Какие общественные отношения являются предметом экологического права. Экологическое право россии
Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.
Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение) .
Сначала экология развивалась как часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...
В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия» .
Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.
Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.
Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений
Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.
«Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова «Экология: политика – право», вышедшая в издательстве «Наука» в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов, некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В. Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона «Об охране окружающей природной среды», принятого 19 декабря 1991 г.»
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:
1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;
3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).
Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:
экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).
См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001; Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. М.: Юридическая литература, 2000; Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996.
Предыдущая |
Экология в системе наук
В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук, предмет которой заключается в изучении разнообразия и структуры связей между организмами, их сообществами и средой обитания, а также состава и функционирования сообществ организмов: популяций, биогеоценозов и биосферы в целом.
Для лучшего понимания предмета и задач экологии, по версии американского эколога Ю.Одума, очень важным является рассмотрение отношения этой науки к иным разделам биологии.
Сегодня, в эпоху специализации человеческой деятельности, связи между различными научными дисциплинами исчезают из нашего поля зрения вследствие огромного потока информации в границах каждой дисциплины. Однако экологии как науке повезло больше, интерес к которой, особенно в последние десятилетия, открыл ей, так называемые границы к смежным научным дисциплинам, а им в свою очередь - границы экологии.
Для определения предмета экологии первостепенной задачей является определение её положения в системе биологических наук. Для этого структуру экологии можно представить в виде "слоёного пирога" Одума:
Если представить данный "пирог" в виде конгломерата биологических наук и разрезать его по горизонтали, то можно выделить фундаментальные науки, изучающие основные - фундаментальные свойства жизни. К ним относится молекулярная биология, эмбриология, генетика, экология и т.д. Вертикальный разрез отображает таксономические разделы: бактериологию, орнитологию и т.д.
Предмет экологии
Известно, что сообщества, популяции, организмы, органы, ткани, клетки, органеллы и гены являются главными уровнями организации жизни. Их размещение представлено в иерархическом порядке - от больших систем к малым. Взаимодействие с физической средой на каждом уровне обеспечивает существование определенных функциональных систем - упорядоченных взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов, образующих единое целое.
Таким образом, предмет изучения экологии преимущественно представлен иерархически размещенными выше уровня организмов системами - сообществами и популяциями.
Задачи экологии
Одно из центральных мест в экологии занимает проблема динамики и численности популяций и механизмов их регулирования. Исходя из этого выделяют следующие задачи экологии:
- изучение особенностей организации жизни, в том числе с антропогенным, являющимся результатом человеческой деятельности, воздействием на природные системы;
- исследование структуры и функционирования сообществ организмов;
- создание научной основы рациональной эксплуатации биоресурсов;
- прогнозирование изменений в природных системах под влиянием человеческой деятельности;
- сохранение среды обитания человека.
Помимо этого важной задачей экологии является исследование высших уровней интеграции живой материи и в процессе познания переходит от изучения популяций одного вида к биосфере в целом.
Экология, будучи фундаментальной наукой, является составной частью каждого таксономического подразделения биологических наук, занимается изучением, например, экологии гриба, птицы или же комара. Такой подход является полезным хотя бы тем, что позволяет выработать
Предмет экологии ее структура задачи экологии 2. История экологии 3. Основные понятия экологии 4. Предмет экологии ее структура задачи экологии Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу используя и приспосабливая её для своих нужд.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Лекция № 1
2. История экологии
3. Основные понятия экологии
4. Актуальность экологического образования.
5. Глобальные экологические проблемы.
1. Предмет экологии, ее структура, задачи экологии
Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу, используя и приспосабливая её для своих нужд. Сегодня, благодаря развитию науки и техники, человек способен вторгаться во все микро- и макромиры, во все процессы, протекающие в биосфере. Тем самым он вызывает нежелательные изменения и не видит последствий. Если до некоторых пор срабатывали механизмы саморегуляции и они компенсировали антропогенное воздействие, то сегодня человеческая деятельность достигла таких размеров, которые сопоставимы с масштабами природных явлений.
Например, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками.
Разрушительная деятельность человека породила конфликт между обществом и природой, создала проблемы, которые принято называть экологическими. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология.
В 1866 немецкий биолог Эрнст Геккель ввёл в науку термин экология (oikos дом, жилище, logos учение, наука), т.е. учение о доме. Геккель назвал термином экология новый раздел биологии, изучающий совокупность всех взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды, который по мере накопления новых знаний превратился в самостоятельную науку.
