Родовая песня. Родовое пение Пение в родах
Платон писал, что в свое время акушерки во время родов распевали специальные песни, без которых никакие терапевтические процедуры не имели эффекта.
В Египте женщины во время схваток пели псалмы. Но потом эта мудрость, как и многие другие, была забыта, и лишь в 1960 году, благодаря певице Мари-Луизе Ошер, мы вновь открыли для себя благотворное влияние пения.
После долгого изучения влияния звуков на тело человека, Ошер пришла к выводу, что голос можно использовать в терапевтических целях. Дело в том, что вибрации, вызываемые голосом, распространяются по костям скелета, которые являются идеальными проводниками звуков. Ее метод, названный психофонией, основан на влиянии издаваемых звуков на различные части тела и имеет одновременно физический и психологический эффект.
Акушерка Шанталь Вердьер, продолжившая работу Ошер, пришла к выводу, что пение помогает будущей маме установить более тесную связь с еще не родившимся малышом. Более того, пение во время беременности помогает справиться с токсикозом или понизить тонус матки. При дальнейших исследованиях удалось установить что пение благотворительно влияет и на течение родов. Когда женщина умеет правильно направлять свое дыхание и энергию, издавая все более низкие звуки, роды проходят легче, так как пение способствует расслаблению поперечных мышц матки, облегчает раскрытие шейки и делает схватки более продуктивными. Таким образом, пение является прекрасной альтернативой медикаментозному ведению родов, наряду с гомеопатией, ароматерапией, акупунктурой итд.
Во-первых, не пугайтесь, для этого совсем необязательно уметь петь и иметь идеальный слух.
Вот как происходит сеанс пренатального пения в специальном центре для беременных.
Сеанс начинается с расслабления и легкого самомассажа. Кончиками пальцев необходимо массировать костные участки тела, которые играют роль «резонатора» - лицо, грудная клетка, таз. Будущая мама расслабляется, зевает. Это стимулирует кровообращение и позволяет звуку лучше резонировать.
Затем начинается непосредственно работа с голосом: сначала пропеваются вокализы, позволяющие расслабить челюсть, потом звуки направляются в другие части тела - они как бы «массируют» тело изнутри. Основная цель - сделать дыхание более спокойным и глубоким, способствуя лучшему снабжению кислородом мышц матки и непосредственно плода. Такие упражнения, кстати, помогают женщинам справиться с одышкой, часто присущей беременным. Кроме того, можно даже научиться как бы «опьянять» себя кислородом, что помогает отключаться на время схваток.
Последняя часть сеанса проходит собственно в пении, причем песни могут быть совершенно разные. В пении женщины эмоционально разряжаются, оно помогает им справляться с волнениями, страхами и переживаниями. Установлено, что женщины, которые поют во время беременности, эмоционально более уравновешены, менее подвержены резким перепадам настроения, так как они переносят свои эмоции в пение. Дело в том, что звуковые вибрации на уровне мозга увеличивают производство эндорфинов, знаменитых гормонов удовольствия.
Звуки. Нас окружают миллионы звуков и вибраций… Только подумайте… Эту тему невозможно уложить в одну маленькую статью, она очень обширная и всегда мне была интересна. В йоге два направления работы со звуком: Нада-Йога (пение звуков) и Мантра-Йога (пение Мантр).
Основной эффект практики — остановка непрестанного потока мыслей, оценок, суждений, планов и воспоминаний и освобождение своей истинной сущности, спрятанной под слоем концепций. Звуковые практики нада-йоги — это один из способов исцеления эмоциональных травм и обретения состояния глубокого покоя.
Очень интересна книга “Целительные звуки” . Её автор Джонатан Голдмен , американский музыкант, исполнитель различных направлений обертонального пения, получил множество различных учёных степеней в области изучения звука и различного воздействия его на организм человека. Представляю вам отрывок из его книги:
В этом параграфе вы найдете несколько упражнений, которые помогут вам научиться направлять звук в различные участки собственного тела. Форма тонинга, которую я предлагаю вам освоить, — вполне естественный, но забытый большинством из нас способ применения голоса. Возможно, ключевым элементом этой техники является намерение и, следовательно, ваша воля. После некоторой тренировки вы сможете направить любой тон в любой участок собственного тела: от большого пальца ноги до макушки, особенно, если сконцентрируете на этом всю свою волю.
