будут воевать и терпеть все лишения, а простые люди и их дети. Обычно эта причина характерна для развитых демократических стран, где граждане уверены в своем будущем и сохраняется определенная стабильность. Вместе с тем не стоит забывать, что многое может измениться при равнодушии граждан.
- Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества. У избирателей создается ощущение, что любой представитель власти заботится только о личной выгоде, но не задумывается об интересах народа. Как правило это происходит тогда, когда значимость результатов выборов для граждан практически незаметна, а изменения во властных структурах касаются только персонального состава, а не качественных характеристик. Все это приводит к укреплению в сознании людей стойкого скептицизма по поводу возможности повлиять на политику в принципе.
- Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.
В каждом конкретном случае причины неприхода граждан на выборы могут быть самыми разнообразными, но по поводу последствий абсентеизма у политологов имеются противоположные суждения. Если одни видят в этом процесс разрыва власти и простых людей, проявления самоуспокоенности и пассивности, то находятся и те, которые видят в отказе от волеизъявления доверие граждан политическим лидерам, свидетельство интенсивной светской жизни при многочисленных возможностях для развлечений. Наконец, есть и те, кто заявляет, что на выборы должны приходить только заинтересованные и активные граждане, а выбор в данной ситуации становится более квалифицированным и компетентным.
(Политическое неучастие (абсентеизм).
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному в зависимости от обстоятельств, потребностей и ситуации народа и государства. Решающими тут являются состав населения, географические условия, условия экономические, а сегодня зачастую и культурные условия. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстает в некоторых государствах как федерализация, в других - как автономизация, в-третьих - как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между исполнительными и законодательными органами центральными и местными. Кое-где к этому вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях - чересчур большая территория, в-третьих - культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счет разных провинций и новых территорий...
Жесткая централизация - это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из нравственного осознания и свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому. Локальное свободное самоуправление, коммунальное и городское, достаточная децентрализация управления и законодательной власти в провинциальных или земских единицах является и всегда будет условием правильного функционирования по-настоящему демократического режима. Это относится ко всем государствам, большим и малым, насколько это отвечает их географическому, экономическому и культурному положению...
(Бенеш Э. «Демократия сегодня и завтра»)
Каталог заданий.
Задания 15. Задание на установление соответствия
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Общественные блага - блага, обладающие следующими признаками: признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; признак неконкурентности в потреблении - потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим; признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы.
A) обеспечение охраны правопорядка - производство общественных благ;
Б) организация работы общественного транспорта - производство общественных благ;
В) выплата пенсий, субсидий - социальное обеспечение населения;
Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров - производство общественных благ;
Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами - социальное обеспечение населения.
Ответ: 22121.
Ответ: 22121
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.
Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
A) логичность и доказательство выводов - наука;
Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир - наука;
В) вера в сверхъестественное - религия;
Г) строгое следование ритуалам - религия;
Д) объективное отражение действительности - наука.
Ответ: 22112.
Ответ: 22112
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1304.
Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Главными признаками демократического являются: гарантии прав и свобод человека; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов; построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; политический плюрализм; публичность власти.
Признаки тоталитарного режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
3) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;
5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
7) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;
8) экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
9) наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
10) невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;
11) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
А) свободные выборы в органы государственной власти - демократический.
Б) правовое государство - демократический.
В) обязательная государственная идеология - тоталитарный.
Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества - тоталитарный.
Д) многопартийная система - демократический.
Ответ: 11221.
Ответ: 11221
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.
Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Внутренние функции государства:
1. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
2. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
3. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
4. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
5. Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
6. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
7. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
8. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции государства:
1. Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
2. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
3. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
4. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
A) обеспечение правопорядка - внутренние.
Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства - внешние.
В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны - внутренние.
Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства - внешние.
Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог - внутренние.
Ответ: 21212.
Ответ: 21212
Пояснение.
Виды потребностей: материальные; биологические; социальные; духовные; этические; эстетические и др.
А) отдых и сон - биологические.
Б) общение с друзьями - социальные.
В) реализация своих потребностей - социальные.
Г) самосохранение - биологические.
Д) карьерный рост - социальные.
Ответ: 12212.
Ответ: 12212