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения экологии экосистемы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область её компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, биотических сообществ и биосферы в целом. Иерархия экологических уровней и область изучения экологии представлена на рис.1. Экология изучает главным образом те системы, которые расположены в верхней части спектра, то есть выше уровня организма.
Рис. 1. Иерархия экологических уровней:
Структура экологии
Общие закономерности взаимодействия любых живых существ, включая и человека как биологическое существо, изучает наука общая экология , в состав которой входят следующие разделы:
Аутэкология исследующая индивидуальные связи отдельного организма (особи) с окружающей средой;
Популяционная экология (демэкология) изучающая структуру и динамику популяций отдельных видов
Синэкология (биоценология) изучающая взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем.
Экология также классифицируется:
- По среде обитания
:
- Экология пресных вод
- Экология моря
- Экология суши
- Экология океана
- По объектам исследования
:
- растений
- позвоночных
- микроорганизмов
- человека
В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. В связи с обострением экологической обстановки наблюдается «экологизация» всех наук и отраслей народного хозяйства, т. е. обязательному учету законов и требований экологии при осуществлении любой деятельности.
В таком качестве экологию разделяют на 2 части теоретическую и прикладную. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни в экосистемах и самой биосфере как глобальной экосистеме Земли, на основе законов общей экологии, учения о биосфере и положений экологии человека. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса, разрабатывает принципы рационального природопользования на основе законов, правил и принципов теоретической экологи..
В 20 веке экология возведена в ранг обобщающих наук, которая обобщает экологические направления самых разных наук: права, экономики, геологии, биологии, математики, географии, социологии, медицины и др.
Основные задачи экологии
- Исследование закономерностей организации жизни в природных системах, в том числе при антропогенном воздействии на эти системы.
- Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирование изменения природы в результате деятельности человека, управление процессами, протекающими в биосфере.
- Регуляция численности популяций.
- Восстановление нарушенных природных систем и сохранение эталонных участков биосферы
- Формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали
- Оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития общества и государтства.
2. История экологии.
Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.
Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира . Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Аристотель классифицировал животных по образу жизни и способу питания. В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.
В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма.
Толчком к развитию наук о природе послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения .
18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.
Первая половина 19 века зарождение и становлении экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Вторая половина 19 века - создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».
Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.
Начало 20 столетия А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды. Создание Вернадским учения о биосфере и ноосфере.
Вторая половина 20 столетия характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.
3. Основные понятия экологии.
Вид совокупность особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками, занимающих свою область обитания, способных в природных условиях скрещиваться друг с другом.
Популяция совокупность особей одного вида, объединённых общими условиями существования.
Популяция характеризуется рядом признаков:
плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура, распределение в пространстве, кривая роста и т.п.
Количественно популяция может быть оценена числом особей, пpиходящихся на аpеал (площадь ее pаспpостpанения). Так обычно оцениваются популяции животных, в частности - пpомысловых. Другим паpаметpом является плотность популяции, котоpая может быть, в зависимости от целей, определена количеством особей или биомассой (или эквивалентной ей энергией) данного вида на единицу площади
Её обычно измеряют и выражают числом особей или биомассой популяции на единицу площади или объёма (500 деревьев на 1 га или 200 кг рыбы на 1 га поверхности водоёма).
Плотность популяции, являясь важнейшей ее хаpактеpистикой, но не дает исчерпывающего представления о благополучии популяции, динамики и тенденции ее развития. Эти данные могут быть получены из анализа динамики численности популяции, т.е. изучения pождаемости, смеpтности и возpастной структуры.
Рождаемость способность популяции к увеличению численности.
Смертность гибель особей в популяции.
Для исследования возpастных стpуктуp популяций используют гpафические пpиемы, напpимеp возpастные пиpамиды популяции, шиpоко используемые в демогpафических исследованиях (рис.2). Возрастной состав популяции соотношение разных возрастных групп. В быстрорастущих популяциях значительную долю составляют молодые особи, в популяциях, находящихся в стабильном состоянии, возрастное распределение равномерно, а в отмирающих содержится большая доля старых особей.
Рис.
2
. Возрастные пирамиды популяции.
А - массовое размножение, В - стабильная популяция, С - сокращающаяся популяция
Исследования численности популяций и опpеделяющих ее фактоpов позволяет оценить последние и в отдельных случаях обеспечить ее биологическое pегулиpование.
Несколько популяций образуют сообщества биоценозы.
Биоценоз совокупность популяций, которая функционирует в определённом пространстве абиотической среды биотопе. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое или экосистема.