Большинство из нас каждый день применяют тонинг, даже не подозревая об этом. Ведь, как я уже говорил, вздохи, стоны, ворчание и другие звуки, которые мы издаем, чтобы снять стресс или напряжение, представляют собой формы тонинга. Очень часто тонинг берёт на себя функцию мощного обезболивающего. К примеру, вы споткнулись и ушибли палец. Что вы сделаете непосредственно вслед за этим? Вскрикнете. Что же произойдет, если вы сдержите невольное восклицание? Палец у вас будет болеть гораздо сильнее!
Итак, когда нам больно, мы издаем звук, и этот звук уменьшает наши страдания. Я знаком с людьми, которые при помощи топинга излечивали даже хронические боли. Отчасти этот феномен объясняется тем, что звук способствует образованию эндорфинов — нейрохимических веществ, по силе обезболивающего воздействия превосходящих морфий. Но тонингн сам по себе является мощным орудием против боли, включая, разумеется, и боль душевную. Многим из вас хорошо известно, как рыдания и стоны помогают облегчить последствия сильной психологической травмы.
Тонинг как средство снятия боли
Прежде чем вы приступите к лечебному тонингу, позвольте дать вам одно напутствие: не зажимайтесь. Начинайте петь спокойно и свободно. Пусть звук получается громким — не ограничивайте его. Этот звук должен идти из самого сердца и приносить истинное облегчение. Звуки, призванные снять напряжение, требуют полной релаксации, даже в том случае, если вы испытываете сильную физическую или душевную боль. Это относится даже к тем звукам, которые сами по себе являются выражением боли.
Вы и сами сможете убедиться, что стон или ворчание действуют гораздо эффективнее, чем визг и вопли. Сдавленные звуки могут только задержать боль в теле и даже усугубить последствия травмы. И лишь свободный, открытый звук принесёт вам облегчение.
Создание резонанса в собственном теле
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут вам научиться создавать резонанс в различных зонах вашего тела. Упражнения эти рекомендуется выполнять сидя или стоя, выпрямив спину. Советую вам также отыскать место, где вашим занятиям не смогут помешать, да и вы, в свою очередь, не побеспокоите окружающих. Начинать обучение лучше всего с пения гласных звуков. Если вам удалось освоить эту технику, значит, вы уже умеете создавать резонанс в различных полостях вашего организма.
Пение гласных звуков — наиболее эффективный способ научиться направлять звук в нужную область. Отведите по пятнадцать минут в день на упражнения с гласными. Пойте гласные звуки — «О» или «А» — на разных высотах, последовательно переходя от самых низких тонов к самым высоким или наоборот. Старайтесь пропеть каждый ряд тонов на одном дыхании. Попробуйте определить, в какой точке вашего тела звук вызывает резонанс. Возможно, от высокого «О-о-о» вы ощущаете вибрацию в шее, а от низкого «А-а-а» — в животе. А может быть, всё наоборот? Помните: тело каждого человека — уникальная система разнообразных вибраций, и понятия «верный» или «неверный» тон к этой системе неприменимы. Именно поэтому я не намерен утверждать, что звук «Э» непременно будет резонировать с большим пальцем на ноге, а «О» — с левым ухом. Ведь звук, который подходит одному человеку, совсем не обязательно подойдет и другому. Каждому из вас будет гораздо легче самому найти звуки, резонирующие с теми или иными участками вашего тела.
Иногда людям удается почти немедленно определить, какие звуки каким зонам соответствуют. Однако в большинстве случаев на это всё же требуется чуть больше времени. Некоторые учителя вокальной техники считают даже, что упражнениям с гласными звуками следует посвящать много недель, а то и месяцев.
Если вы достаточно попрактиковались в пении гласных и соответствующих им гармоник, попытайтесь задать звуку определенное направление. Например, направьте звук «Э» в большой палец ноги, а звук «О» — в левое ухо и наоборот. Прислушайтесь к своим ощущениям. Вы должны учиться распознавать среди прочих именно те звуки, которые легко вступающие в резонанс с тем или иным участком вашего тела. Со временем вы настолько овладеете этим умением, что вам даже не понадобится тратить лишнее время на те звуки, которые вам не подходят.