Экосистема совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом. Примером экосистемы могут быть лес, луг, озеро. Термин предложен А.Тенсли. для экосистемы характерен разного рода обмен веществ не только между организмами, но и между организмами и окружающей средой. Очень близко по смыслу к понятию «экосистема» понятие «биогеоценоз». Термин предложен академиком В,Н. Сукачевым («биос» - жизнь, «Гео» - земля, «ценоз» - сообщество)
Биогеоценоз это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира, и мира микроорганизмов), имеющая свою особую специфику взаимодействия этих компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией между собой и другими явлениями природы.
Понятие экосистема и биогеоценоз не синонимы. По определению Тенсли экосистема это безразмерные устойчивые системы живого и неживого, в которых совещается обмен веществ и энергии. Таким образом, экосистема это капля воды с микроорганизмами, лес, горшок, биологические очистные сооружения, космический корабль, но при этом биогеоценозом они не являются. Экосистема может включать несколько биогеоценозов. Т. о. понятие «экосистема» шире, чем биогеоценоз, т.е. любой биогеоценоз является экосистемой, но не любая экосистема может считаться биогеоценозом, причем биогеоценозы это сугубо наземные образования, имеющие свои четкие границы.
Биосфера (bios жизнь, spharia шар) это сумма экосистем, включающая все живые организмы, взаимосвязанные с физической средой Земли. Оболочка Земли, в которой развивается жизнь разнообразных организмов, населяющих поверхность суши, почву, нижние слои атмосферы, гидросферу. В своей основе биосфера представляет собой результат взаимодействия живой и неживой материи. Впервые этот термин ввёл в 1875 году австрийский учёный Э. Зюсс.
Но впервые обратил внимание на огромную роль живого вещества в жизни нашей планеты и вложил в это понятие более глубокий смысл выдающийся русский учёный Вернадский. Он является основоположником современных представлений о биосфере.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
10641. | Предмет, задачи, цели, содержание экологии | 76.59 KB | |
Предмет и задачи дисциплины Термин экология от греческого oikos жилище местообитание введен в литературу в 1866 г. Реймерс в словаресправочнике Природопользование 1990 указывает что экология это: 1 часть биологии биоэкология изучающая отношения организмов особей популяций биоценозов и т. Тот же автор в другой работе отмечает что для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд Экология это совокупность отраслей знания исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и... | |||
1936. | ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИИ | 495.77 KB | |
Термин “экология” образован греческими корнями “ойкос” – дом, непосредственное окружение человека и “логос” – наука. Поэтому в буквальном смысле экология – это наука об организмах, в том числе о человеке, наблюдаемых в пределах своего дома, причем особое внимание уделяется характеру связей между организмами и окружающей их средой. | |||
10815. | Основы факториальной экологии (аутэкологии) | 392.84 KB | |
Различают также природную среду сочетание естественных и измененных деятельностью человека факторов живой и неживой природы которые проявляют эффект воздействия на организм среду абиотическую все силы и явления природы происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов и среду биотическую силы и явления природы которые обязаны своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов. Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды выражающееся в изменении их внешних и... | |||
1078. | Социология как основа развития социальной экологии | 22.82 KB | |
Социология как основа развития социальной экологии Социальная экология наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Социальная экология молодая научная дисциплина начала формироваться на стыке естественных общественных и технических дисциплин. Первоначально экология была разделом биологии термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г. Для социальной экологии термин экология означает особую точку зрения особое мировоззрение особую систему ценностей и... | |||
19439. | Фундаментальные законы природы и основные понятия экологии | 32.6 KB | |
Закон сохранения энергии. Закон сохранения энергии В процессе развития физики как естественной науки выявился целый ряд противоречий между причинно-следственными связями в различных явлениях материального мира. Наиболее фундаментальным и разработанным законом природы является закон сохранения и превращения энергии. Закон сохранения энергии свидетельствует о неуничтожимости движения и материи существовании взаимных превращений между видами энергии и движения невозможности создания чего-либо из ничего. | |||
1939. | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОЙ ЭКОЛОГИИ. ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ | 568.9 KB | |
Ее главная функция выработка и систематизация объективных представлений об окружающей человека действительности. В этой работе академик Вернадский отмечал несколько равноправных источников формирования мировоззрения каждого человека: научный метод познания религиозная и философская практики искусство социальная и личная жизнь. Глобальные экологические проблемы Согласно современным представлениям состояние природы продолжает ухудшаться под давлением хозяйственной деятельности человека. Поэтому главной задачей человека является... | |||
19445. | Международное сотрудничество в экологии и экологическая политика России | 16.62 KB | |
Это модель неустойчивого развития характеризующаяся экологически несбалансированной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы что делает нецелесообразным движение развивающихся стран в том числе и России по пути которым пришли к благополучию развитые страны. Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии Как правопреемник Советского Союза Россия приняла к исполнению около 50 договоров соглашений конвенций протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР... | |||
11406. | Изучение экологии внутрисемейных отношений методами соционической типологии | 3.1 MB | |
Создательница соционики Аушра Аугустинавичюте отмечает: не многие знают, что за этим понятием скрывается. Но если прислушаться, попытаться прочитать ещё раз СО-ЦИ-О-НИ-КА | |||
819. | 36.99 KB | ||
Серьезными факторами дестабилизации среды жизни человека становятся технические аварии и природные катастрофы. Многие ученые, специалисты указывают на усиление связи между ними и на приобретение многими из них глобально-экологического характера. | |||
10475. | ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНЕЛЛЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ КЛЕТКИ. СИМПЛАСТЫ И СИНТИЦИИ. СТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА | 18.83 KB | |
Гук который при помощи сконструированного им примитивного микроскопа увидел в срезе пробкового дерева клетки 1665 год.Пуркинье обнаружил в клетке цитоплазму в 1833 году Броун увидел в клетке ядро в 1838 году Шванн пришел к заключению что клетки различных организмов имеют сходное строение в 1858 году Вирхов установил что новые клетки образуются в результате деления материнской клетки. |
?Экологическое право относится к числу:
*самостоятельных отраслей российского права
!неосновных отраслей
!институтов административного права
!подотрасли конституционного права
?Предметом экологического права являются отношения по:
*природопользованию
*охране окружающей среды
!взаимодействию общества и государства
!использованию земельных участков различных категорий
?Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
!охрану земель и недр
!правовой режим лесопользования
*экологический контроль
*экологическую экспертизу
!правовой режим особо охраняемых природных территорий
?Методы эколого-правового регулирования - это:
!сравнительно-правовые методы
*императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий
!формально-юридические методы
!убеждение и принуждение
!гипотеза, диспозиция, санкция
?Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, - это:
*антропогенный объект
!искусственный ландшафт
!природный ландшафт
!природно-антропогенный объект
?Основным конституционным правом человека является право:
*каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
!граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность
!граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
!на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
?Установите соответствие между понятиями по различным методам (объектам).
*Средство (метод) эколого-правового регулирования:вариант = Дозволение, предписание, запрет
*Метод правового регулирования:вариант = Императивный и диспозитивный
*Метод научного познания:вариант = Гносеология, статистический, сравнительно-правовой
*Объекты охраны окружающей среды:вариант = Земля, вода, недра
?Экологические правоотношения могут возникнуть между:
!органом исполнительной власти и окружающей средой
*органом исполнительной власти и гражданином
!политическими партиями
!предприятием и окружающей природной средой
*гражданином и общественным объединением
?Субъектом экологического права выступают:
*общественные объединения
*граждане
*государственные органы исполнительной власти
!чрезвычайная ситуация природного характера
!земля, животный и растительный мир
?Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права:
!Гражданский кодекс РФ
!Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»
!Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
!Конституция РФ
*Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
?Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:
!реки и озера
!недра
!леса, расположенные на землях лесного фонда
!животный мир в естественной среде обитания
*земельные участки
?Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к:
!граждан
!собственности Федерации и субъектов РФ
!государственной и муниципальной собственности
!юридических лиц
*федеральной собственности
?… - это изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
*Реквизиция
!Приватизация
!Национализация
!Конфискация
?Комплексное природопользование является формой:
!особого водопользования
*специального природопользования
!общего природопользования
!коллективного природопользования
?Субъектами специального природопользования могут выступать:
!только юридические лица
!субъекты РФ
!любые физические и юридические лица
*юридические лица и индивидуальные предприниматели
?Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это:
*не нарушает прав и законных интересов иных лиц
!не вредит интересам других лиц
!не нарушает интересов государства
*не наносит ущерба окружающей среде
?Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой:
*управление
!аудит
!экспертизу
!мониторинг
!наблюдение
?Орган специальной компетенции в сфере управления природопользованием - это:
*Министерство природных ресурсов и экологии РФ
!Министерство охраны окружающей среды
!Государственный комитет экологии
!Федеральное Собрание РФ
!Правительство РФ
?Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является:
!оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий
!разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации
!нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды
*обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды
?Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам:
*Министерства здравоохранения и социального развития РФ
!Министерства природных ресурсов РФ
!Министерства сельского и лесного хозяйства
!Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности
Экология (от греч. «ойкос » - дом, жилище и «логос » - учение) - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками - химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой.