Помните, что во всем этом процессе ваша воля и намерение, которое вы вкладываете в звук, играют не менее важную роль, чем сам звук. Если вы хотите направить в большой палец ноги звук «Э», со временем и после некоторой тренировки вы научитесь это делать. Если же вашему большому пальцу больше подходит «О», звук устремится в нужную точку гораздо быстрее и без излишнего напряжения с вашей стороны, особенно если вы сосредоточите на нём всё свое внимание и волю.
… Техника создания резонанса в отдельных участках собственного тела важна в первую очередь как сильнейшее терапевтическое средство. Если, к примеру, у вас болит желудок, вы можете, направив звук в зону желудка, создать там резонанс, после чего почувствуете себя гораздо лучше. Я знаю многих людей, которые действительно снимали боль, порой даже хроническую, направляя звук собственного голоса в нездоровые зоны. Овладев этим умением, вы сможете избавляться от головной боли, рези в горле, вылечить ушибленную коленку и многое, многое другое.
Родовое пение
На занятиях йогой мы часто используем нада пранаяму, брамари пранаяму для увеличения выдоха и определения влияний разных звуковых вибраций на наше тело. Очень часто в период родов, когда женщина входит в измененное состояние, голос, звуки помогают отключиться и естественно влиться в божественный процесс родов.
Мишель Оден , известный врач акушер, популяризатор идеи естественных родов писал: «Если женщина рожает, предоставленная сама себе, без медикаментозных средств, то настаёт момент, когда она явно стремится оторваться от окружающего мира, словно отправляется «на другую планету». Она позволяет себе то, о чём и не помыслила бы в повседневной жизни. Она может принимать самые неожиданные позы, издавать самые непривычные звуки».
Врач, акушер гинеколог Дарья Стрельцова , считает, что «помогать процессу родов при помощи голоса, озвучивать свои ощущения, это естественная, инстинктивная потребность любой женщины. Женщина интуитивно подбирает звук такой силы и высоты, чтобы создаваемая им в теле вибрация помогала раскрытию тканей. Однако, живя в современном мире, мы отчего-то считаем эту потребность «пережитком прошлого», чем-то неприличным. А ведь не позволяя себе подобное самовыражение, мы зачастую тормозим нормальную родовую деятельность».
Пение мамы во время родов также идёт на пользу и малышу. Ведь для того, чтобы звучать, маме нужно придерживаться глубокого дыхания, а значит, к малышу будет поступать достаточно кислорода, чтобы пройти через нелёгкое испытание родов.
Ещё не родившийся малыш слушает, как поёт его мама, и проходит своё самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребёнка. А особая музыкальность всех рожденных на этом методе детей даже не обсуждается — это лишь приятный побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор М.Л. Лазарев
считает, что такой проблемы не бывает. Для вашего слушателя (ребёнка) ваш голос самый лучший на свете по определению. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом, как чудесные вибрации жизни.
Конечно, речь не идет о том, чтобы распевать Гимн России во время схваток или участвовать в Фабрике Звезд. Суть в том, чтобы научиться с помощью пренатального пения издавать звуки, которые положительно влияют на течение беременности и родов.
Еще во времена античности пение широко применялось в качестве обезболивающего средства. Платон писал, что в свое время акушерки во время родов распевали специальные песни, без которых никакие терапевтические процедуры не имели эффекта. В Египте женщины во время схваток пели псалмы. Но потом эта мудрость, как и многие другие, была забыта, и лишь в 1960 году, благодаря певице Мари-Луизе Ошер, мы вновь открыли для себя благотворное влияние пения.
После долгого изучения влияния звуков на тело человека, Ошер пришла к выводу, что голос можно использовать в терапевтических целях. Дело в том, что вибрации, вызываемые голосом, распространяются по костям скелета, которые являются идеальными проводниками звуков. Ее метод, названный психофонией, основан на влиянии издаваемых звуков на различные части тела и имеет одновременно физический и психологический эффект.