Главный объект изучения в экологии - экосистемы , т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, она изучает отдельные виды организмов (организменный уровень), их популяции, т. е. совокупность особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).
Различают два вида экологии – общую и прикладную.
Общая экология – изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды обитания (включая человека как биологическое существо).
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
Аутэкология (от греч. autos - сам) - раздел экологии, в задачу которого входит установление пределов существования особи (организма) и тех пределов физико-химических факторов, в диапазоне которых организм может существовать. Изучение реакций организма на воздействия факторов среды позволяет выявить не только пределы, в которых он может существовать, но и физиологические и морфологические изменения, характерные для данных особей. Поэтому аутэкология изучает взаимоотношения организма с внешней средой, в основе которых лежат его морфофизиологические реакции на воздействия среды. С изучения этих реакций начинается любое экологическое исследование. Причем основное внимание уделяется биохимическим реакциям, интенсивности газового и водного обмена, а также другим физиологическим процессам, которые определяют состояние организма. При проведении исследований используются сравнительно-экологический и эколого-географический методы, сопоставляются состояние и реакция организма на внешние воздействия в различные периоды жизни (сезонная и суточная активность). Большое место в аутэкологических исследованиях занимает изучение влияния на организм естественной и искусственной радиоактивности, техногенного загрязнения.
аутэкологию , исследующую индивидуальные связи отдельного организма (вида, особи) с окружающей его средой;
популяционную экологию (демоэкологию) , в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов, взаимоотношения между организмами одного вида в пределах популяции и средой обитания. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
синэкологию (биоценологию) - учение об экосистемах (биогеоценозах), изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.
!!глобальная экология - учение о роли живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы) ее функционирования.
Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства - изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и т. д.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, т.е. различают экологию животных, экологию растений и экологию микроорганизмов.
В последнее время роль и значение биосферы как объекта экологического анализа непрерывно возрастает. Особенно большое значение в современной экологии уделяется проблемам взаимодействия человека с окружающей природной средой. Выдвижение на первый план этих разделов в экологической науке связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов, в связи с резко негативными последствиями научно-технического прогресса.
Таким образом, современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.
Например, на стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, космическая экология и т. д.
Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология , основным объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема. В настоящее время появились и такие специальные дисциплины, как социальная экология, изучающая взаимоотношения в системе «человеческое общество - природа», и ее часть - экология человека (антропоэкология), в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.
Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, свойственную XX в., и выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе.
С научно-практической точки зрения вполне обоснована деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Исходя из приведенных выше понятий и направлений следует, что задачи экологии весьма многообразны.
В общетеоретическом плане к ним относятся:
разработка общей теории устойчивости экологических систем;
изучение экологических механизмов адаптации к среде;
исследование регуляции численности популяций;
изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
исследование продукционных процессов;
исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;
улучшение качества окружающей природной среды;
сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Задачи экологии:
изучение механизмов адаптации живых организмов к условиям среды;
доработка научной основы рационального использования природных ресурсов и сохранение нормальной среды обитания;
регуляция численности населения;
разработка систем и мероприятий, обеспечивающих минимальное использование химических средств в сельском хозяйстве;
экологическая индикация для изучения систем загрязнения;
разработка экологического мониторинга - системы повторных целенаправленных исследований параметров окружающей среды;
Задачи экологии применительно к проектно–конструкторской и инженерной деятельности:
оптимизация инженерных решений на стадии проектирования с точки зрения наименьшего вреда;
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий новых инженерных решений;
своевременное выявление и корректировка технологических процессов наносящих ущерб окружающей среде.
Развитие организма как живой целостной системы
Организм - любое живое существо. Он отличается от неживой природы определенной совокупностью свойств, присущих только живой материи: клеточная организация; обмен веществ при ведущей роли белков и нуклеиновых кислот, обеспечивающий гомеостаз организма - самовозобновление и поддержание постоянства его внутренней среды. Живым организмам присущи движение, раздражимость, рост, развитие, размножение и наследственность, а также приспособляемость к условиям существования - адаптация .
Взаимодействуя с абиотической средой, организм выступает как целостная система, включающая в себя все более низкие уровни биологической организации (левая часть «спектра», рис. 1.1). Все эти части организма (гены, клетки, клеточные ткани, целые органы и их системы) являются компонентами и системами доорганизменного уровня. Изменение одних частей и функций организма неизбежно влечет за собой изменение других его частей и функций. Так, в изменяющихся условиях существования, в результате естественного отбора, те или иные органы получают приоритетное развитие. Например, мощная корневая система у растений засушливой зоны (ковыль) или «слепота» в результате редукции глаз у ночных животных, существующих в темноте (крот).
Живые организмы обладают обменом веществ, или метаболизмом, при этом происходит множество химических реакций. Примером таких реакций могут служить дыхание, которое еще Лавуазье и Лаплас считали разновидностью горения, или фотосинтез, посредством которого зелеными растениями связывается солнечная энергия, а результаты дальнейших процессов метаболизма используются всем растением, и др.
Как известно, в процессе фотосинтеза кроме солнечной энергии используется двуокись углерода и вода. Суммарно химическое уравнение фотосинтеза выглядит так:
Практически вся двуокись углерода (С0 2) поступает из атмосферы и днем ее движение направлено вниз, к растениям, где осуществляется фотосинтез и выделяется кислород. Дыхание - процесс обратный, и движение СО 2 ночью направлено вверх и идет поглощение кислорода.
Некоторые микроорганизмы, бактерии, способны создавать органические соединения и за счет других компонентов, например за счет соединений серы. Такие процессы называются хемосинтезом .
Обмен веществ в организме происходит только при участии особых макромолекулярных белковых веществ - ферментов, выполняющих роль катализаторов. Каждая биохимическая реакция в процессе жизни организма контролируется особым ферментом, который в свою очередь контролируется единичным геном. Изменение гена, называемое мутацией, приводит к изменению биохимической реакции вследствие изменения фермента, а в случае нехватки последнего и к выпадению соответствующей ступени метаболической реакции.
Однако не только ферменты регулируют процессы метаболизма. Им помогают коферменты - это крупные молекулы, частью которых являются витамины -вещества, необходимые для обмена веществ всех организмов - бактерий, зеленых растений, животных и человека. Отсутствие витаминов ведет к болезням: нарушается обмен веществ.
Наконец, для ряда метаболических процессов необходимы особые химические вещества, называемые гормонами, которые вырабатываются в различных местах (органах) организма и доставляются в другие места кровью или посредством диффузии. Гормоны осуществляют в любом организме общую химическую координацию метаболизма и помогают в этом деле, например, нервной системе животных и человека.
На молекулярно-генетическом уровне особенно чувствительно воздействие загрязняющих веществ, ионизирующей и ультрафиолетовой радиации. Они вызывают нарушение генетических систем, структуры клеток и подавляют действие ферментных систем. Все это приводит к болезням человека, животных и растений, угнетению и даже уничтожению видов, живых организмов.
Метаболические процессы протекают с различной интенсивностью на протяжении всей жизни организма, всего пути его индивидуального развития. Этот его путь от зарождения и до конца жизни называется онтогенезом. Онтогенез представляет собой совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом за весь период жизни.
Онтогенез включает рост организма, т. е. увеличение массы и размеров тела, и дифференциацию, т. е. возникновение различий между однородными клетками и тканями, приводящее их к специализации по выполнению различных функций в организме. У организмов с половым размножением онтогенез начинается с оплодотворенной клетки (зиготы). При бесполом размножении - с образованием нового организма путем деления материнского тела или специализированной клетки, путем почкования, а также от корневища, клубня, луковицы и т. п.
Каждый организм в онтогенезе проходит ряд стадий развития. Для организмов, размножающихся половым путем, различают зародышевую (эмбриональную), послезародышевую (постэмбриональную) и период развития взрослого организма. Зародышевой период заканчивается выходом зародыша из яйцовых оболочек, а у живородящих - рождением. Важное экологическое значение для животных имеет первоначальный этап послезародышевого развития - протекающий по типу прямого развития или по типу метаморфоза. В первом случае идет постепенное развитие во взрослую форму (цыпленок - курица и т. д.), во втором - развитие происходит вначале в виде личинки, которая существует и питается самостоятельно, прежде чем превратиться во взрослую особь (головастик - лягушка). У ряда насекомых личиночная стадия позволяет пережить неблагоприятное время года (низкие температуры, засуху и т. д.)
В онтогенезе растений различают рост, развитие (формируется взрослый организм) и старение (ослабление биосинтеза всех физиологических функций и смерть). Основной особенностью онтогенеза высших растений и большинства водорослей является чередование бесполого (спорафит) и полового (гема-тофит)поколений.
Процессы и явления, проходящие на онтогенетическом уровне, т. е. на уровне индивида (особи), - это необходимое и весьма существенное звено функционирования всего живого. Процессы онтогенеза могут быть нарушены на любой стадии действием химического, светового и теплового загрязнения среды и привести к появлению уродов или даже привести к гибели индивидов на послеродовой стадии онтогенеза.