Акушерка Шанталь Вердьер, продолжившая работу Ошер, пришла к выводу, что пение помогает будущей маме установить более тесную связь с еще не родившимся малышом. Более того, пение во время беременности помогает справиться с токсикозом или понизить тонус матки. При дальнейших исследованиях удалось установить что пение благотворительно влияет и на течение родов. Когда женщина умеет правильно направлять свое дыхание и энергию, издавая все более низкие звуки, роды проходят легче, так как пение способствует расслаблению поперечных мышц матки, облегчает раскрытие шейки и делает схватки более продуктивными. Таким образом, пение является прекрасной альтернативой медикаментозному ведению родов, наряду с гомеопатией, ароматерапией, акупунктурой итд.
Сеанс начинается с расслабления и легкого самомассажа. Кончиками пальцев необходимо массировать костные участки тела, которые играют роль «резонатора» – лицо, грудная клетка, таз. Будущая мама расслабляется, зевает. Это стимулирует кровообращение и позволяет звуку лучше резонировать. Затем начинается непосредственно работа с голосом: сначала пропеваются вокализы, позволяющие расслабить челюсть, потом звуки направляются в другие части тела – они как бы «массируют» тело изнутри. Основная цель – сделать дыхание более спокойным и глубоким, способствуя лучшему снабжению кислородом мышц матки и непосредственно плода. Такие упражнения, кстати, помогают женщинам справиться с одышкой, часто присущей беременным. Кроме того, можно даже научиться как бы «опьянять» себя кислородом, что помогает отключаться на время схваток.
Последняя часть сеанса проходит собственно в пении, причем песни могут быть совершенно разные. В пении женщины эмоционально разряжаются, оно помогает им справляться с волнениями, страхами и переживаниями. Установлено, что женщины, которые поют во время беременности, эмоционально более уравновешены, менее подвержены резким перепадам настроения, так как они переносят свои эмоции в пение. Дело в том, что звуковые вибрации на уровне мозга увеличивают производство эндорфинов, знаменитых гормонов удовольствия.
Кстати, пренатальное пение можно практиковать и тогда, когда малыш уже родится, чтобы продолжить эмоциональный контакт, установленный еще до рождения. Это поможет вам сохранить ту связь с малышом, которая была, когда вас еще связывала пуповина.
На пальцах объяснить нерожавшей женщине, как нужно дышать, довольно сложно. По этой причине врачи рекомендуют заранее записаться на курсы по беременности и родам. Там вам дадут более подробную информацию о самом родовом процессе и подготовят к столь ответственному мероприятию не только с медицинской, но и с психологической стороны. А также обучат различным расслабляющим техникам. Но по тем или иным причинам не все добираются до «школ лоя мам и пап», поэтому мы в кратце затронем тему дыхания при родах.
Cуществует два наиболее простых типа расслабляющего дыхания. Первый - это поверхностное дыхание, или, как его еще называют, - дыханием «по-собачьи». До наступления очередной схватки женщина ровно дышит через рот. А по мере нарастания схватки ускоряет дыхание и на пике дышит совсем поверхностно. Потом, когда схватка «спадает», дыхание нужно постепенно вернуть в норму. Такой тип дыхания очень удобен. Считается, что тон укорачивает схватки, снимает боль и способствует более полному раскрытию шейки матки. Как правило, в роддомах акушерки рекомендуют дышать именно «по-собачьи». Но многие женщины, особенно если они не тренировались так дышать до родов, просто не в состоянии сконцентрировать свое внимание на дыхании и отключиться от боли.
Второй тип дыхания - простанывание звука. Для этого с наступлением схватки делается глубокий вдох через рот, а уже в процессе воздух медленно выдыхается и при этом издается горловой стон. Но можно просто стонать, а можно петь песни, что, согласитесь, гораздо интересней и эстетичней.
Этот стон у нас песней зовется
Считается, что пение помогает будущей маме управлять своим состоянием во время родов. Это древняя методика психофизиологической саморегуляции. Пение снимает боль, а иногда даже позволяет избежать применения лекарственных препаратов. Также многие психологи рекомендуют в процессе родов разговаривать с ребенком и поддерживать его. А если вы будете еще и петь малышу песни, то не только вам, но и ему будет гораздо легче. Только, конечно, надо знать, когда и какие песни петь.
Естественные роды можно разделить на три этапа - схватки, переходный период и потуги. И на каждом из них от женщины требуется определенная тактика дыхания. Следовательно, потребуется три разные песни.
Во время схваток
Основным способом отключения от боли и расслабления считают переключающие действия. Часто женщине во время схваток акушер начинает задавать «глупые» вопросы или ведет пустую болтовню. Но на разговоре, тем более с абсолютно чужим человеком достаточно сложно сосредоточиться. А когда вам еще и жутко больно, а кто-то пристает с дурацкими вопросами, то вообще хочется нагрубить в ответ.
Очень важно, чтобы на сильных схватках было расслаблено лицо, глаза и рот, нельзя зажмуриваться и стискивать зубы. Вы удивитесь, но акушерам-гинекологам доподлинно известно, что именно при таком сочетании и влагалищные мышцы будут находиться в расслабленном состоянии. Как этого добиться? Поможет песня. Ведь пение не только отключает непосредственно от боли, но концентрирует и способствует правильному дыханию и расслаблению мышц.
Конечно, если вы будете во всю глотку орать «таких не берут в космонавты» или что-нибудь подобное, то это вряд ли поможет. Расслабляет не совсем обычное пение, а скорее определенные горловые, утробные звуки, которые не напрягают мышцы шеи и рта, облегчая раскрытие шейки матки. От резких вскриков боль усиливается, так как мышцы становятся менее пластичными. Поэтому во время схваток рекомендуется петь мелодичные тихие песни, а когда схватка усиливается, повышать голос. Многие мамы предпочитают в этот момент петь колыбельные песни, которые они учили во время беременности.
Переходный период
Особое внимание стоит обратить на переходное состояние от схваток к потугам, когда схватки еще не закончились, а потуги уже начались. На этом этапе нельзя тужиться, иначе можно порвать шейку матки. Как правило, акушер говорит, когда и как себя правильно вести. Но если вы полностью отдадитесь ощущению боли, то будет крайне тяжело сдерживаться и не тужиться.
Для того чтобы не тужиться, надо не задерживать дыхание. Нужно дышать без перерыва, но не глубоко. В этот период лучше всего напевать вслух какую-нибудь веселую ритмичную песенку. Многие женщины предпочитают петь всем известные детские песни: «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон», «Вместе весело шагать».
На потугах
Как только начинается позыв на потугу, врачи рекомендуют делать глубокий резкий вдох, при этом набирается максимальное количество воздуха в легкие, затем на несколько секунд задерживается дыхание и воздух как бы продавливается в живот. При этом нужно постараться сымитировать выдох через влагалище. Но первородящим женщинам очень сложно понять, как это сделать. Поэтому они тужатся, как говорят врачи, в голову. Если же при потугах у вас будет правильное дыхание, то вы непроизвольно будете тужиться так, как необходимо.
В этот период нужно петь песни без слов или кряхтеть, нельзя сильно кричать, потому что напрягаются мышцы лица и влагалищные мышцы. А сами потуги уменьшаются.
После того как показалась головка, врач, как праивло, рекомендует не тужиться или тужиться по чуть-чуть, чтобы не было разрывов. Именно в эти мгновения измученной родами женщине трудно контролировать себя и правильно выполнять просьбы врача, но если вы поете, то для того чтобы перестать тужиться, достаточно лишь перестать петь или сменить песню.
Ну а когда акушер положит кроху вам на грудь, можете тихонько всплакнуть от счастья и спеть ему приветственную колыбельную.
Нечего и сомневаться, такой малыш обязательно пойдет с песней по жизни.
Комментарий врача-гинеколога.
Полное раскрытие шейки составляет около 9-11 см. Но с 6 -7 см раскрытия у женщин зачастую наблюдается изменение сознания, и ей становится трудно управлять собой. В этот период необходимо контролировать свое дыхание, а это очень сложно. Рекомендую во время родов «дыхание по-собачьи». Но если женщина предпочитает петь, то это еще лучше. Это отключает ее от боли, она перестает неправильно тужиться и даже контролирует свое поведение. Конечно, необходимо заранее подготовиться и выбрать соответствующие песни для каждой стадии родов и обязательно сообщить об этом врачу. Тогда, когда необходимо сменить тактику дыхания, акушер просто попросит вас запеть соответствующую песню.
С врачом же стоит подбирать и соответствующие музыкальные композиции.
Вибрация голоса во время пения блокирует поступление болезеннных сигналов в мозг, уменьшая физическую боль. Благодаря воздействию на диафрагму улучшается дыхание и уменьшается мышечное напряжение. Правильное дыхание и пение существенно облегчают родовую боль и уменьшают вероятность появления разрывов. Также это положительно отражается на ребенке, уменьшает вероятность возникновения осложнений во время родов и снижает риск возникновения родовой травмы.
Татьяна АНДРОСОВА, врач:
Дыхание есть самая существенная часть жизни, и в нем заключен ключ к здоровью, гармонии и умиротворению. Пока вы беременны, вы дышите за себя и за своего ребенка, поэтому так важны дыхательные упражнения в этот период. Когда мы поем спокойные, задушевные, мелодичные песни, растягивая гласные, мы, по сути, занимаемся упражнениями глубокого дыхания. Это помогает вам найти свой внутренний центр, успокаивает вас, снимает внутреннее напряжение, мобилизовывает ресурсы организма, чтобы во всеоружии встретить любые возникающие трудности.
Разные звуки «омывают» разные отделы вашего тела: более высокие - легкие, диафрагму, более низкие - нижние отделы. Во время беременности полезно заниматься дыхательными упражнениями ежедневно, очень хорошо выполнять их после физических упражнений, а чтобы совместить приятное с полезным, можно иногда заменять, а еще лучше дополнять «правильное дыхание» пением.
Даже если вы не знаете песен, просто пойте гласные. Позовите детей, мужа, и все вместе на выдохе пойте «а-а-а-а», «у-у-у-у», «о-о-о-о», пока не кончится воздух. Уверяю вас, что вы очень весело проведете время в кругу семьи.
А еще вы можете позаниматься так называемой голосовой йогой. Согласно постулатам йоги, наша сексуальная энергия присутствует в нашем теле в виде свернувшейся в клубок змеи, которая лежит в основании спины и поднимается через тело к голове. На этом пути она проходит через таинственные энергетические центры, или чакры, каждая из которых ассоциируется со звуком и цветом.
1) тазовый пояс- звук «о-о-о», цвет красный
2) область пупка- звук «оу», цвет желтый
3) сердце- звук «а-а-а», цвет бриллиантовая зелень
4) горло - звук «эг«, цвет синий (индиго)
5) центр лба (третий глаз) - звук «и-и-и», цвет фиолетовый
6) венец - звук «ом», цвет чисто-белый.
Глубоко дыша, произносите нараспев звук чакры при выдохе, протяните этот звук до полного окончания выдоха, затем медленно вдохните и повторите процедуру несколько раз. Визуально вообразите чакру в виде вращающейся сферы, испускающей свет определенного цвета из центра в унисон со звуком. Начните с нижней чакры в тазовом поясе и проработайте все энергетические центры. Венечную (последнюю) чакру представляют в виде лотоса с тысячью лепестков, раскрывающегося к энергии Вселенной. Завершите процедуру, произнося нараспев звук «ом» три раза и некоторое время посидите молча. Поверьте, после этого вы почувствуете гармонию своего тела и духа.
Девочки! Уже совсем скоро я должна стать мамой. А гинекологи твердят мне в один голос: незрелая шейка! И вот сегодня узнала такую информацию: у любой женщины есть так называемый глоточно-шеечный рефлекс. Идея заключается в том, что рот и горло рефлекторно связаны с родовыми путями. Раскрытие рта и освобождение от зажимов горла способствуют более быстрому раскрытию и расслаблению шейки матки, то есть, укорачивает и облегчает период схваток. Именно поэтому на родах нам хочется кричать. Но кричать вредно, так как мы лишаем малыша кислорода и бездумно расходуем свои силы.
Поэтому во время родов рекомендуется… ПЕТЬ!
Цитирую статью, на которую наткнулась в сети.
Пение вообще расслабляет тело, помогает ему обрести свой автоматизм. Это тоже большая проблема современного человека. Переселение в Город, в условия большой скученности и малометражных квартир привело не только к утрате народных традиций (в том числе - голосовых), но и в большой степени к потере знания и понимания своего тела. Удерживая свое тело под постоянным сознательным контролем, ограничивая широту движений и умеряя жесты, современнный человек теряет контакт со своим телом, перестает доверять ему. Но роды - это процесс тела, причем плохо конролируемый сознанием. И голос прекрасно помогает телу «найти себя» в родах, а сознанию - довериться телу. Важна роль голоса и в создании родовой обстановки. Голос как бы дезинфицирует пространство - освобождает от лишних эмоций, посторонних интересов. «Разгоняет злых сущностей» - как говорили в народе. Он оживляет родовое пространство, делает его сопереживающим, наполненным; высвечивает для роженицы маршруты ее родового пути. Голос ограничивает и надежно защищает родовое пространство. Лишние люди не входят в него, а нужные - сразу же оказываются вовлеченными и понимающими. Когда муж входит в роды вместе с женой, голос удивительно сонастраивает их, позволяет мужу чувствовать и понимать жену без слов. Именно посредством голоса он может поддерживать и оберегать ее. В любых родах бывают моменты, когда женщина сбивается, начинает паниковать. И в это время муж может просто продолжать родовой звук. И этот звук будет ограждением, которое не даст женщине выпасть из процесса, опорой, воспользовавшись которой, она сможет продолжать. При правильном использовании, звук может стать для роженицы путеводной нитью по родам, поддерживать и направлять ее в родах, подменив в этом качестве боль. И главное назначение голоса на родах - это контроль над расслаблением и работа с болью. Об этом стоит говорить подробно. Работа со звуком неразрывно связана с нашим отношением к родовой боли как к полезному дружескому явлению. Мы уже писали раньше, что считаем единственно правильной тактикой для роженицы - открываться на боль. И делать это проще всего дыханием, а потом - голосом. Голос рождается из дыхания. И с дыхания мы начинаем свою работу. Когда схватки становятся для женщины достаточно ощутимыми (еще не болезненными, но ощутимыми), роженица начинает правильно дышать. Легче всего провести схватку на выдохе. Хорошо, если выдох займет по времени всю схватку. В начале родов, пока схватки длятся 30-40 секунд, это вполне возможно. Использование такого дыхания способствует усилению необходимых родовых психических изменений. Женщина все глубже уходит в себя, занимая на схватке остатки своего сознания контролем дыхания. Подсознательно жизнь человека ассоциируется с его дыханием. Жизнь и смерть различаются наличием\отсутствием дыхания. И забота о дыхании, особенно учитывая, что состояние сознания в родах меняется, становится первостепенной. На этом фоне появление боли схватки не кажется особенно важным. Я, моя жизнь - это дыхание, а боль - это нечто отдельное, не имеющее ко мне прямого отношения. Боль существует, но это нечто отдельное от меня. По мере того, как схватка удлиняется, а родовые пути расскрываются, длины выдоха перестает хватать. В это время роженица начинает присоединять к выдоху голос. Внешне это может выглядеть как тихий стон или вой. Вместе с голосом выдох может легко продолжаться 50 секунд и снова закрывать всю схватку. Звук помогает женщине концентрироваться на дыхании. Голосом женщина как бы гонит боль впереди себя. По мере усиления боли, пение женщины становится все громче. Рот открывается сильнее, и это дополнительно стимулирует раскрытие шейки матки. Громкий звук «а» раскрывает и расслабляет горло. На таком звуке можно провести схватку длинной более минуты и спокойно пережить максимальную схваточную боль. В отличии от схваток, потуги - достаточно агрессивная стадия, это пора активного действия. И если роженица продолжает пользоваться голосом, издаваемый звук меняется. Из продольного и тягучего он превращается в агрессивный, наездной. Женщина как бы тужится звуком. Звуком подгоняет и усиливает свою потугу, звуком атакует свою боль. Это и есть Сознательные роды: связь тела и ума, полное осознание процесса родов и полное расслабление. На протяжении всех родов по издаваемому женщиной звуку можно судить о качестве боли, о состоянии родовых путей и, следовательно, о продвижении ребенка. И на последнем этапе потуг, самом болезненном и космическом, звук, повышаясь на тон от потуги к потуге, улетает на недостижимую высоту, становится запредельным. Особенно поражает красота родового звука. Даже те женщины, которые никогда раньше не пели, звучат в родах чисто и глубоко, своим звучанием как бы подчеркивая красоту рождения.
Надеюсь, что эта техника поможет мне родить как можно легче и естественнее. А после родов буду делиться с вами впечатлениями!