Современный онтогенез организмов сложился в течение длительной эволюции, в результате их исторического развития - филогенеза. Не случайно этот термин ввел Э. Геккель в 1866 г., так как для целей экологии необходима реконструкция эволюционных преобразований животных, растений и микроорганизмов. Этим занимается наука - филогенетика, которая базируется на данных трех наук - морфологии, эмбриологии и палеонтологии.
Взаимосвязь между развитием живого в историко-эволю-ционном плане и индивидуальным развитием организма сформулирована Э. Геккелем в виде биогенетического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида. Иными словами, вначале в утробе матери (у млекопитающих и др.), а затем, появившись на свет, индивид в своем развитии повторяет в сокращенном виде историческое развитие своего вида.
Системы организмов и биота Земли
В настоящее время на Земле насчитывается более 2,2 млн видов организмов. Систематика их все более усложняется, хотя основной ее скелет остается почти неизменным со времени ее создания выдающимся шведским ученым Карлом Линнеем в середине XVII в.
Таблица 1.1
Высшие таксоны систематики империи клеточных организмов
Оказалось, что на Земле существуют две большие группы организмов, различия между которыми намного более глубоки, чем между высшими растениями и высшими животными, и, следовательно, по праву среди клеточных были выделены два надцарства: прокариотов - низкоорганизованных доядерных и эукаритов - высокоорганизованных ядерных. Прокариоты (Ргосагуо1а) представлены царством так называемых дробянок, к которым относятся бактерии и синезеленые водоросли, в клетках которых нет ядра и ДНК в них не отделяется от цитоплазмы никакой мембраной. Эукариоуы (Еисагуо1а) представлены тремя царствами: животных, грибов и растений, клетки которых содержат ядро и ДНК отделена от цитоплазмы ядерной мембраной, поскольку находится в самом ядре. Грибы выделены в отдельное царство, так как оказалось, что они не только не относятся к растениям, но имеют, вероятно, происхождение от амебоидных двужгутиковых простейших, т.е. имеют более тесную связь с животным миром.
Однако такое деление живых организмов на четыре царства еще не легло в основу справочной и учебной литературы, поэтому при дальнейшем изложении материала мы придерживаемся традиционных классификаций, но которым бактерии, синезеленые водоросли и грибы являются отделами низших растений.
Всю совокупность растительных организмов данной территории планеты любой детальности (региона, района и т.д.) называют флорой, а совокупность животных организмов - фауной.
Флора и фауна данной территории в совокупности составляют биоту. Но эти термины имеют и гораздо более широкое применение. Например, говорят: флора цветковых растений, флора микроорганизмов (микрофлора), микрофлора почв и т. п. Аналогично используется термин «фауна»: фауна млекопитающих, фауна птиц (орнитофауна), микрофауна и т. п. Термин «биота» используют, когда хотят оценить взаимодействие всех живых организмов и среды или, скажем, влияние «почвенной биоты» на процессы почвообразования и др. Ниже приводится общая характеристика фауны и флоры в соответствии с классификацией (табл. 1.1).
Прокариоты являются древнейшими организмами в истории Земли, следы их жизнедеятельности выявлены в отложениях протерозоя, образовавшихся около миллиарда лет назад. В настоящее время их известно около 5000 видов.
Самыми распространенными среди дробянок являются бактериин в настоящее время это самые распространенные в биосфере микроорганизмы. Их размеры составляют от десятых долей до двух-трех микрометров.
Бактерии распространены повсеместно, но больше всего их в почвах - сотни миллионов на один грамм почвы, а в черноземах - более двух миллиардов.
Микрофлора почв весьма разнообразна. Здесь бактерии выполняют различные функции и подразделяются на следующие физиологические группы: бактерии гниения, нитрофи-цирующие, азотофиксирующие, серобактерии и др. Среди них есть аэробные и анаэробные формы.
В результате эрозии почв бактерии попадают в водоемы. В прибрежной части их до 300 тыс. в 1 мл, с удалением от берега и с глубиной их количество снижается до 100-200 особей на 1 мл.
В атмосфере воздуха бактерий значительно меньше.
Широко распространены бактерии в литосфере ниже почвенного горизонта. Под почвенным слоем их всего на порядок меньше, чем в почве. Бактерии распространяются на сотни метров в глубину земной коры и даже встречаются на глубине двух и более тысяч метров.
Синезеленые водоросли сходны по строению с бактериальными клетками, являются фотосинтезирующими автотрофами. Обитают преимущественно в поверхностном слое пресноводных водоемов, хотя есть и в морях. Продуктом их метаболизма являются азотистые соединения, способствующие развитию других планктонных водорослей, что при определенных условиях может привести к «цветению» воды и к ее загрязнению, в том числе и в водопроводных системах.
Эукариоты - это все остальные организмы Земли. Самые распространенные среди них - растения, которых около 300 тыс. видов.
Растения - это практически единственные организмы, которые создают органическое вещество за счет физических (неживых) ресурсов - солнечной инсоляции и химических элементов, извлекаемых из почв (комплекс биогенных элементов). Все остальные питаются уже готовой органической пищей. Поэтому растения как бы создают, продуцируют пищу для всего остального животного мира, т. е. являются продуцентами.
Все одноклеточные и многоклеточные формы растений имеют, как правило, автотрофное питание за счет процессовфотосинтеза.
Водоросли - это большая группа растений, живущих в воде, где они могут либо свободно плавать, либо прикрепляться к субстрату. Водоросли - это первые на Земле фотосинтези-рующие организмы, которым мы обязаны появлением кислорода в ее атмосфере. Кроме того, они способны усваивать азот, серу, фосфор, калий и другие компоненты непосредственно из воды, а не из почвы.
Остальные, более организованные растения - обитатели суши. Они получают питательные элементы из почвы посредством корневой системы, которые транспортируются через стебель в листья, где берут начало процессы фотосинтеза. Лишайники, мхи, папоротникообразные и цветковые растения являются одним из важнейших эементов географического ландшафта, доминируют здесь цветковые, которых более 250 тыс. видов. Растительность суши - главный генератор кислорода в атмосферу и ее бездумное уничтожение не только оставит животных и человека без пищи, но и без кислорода.
Низшие почвенные грибы играют основную роль в процессах почвообразования.
Животные представлены большим разнообразием форм и размеров, их более 1,7 млн видов. Все царство животных - это гетеротрофные организмы, консументы.
Наибольшее количество видов и наибольшая численность особей у членистоногих. Насекомых, например, столько, что на каждого человека их приходится более 200 млн особей. На втором месте по количеству видов стоит класс моллюсков, но их численность значительно меньше, чем насекомых. На третьем месте по числу видов выступают позвоночные, среди которых млекопитающие занимают примерно десятую часть, а половина всех видов приходится на рыб.
Значит, большая часть видов позвоночных формировалась в водных условиях, а насекомые - это сугубо животные суши.
Насекомые развивались на суше в тесной связи с цветковыми растениями, являясь их опылителями. Эти растения появились позже других видов, но более половины видов всех растений приходится на цветковые. Видообразование в этих двух классах организмов находилось и находится сейчас в тесной взаимосвязи.
Если сравнить количество видов сухопутных организмов и водных, то это соотношение будет примерно одинаково и для растений, и для животных: количество видов на суше - 92-93 %, в воде - 7-8 %, значит, выход организмов на сушу дал мощный толчок эволюционному процессу в направлении увеличения видового разнообразия, что ведет к повышению устойчивости природных сообществ организмов и экосистем в целом.
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОСИСТЕМЕ
Концепция функционирования экосистемы
Термин «экосистема » введен английским ботаником А. Тенсли в 1935 году, хотя мысль о взаимосвязи и единстве организмов и среды их обитания высказывалась еще древними учеными. Лишь в конце прошлого века стали появляться публикации, включающие понятия, идентичные термину «экосистема», причем практически одновременно в американской, западноевропейской и русской научной литературе. Так, немецкий ученый К. Мёбиус в 1877 г. ввел термин «биоценоз», через 10 лет американский биолог С. Форбс опубликовал свой классический труд об озере как водной экосистеме. В 1846-1903 гг. основоположник почвоведения в России В.В. Докучаев отмечал в своих трудах единство живых организмов с материнской породой при образовании почв. Примерно на рубеже XIX-XX вв. появилось серьезное отношение к идее о том, что природа функционирует как целостная система независимо от того, о какой среде идет речь - пресноводной, морской или наземной. Но только спустя полвека была разработана общая теория систем, началось развитие нового, количественного направления экологии экосистем. Основоположниками этого направления были Ф. Хатчинсон, Р. Маргалеф, К. Уатт, П. Пэттен, Ван Дайн, Г. Одум.
Экосистема - основная функциональная единица в экологии. Она включает в себя все организмы (биотическое сообщество), совместно функционирующие на конкретной территории, которые взаимодействуют с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенные биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями.