Причины и сущность смуты в оценках историков. Мнения историков о смутном времени
Историография "смутного времени" весьма обширна. На взгляды ранних дворянских историков определенное влияние оказала летописная традиция.В.Н. Татищев искал причины "Смуты" в "безумной распре знатных шляхетских родов". В то же время он первым высказал мысль, что "великая беда" начала XVII века была следствием законов Бориса Годунова, сделавших невольными крестьян и холопов. Наблюдение Татищева заложило основы научной концепции "Смуты".
Дворянский историограф Н.М. Карамзин не видел закономерности в народных выступлениях начала XVII в. и утверждал, что в то время "разврат" затронул все слои общества - "от черни до вельможного сана". По мнению Н.М. Карамзина, в наибольшей мере "Смута" была вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Крупнейший буржуазный историк С.М. Соловьев связывал "Смуту" не с внешними, а с внутренними факторами - с "дурным состоянием нравственности", династическим кризисом и в особенности с выступлениями противообщественных элементов в лице казаков, людей безземельных и бродячих. С.М. Соловьев решительно отвергал мнение историков, полагавших "причиной Смуты запрещение крестьянского выхода, сделанное Годуновым".
Н.И. Костомаров подчеркивал, что казачество сыграло положительную роль в защите границ, но бунты казаков, поднявших "кровавое знамя переворота Русской земли вверх дном", имели одни отрицательные последствия, мешая "успеху развития русской общественной жизни".
смута россия годунов лжедмитрий
В.О. Ключевский впервые разработал цельную концепцию "смутного времени" как порождения сложного социального кризиса. Поводом к "Смуте", писал В.О. Ключевский, явилось пресечение династии Калиты, но ее подлинные причины коренились в самом строе государства, в неравномерном распределении государственных повинностей, порождавшем социальную рознь.
Советские историки пересмотрели концепцию "Смуты", выдвинули на первый план фактор классовой борьбы. "Смута", писал М.Н. Покровский, началась не сверху, а снизу. В России имел место мощный взрыв классовой борьбы - "крестьянская революция". Появление самозванцев было связано не с иностранной интервенцией, а с внутренней борьбой. Лжедмитрий I был казацким царем, возглавившим казацкую революцию в России.
Значительным событием в историографии явилась книга В.И. Корецкого, всесторонне исследовавшего на огромном архивном материале социальную политику государства на разных этапах "Смуты".
Обзор историографии позволяет сделать вывод, что история "Смуты" требует дальнейшего исследования. Важно выяснить природу и характер народных выступлений, роль в них различных групп населения. При анализе событий "смутного времени" необходимо учитывать все факторы - политические, социальные и экономические - в их взаимодействии. Такой подход может дать цельную концепцию истории первой гражданской войны в Росси.
Смута в истории России
Историография "смутного времени" весьма обширна. На взгляды ранних дворянских историков определенное влияние оказала летописная традиция.В.Н. Татищев искал причины "Смуты" в "безумной распре знатных шляхетских родов". В то же время он первым высказал мысль, что "великая беда" начала XVII века была следствием законов Бориса Годунова, сделавших невольными крестьян и холопов. Наблюдение Татищева заложило основы научной концепции "Смуты".
Дворянский историограф Н.М. Карамзин не видел закономерности в народных выступлениях начала XVII в. и утверждал, что в то время "разврат" затронул все слои общества - "от черни до вельможного сана". По мнению Н.М. Карамзина, в наибольшей мере "Смута" была вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Крупнейший буржуазный историк С.М. Соловьев связывал "Смуту" не с внешними, а с внутренними факторами - с "дурным состоянием нравственности", династическим кризисом и в особенности с выступлениями противообщественных элементов в лице казаков, людей безземельных и бродячих. С.М. Соловьев решительно отвергал мнение историков, полагавших "причиной Смуты запрещение крестьянского выхода, сделанное Годуновым".
Н.И. Костомаров подчеркивал, что казачество сыграло положительную роль в защите границ, но бунты казаков, поднявших "кровавое знамя переворота Русской земли вверх дном", имели одни отрицательные последствия, мешая "успеху развития русской общественной жизни".
смута россия годунов лжедмитрий
В.О. Ключевский впервые разработал цельную концепцию "смутного времени" как порождения сложного социального кризиса. Поводом к "Смуте", писал В.О. Ключевский, явилось пресечение династии Калиты, но ее подлинные причины коренились в самом строе государства, в неравномерном распределении государственных повинностей, порождавшем социальную рознь.
Советские историки пересмотрели концепцию "Смуты", выдвинули на первый план фактор классовой борьбы. "Смута", писал М.Н. Покровский, началась не сверху, а снизу. В России имел место мощный взрыв классовой борьбы - "крестьянская революция". Появление самозванцев было связано не с иностранной интервенцией, а с внутренней борьбой. Лжедмитрий I был казацким царем, возглавившим казацкую революцию в России.
Значительным событием в историографии явилась книга В.И. Корецкого, всесторонне исследовавшего на огромном архивном материале социальную политику государства на разных этапах "Смуты".
Обзор историографии позволяет сделать вывод, что история "Смуты" требует дальнейшего исследования. Важно выяснить природу и характер народных выступлений, роль в них различных групп населения. При анализе событий "смутного времени" необходимо учитывать все факторы - политические, социальные и экономические - в их взаимодействии. Такой подход может дать цельную концепцию истории первой гражданской войны в Росси.
"Коваленко Г. Печальная выгода смутных времен/ Родина - 1999, №4 - с.45-49. "
Борьба за Крым и Севастополь 1944
На Керченском полуострове к весне 1942 года положение советских войск было очень тяжёлым. Войска Крымского фронта перешли к обороне. Однако командование фронта отнеслось к организации обороны без должной ответственности...
Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
В Советском Союзе либеральное направление не могло получить развитие, так что эстафета досталась Западу. В истории западной историографии можно выделить три периода. Первый период начался в 20-е гг. и продлился до 60-х гг...
Василий Иванович Шуйский
По мнению автора, Карамзин считает, что Шуйский - отрицательная личность в истории России: «Василий, льстивый царедворец Иоаннов, сперва явный неприятель, а после бессовестный угодник и все еще тайный зложелатель Борисов.....
Вхождение территорий Сибири в состав Российского государства в XVII веке: колонизация или освоение?
С Сибирью русские люди впервые могли познакомиться на рубеже XI-XII вв. А в 1563 г. в Сибирь отправился отряд волжских казаков во главе с Ермаком, они положили начало эпопеи освоения Сибири...
Заселение Башкортостана
Процесс освоения русскими Приуралья развивался неоднозначно. Первое проникновение русских на территорию современного Башкортостана (на "Белую Воложку", как первоначально русские называли р. Белую)...
Лжедмитрий I - легенда и действительность
По преданию, под личиной самозванца скрывался Отрепьев. Предание оказало сильное влияние на историографическую традицию. Н. И. Костомаров первым подверг его всесторонней критике. Однако в защиту традиционной версии вскоре выступил П. О...
Личность священника Сильвестра в эпоху царствования Ивана IV Грозного
Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: В сие ужасное время, когда юный Царь трепетал в Воробьевском дворце своем, а добродетельная Анастасия молилась, явился там какой-то удивительный муж именем Сильвестр, саном Иерей...
Олимпиада-80: идеологические аспекты советского спорта
Отдельное внимание нужно уделить современным учебникам по физической культуре и олимпийскому движению для школ и высших учебных заведений, ведь именно утверждения, находящиеся в учебных пособиях...
Опричнина Ивана Грозного
Острог. История Приенисейского края
С приходом русских на берегах Енисея началась новая жизнь. Потомки первых землепроходцев и пришедших из-за Урала к концу XVII века основали несколько городов, а также около 250 сел, деревень, однодворок и зимовий...
Оценка жизни и деятельности Наполеона Бонапарта в отечественной историографии
Советская историческая наука продолжила изучение темы Наполеона. Освоение этой темы в Советском союзе имело свои особенности, которые были продиктованы господством формационного подхода...
Сибирь в правлении Алексея Михайловича
Освоение Сибири и Дальнего Востока продолжалось многие годы. Царское правительство разделило огромный край на 20 уездов. Во главе каждого был поставлен присланный из Москвы воевода. Он чувствовал себя полным владыкой своего уезда...
В советский историографии долгое время термин «Смутное время» отвергался как буржуазный. Считалось, что в начале XVII в. в России имел место мощный взрыв классовой борьбы - «крестьянская война» или «казацкая революция». И.И...
Советский цирк в 1920-е – 1980-е годы
Октябрьская революция стала историческим рубежом в истории русского цирка, ознаменовавшим крутой поворот в организации творческой деятельности мастеров арены. В январе 1918 года на III съезде Советов В.И...
Экономическое развитие Новгородской республики в XI-XV веках
По археологическим материалам можно проследить связи Новгородской республики с другими русскими землями и зарубежными странами. Важнейшими предметами импорта являлись: шиферные пряслица, южные амфоры, скорлупа грецких орехов...
Введение…………………………………………………………………………...2
«Смутное время». Историки о «Смуте»…………………………………………3
Причины и основные этапы «Смуты», их краткая характеристика…………...5
Заключение………………………………………………………………………..8
Список литературы ……………………………………………………………….9
Введение
ХVII век был поворотным и в истории России. События конца XVI и начала XVII вв. получили, с легкой руки современников , название «Смутное время», т.е. – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI начале XVII в., который совпал с династическим кризисом: прервался род Рюриковичей. Ожесточённая борьба за власть, отсутствие претендента с правами на престол; Экономическим: последствия Ливонской войны, голодные годы 1601-1603; Социальным: многочисленные мятежи и восстания; Нравственным кризисом: клятвопреступления. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
В свои последние дни жизни царём Иваном Грозным был создан совет, который состоял из бояр. Именно они помогали править Фёдору Ивановичу, который не мог делать этого самостоятельно. Таким образом, при дворе сложилась мощная группировка во главе с Борисом Годуновым, который стал постепенно устранять всех своих соперников. Вскоре Земским собором был выбран царь - Борис Годунов.
Позже в 1601 году в Польше объявляется самозванец Лжедмитрий, который выдаёт себя за родного сына царя Ивана Грозного. В 1605 году Бояре предают Бориса Годунова и переходят на сторону Лжедмитрия. Спустя год Лжедмитрий погибает.
Во время царствования Василия Шуйского наблюдаются массовые восстания крестьян и холопов. С появлением второго самозванца Лжедмитрия второго в стране установилось двоевластие. На сторону Лжедмитрия встали многочисленные бояре, которые были недовольны правительством Шуйского. Фактически государство имело два царя, две системы приказов, две боярские думы. Таким образом, в Москве произошёл дворцовый переворот.
Последствие смутного времени были очень печальны: территориальные потери, глубокий хозяйственный упадок. Только лишь по прошествии долгих лет Россия смогла вернуть себе былое величие.
Смутное время. Историки о «Смуте»
Смутное время - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
В исследованиях С.М. Соловьева период Смуты занимает очень важное место, поскольку именно с него, по мнению Соловьева, началась эпоха новой России.
С.М. Соловьев считал, что Смута была борьбой порядка и анархии, начала государственного и начала антигосударственного, спровоцированной общим упадком моральных и этических норм в обществе. Согласно Соловьеву , Смута характеризуется именно этим забвением традиций, норм и обычаев, а то, что государству пришлось бороться против анархических сил, явилось следствием того, что система ценностей всего русского общества в целом в это время находилась в глубоком кризисе. Правители этого времени подчиняли общественные, государственные интересы интересам глубоко личным, заменявшим им обязанность служить не себе, но всему государству и народу.
Все это время было временем, когда государственному порядку противоречили старые, дружинные порядки, оставшиеся с эпохи удельной Руси, и анархические настроения казацкой среды, которая в это время уже начинала формироваться. Соловьев рассматривает эти настроения как противогосударственные силы, которые покушались на принципы государственной жизни молодого Московского государства и грозили развалить его на части.
Положение ухудшалось еще и потому, что эти силы были поддержаны извне, врагами России и иностранными захватчиками, и все вместе они составляли очень серьезную угрозу российской государственности и обществу в целом, однако они вышли победителями из этого испытания , сохранив прочность и единство России, и попытка ниспровергнуть государственный порядок и лишить Россию суверенитета не удалась.
При этом, говоря об этой победе, С. М. Соловьев связывает ее с внутренним нравственным очищением и обращением к православию, то есть- с возрождением духовности и религии.
По мнению В.О. Ключевского, одной из главных особенностей Смутного времени было то, что в ней последовательно приняли участие все классы русского общества, поскольку Смута началась с интриг верхушки боярства и закончилась народным ополчением. После бояр Смута продолжилась участием в ней московского дворянства, а затем и провинциального, стремившегося к получению власти надо всей страной.
Смуту усиливали различия между этими классами общества, различия между их понятиями, желаниями, устремлениями, а также тот факт, что в общественно- государственном порядке того времени отсутствовали соответствия между правами и обязанностями, и распределение государственных повинностей было слишком неравномерным. Все попытки бояр соединить все части общества во имя нового порядка не были успешными, и это неудивительно, поскольку требовалось нечто более глубокое для сплочения народа, нежели попытки восстановить погибшую династию, утверждая самозванцев на троне- самозванство не было и не могло быть выходом из этой борьбы противостоящих друг другу групп и интересов.
Следовательно, между классами общества не оставалось никакой политической связи, но, к счастью, оставались еще связи национальные и религиозные, глубинные связи, которые не позволили обществу разрушиться. Благодаря этому, русское общество смогло объединиться в тот момент, когда возникла угроза национальной , религиозной и гражданской безопасности, а также независимости России.
Таким образом, Смута, которую подпитывала межклассовая вражда, завершилась объединением всех классов общества перед лицом внешней опасности.
И.Н. Ионов отмечает, что для русского народа пресечение царской династии имело особое значение, поскольку еще с языческих времен царь рассматривался не только как высший правитель, но и как носитель земного идеала Святой Руси, как отец и защитник народа. Следовательно, главной причиной Смуты является именно отсутствие настоящего, законного царя, "помазанника божьего", наследника Рюриковичей. Это привело к краху всей системы ценностей и, как следствие- социальной нестабильности, ослаблению государства, иностранной интервенции и возникшей угрозе для всего государства.
Ситуация, сложившаяся в те годы в России, совершенно уникальна. В разных частях страны власть менялась так быстро, что не было единого мнения о преемственности власти, и в результате власть оказалась в руках общества, которое в 1613 году на Земском соборе воспользовалось этой властью, чтобы выбрать нового царя.
Причины и основные этапы «Смуты», их краткая характеристика
С чего же все-таки начинается Смута? Можно говорить о множестве социальных, политических или психологических факторов, каждый из которых сам по себе приближал катастрофу государственности. Но главное не это. Смута начинается в головах , и начинается она с проблемы осмысления
бытия, с экзистенциального кризиса, на каком-то витке событий «ушло понимание жизни». «Новая жизнь в правде и чести» осталась там, в романовской Москве, а тем, кто идет против неоспоримой правды народной, воплощенной в государстве, достается бесчестие и гибель.
Что же привело государство Московское на грань гибели? Во-первых, смена династии: ушел древний род Рюриковичей, правивший Русью с языческих времен. Старая династия воспринималась народом как вечная. И вот эта вечность вдруг пресеклась… А кто был Годунов в глазах народа? – Призванный, не природный царь. Его легитимность была немногим выше легитимности самозванцев. Ведь взошел он на трон «многомятежным человеческим хотением». И уже совершенным самозванцем смотрится Василий Шуйский, поставленный у кормила власти кучкой бояр.
Во-вторых, к моменту Смуты накопилось избыточное количество людей антигосударственного сознания – это казачество. Обычно очень корректный историк Сергей Соловьев характеризует их эмоционально: «враги всякого наряда, люди, жившие смутою». Казаки действительно были ударной силой Смуты. Но они – лишь ее передовой отряд. К ним присоединились не только бояре с их корыстными интересами, но и простой народ.
Еще один немаловажный фактор – польский (или шире, внешнеполитический). Почему многие русские были готовы принять королевича Владислава на московском престоле при условии перехода его в православие? – Дело в том, что к началу XVII века размывается понятие национального Русского царства. В Европе возникают настоящие международные династии. Для русского сознания монархия постепенно тоже утрачивает свой местный, природный характер. Допускается, что на престоле может сидеть чужеземец. Марину Мнишек приветствовала вся страна. За сотни километров народ выходил поклонится ей и радовался – встречали новую царицу московскую .
Далее известно, что Смута началась с серьезного кризиса в православии. К рубежу XVI-XVII веков возникла масса всяких ересей, которые вроде бы были подавлены, но продолжали подспудное существование. Брожение шло, раскол уже назревал…
И тут возникает главный повод Смуты – история с царевичем Дмитрием.
Это было сильнейшим испытанием для священного образа церковной власти. Ведь монархическое сознание народа – не форма политической идеологии или, как сейчас говорят, «легитимация правления». Это мировоззрение, которое имеет свои варианты воплощения в жизни каждой деревни и каждой семьи. Монархия – не просто политический строй, это принцип бытия.
Когда убили Дмитрия, народ, терпевший многое и многое прощавший, не стерпел явной неправды, бесчестья.
Бесчестье власти – категория онтологическая, касающаяся буквально всех и каждого. Когда в Византии решались вопросы веры, нельзя было купить зелени у торговки на базаре , не ответив, как человек мыслит себе единство лиц Пресвятой Троицы. Точно также и на Руси династический вопрос стал общественно значимым, дошел до каждой деревни: «В Угличе убили царевича!». Версия гибели Дмитрия в припадке падучей была сразу же поставлена народом под сомнение…
Все эти факторы, вместе взятые, и еще десятки более мелких – ибо история свершается благодаря взаимодействию миллиона различных силовых векторов – и стали причиной Смуты.
Начало.
Дату начала смуты определяют по-разному. 1584 - год смерти Ивана Грозного. 1591 - гибель царевича Дмитрия в Угличе. 1598 - смерть Фёдора Иоанновича или начало правления Бориса Годунова.
Окончание.
Часть историков считает, что Смута оканчивается в 1613 году Земским Собором и избранием Михаила Романова.
Правители:
1. Борис Годунов 1598-1605 гг.
2. Самозванец (Лжедмитрий I) 1605-1606 гг.
3. Двоевластие (Лжедмитрий II и Василий Шуйский) 1606-1610 гг.
4. Семибоярщина 1610-1613 гг.
5. Романов (Михаил Романов) 1613-1645 гг.
Этапы
Начало: пресечение царствующего рода (брат – недееспособный, сын – младенец, погиб), неурожай, голод, выдвижение боярских родов Годуновых и Юрьевых, возведение на трон Бориса Годунова.
Лжедмитрий 1. Самозванец, объявивший себя спасённым наследником престола, заручается поддержкой литовского государства, обещая отдать часть земель, и во главе большого войска вторгается на территорию Российского государства, торжественно вступил в Москву, был признан царицей Марфой и московским боярством. В результате народного восстания был схвачен и убит. К власти пришёл Василий Шуйский.
Лжедмитрий 2. Появление очередного самозванца (Тушинский вор), раскол страны на 2 лагеря, гражданская война, разорение. Активизация польско-литовской интервенции(захват) и вторжение крымских татар. Боевые действия на несколько фронтов. Вынужденный договор Шуйского со Швецией за военную помощь. Начало русско-польской войны.
Семибоярщина. Смещение Василия Шуйского. Бояре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. Польское войско в Москве. Всеобщее народное недовольство. Власть в руках совета семи бояр. Татары, поляки, шведы терзают русские земли. На Москву движется ополчение: 1-е – ополчение Ляпунова, 2-е – Минина и Пожарского. Москва освобождена.
Восшествие Романовых на престол. Род Романовых был избран на царствование в 1613 году на заседании Земского собора с ограничительными условиями(не вводить новых законов и налогов без поддержки собора). Боевые действия по изгнанию интервентов.
Заключение
Смута произошла из-за того, что люди не верили законной власти, гражданской и церковной, которая заботилась об общем благе и говорила правду, а верили самозванцам и их сторонникам, которые заботились только о себе и говорили ложь. Во время чина покаяния в Успенском соборе Кремля Патриарх Иов «…дивился ослеплению народа, прельщенного бродягою, говорил: "Я давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец; вы не хотели мне верить, и сделалось то, чему нет примера ни в священной, ни в светской истории… когда вымыслы нелепые, когда сволочь гнусная , тати, разбойники, беглые холопы могут столь ужасно возмущать отечество!"».
Люди верили любой клевете, направленной против правительства, потому что были недовольны им. Причина недовольства царем была в том, что они хотели жить для себя, а не для Бога и общего блага, поэтому отвергали тех, кто приходил к ним ради Бога и общего блага и верили тем, кто приходил «во имя свое» (Ин.5:43). Если народ принимал любую клевету на Бориса, который проявлял беспримерную в истории заботу о народе, то значит, он не принял бы любого законного царя. Отвергая власть, поставленную Богом, русский народ отвергал Самого Бога. Именно поэтому каждый самозванец, приходивший ради себя, приходил и для того, чтобы отнять у народа истинную веру.
Смута раскрыла, что в русском народе не было трех главных оснований государственной жизни: 1) сознания зависимости своей личной жизни и общественной; 2) понимания власти как силы, данной свыше и организующей жизнь общества, и 3) сознания своей внешней общественной жизни как служения Богу и общему благу.
Благодаря тяжким испытаниям , «в сознании людей победила идея отдать все ради общего блага, а не искать личной выгоды». Теперь все сословия общества должны были жить не для своего благополучия, а «…обязаны были служить государству и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей…» «После Смутного времени…был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики… сословный строй как социальная структура», а Православие - как основа жизни народа и государственной власти.
Список литературы
1. Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
2.История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 528 с.
3. Высокопреосвященнейший Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. - С-Пб., Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. - 352 с.
4. История Русской Церкви. Харьков. - Период Патриаршества. 1588-1720. Рига, 1847. - 250с.
Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.- М.- 1995 (Памятники исторической мысли).
5. Скрынников Р. История Российская. IX-XVII вв. - М.: Весь Мир, 1997. - 496 с.
6.Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году
7.Буссов К. Московская хроника 1584-1613 / Отв. ред. И. И. Смирнов.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
Смутное время - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Смута (Смутное время) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– нач. 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
Начало.
Дату начала смуты определяют по-разному. 1584 - год смерти Ивана Грозного. 1591 - гибель царевича Дмитрия в Угличе. 1598 - смерть Фёдора Иоанновича или начало правления Бориса Годунова.
Окончание.
Часть историков считает, что Смута оканчивается в 1613 году Земским Собором и избранием Михаила Романова.
Правители:
1. Борис Годунов 1598-1605 гг.
2. Самозванец (Лжедмитрий I) 1605-1606 гг.
3. Двоевластие (Лжедмитрий II и Василий Шуйский) 1606-1610 гг.
4. Семибоярщина 1610-1613 гг.
5. Романов (Михаил Романов) 1613-1645 гг.
Этапы
Начало: пресечение царствующего рода (брат – недееспособный, сын – младенец, погиб), неурожай, голод, выдвижение боярских родов Годуновых и Юрьевых, возведение на трон Бориса Годунова.
Лжедмитрий 1 . Самозванец, объявивший себя спасённым наследником престола, заручается поддержкой литовского государства, обещая отдать часть земель, и во главе большого войска вторгается на территорию Российского государства, торжественно вступил в Москву, был признан царицей Марфой и московским боярством. В результате народного восстания был схвачен и убит. К власти пришёл Василий Шуйский.
Лжедмитрий 2 . Появление очередного самозванца (Тушинский вор), раскол страны на 2 лагеря, гражданская война, разорение. Активизация польско-литовской интервенции(захват) и вторжение крымских татар. Боевые действия на несколько фронтов. Вынужденный договор Шуйского со Швецией за военную помощь. Начало русско-польской войны.
Семибоярщина . Смещение Василия Шуйского. Бояре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. Польское войско в Москве. Всеобщее народное недовольство. Власть в руках совета семи бояр. Татары, поляки, шведы терзают русские земли. На Москву движется ополчение: 1-е – ополчение Ляпунова, 2-е – Минина и Пожарского. Москва освобождена.
Восшествие Романовых на престол . Род Романовых был избран на царствование в 1613 году на заседании Земского собора с ограничительными условиями(не вводить новых законов и налогов без поддержки собора). Боевые действия по изгнанию интервентов.
Экономика в период Смуты . В период Смуты хозяйство страны было разорено. Особенно пострадали центральные районы страны. После восшествия на престол в 1613 г. Романовы сразу же принялись за восстановление разрушенного. На это ушло не одно десятилетие, хозяйство страны было восстановлено к 40-м гг. XVII века. Крестьяне очищают и распахивают заброшенные поля, лесные поляны в центре Европейской России. Помимо возрождения пострадавших районов во второй половине XVII в. русский крестьянин активно осваивает окраины - к югу от реки Оки, земли Поволжья, Приуралья, Западной Сибири. Здесь возникают новые поселения. В хозяйственный оборот включается все большее количество новых территорий. В социально-экономическом развитии России в XVII в. господствующее положение по-прежнему занимал феодальный уклад.
Феодально-крепостнические порядки продолжали укрепляться. В 1649 г. был принят новый свод законов Российского государства - Соборное Уложение, в котором переход крестьян от одного феодала к другому запрещался навсегда. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество. Так Соборное Уложение завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.
Основной экономики России в XVII в. было барщинное хозяйство. Его основные черты:
Господство натурального хозяйства;
Крестьянин владеет наделом земли, собственником которой является феодал. За право обрабатывать этот надел крестьянин платит оброк или работает на барщине;
Крестьянин находится в личной зависимости от феодала;
Техника земледелия и орудия труда достаточно примитивны.
Основной формой земельной ренты становится барщина, при которой крестьянин в принудительном порядке со своим инвентарем от 2 до 5 дней работает на земле феодала.
Усиление эксплуатации феодалами своих крестьян, увеличение государственных налогов и повинностей, многочисленные войны тяжелым бременем ложились на плечи горожан и крестьян. Это вызывало протесты широких масс населения. Именно в XVII в. проходили самые мощные выступления крестьян и горожан: Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., выступление под руководством С. Разина 1670-1671 гг. и др. Все социальные движения XVII в. отличались большим размахом и напряженностью. Это были массовые выступления низов едва ли не в масштабе всей страны, порой принимавшие характер народной войны. Правительству с большим трудом удавалось подавить народное недовольство.
Социальные движения
Середина - вторая половина XVII в. была наполненасоциальными взрывами. Социальные движения этого временисвидетельствовало о том, что еще оставалась возможностьразвития сословно-представительной монархии, опирающейсяна земские учреждения. Однако тенденция к абсолютизмуоказалась сильнее. Восстания XVII в. по своей организациии структуре достаточно сложны: они включают и элементывечевых порядков, и элементы городского и казацкогосамоуправления.
Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт.
К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Начались погромы дворов бояр и других представителей знати. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных - Морозова, окольничего Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь.
В ходе восстания сложился союз посадских людей, дворян и стрельцов. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их дел. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада.
Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. В обоих городах было заменено административное управление.
В Пскове, после отстранения от должности воеводы Собакина в марте 1650 г., власть от приказной избы перешла к органу земского самоуправления - "всегородной избе".
В марте - апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде. Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения
В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя – село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе.
Политика .
Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных. Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления. Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор) . Цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Этот орган управления разрешал важнейшие государственные дела. Будучи законодательным органом, вместе с царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца. Характерной особенностью XVII века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству.
С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и, прежде всего, поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.
Оценка историков.
В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции. По мнению К. С. Аксакова и В. О. Ключевского, в центре событий была проблема законности верховной власти. Н. И. Костомаров сводил суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви. Подобный взгляд высказывал американский историк Дж. Биллингтон - он прямо говорил о Смуте как о религиозной войне. И. Е. Забелин рассматривал Смуту как борьбу между стадным и национальным принципами. Представителем стадного принципа являлось боярство, жертвовавшее национальными интересами ради собственных привилегий. В. Б. Кобрин определил Смутное время как «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий - сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых».
Смутное время 1. Дискуссии о причинах Смуты 2. Борис Годунов 3. Первый самозванец «Это был период самый несчастнейший! Отечество наше походило более на темный лес, нежели на государство » Карамзин Н. М. Домашнее задание: § 17 -18, в 4 – по парам © Ковалькова Н. Н
Знать термины: Смута, самозванцы, кризис власти, семибояршина Знать даты: 1601 -1613 гг. - Смутное время 1605 -1606 гг. - правление Лжедмитрия I 1606 -1610 гг. - правление Василия Шуйского 1606 -1607 гг. - восстание И. Болотникова 1611 - 1612 гг. - первое и второе ополчения Знать персоналии: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, В. Шуйский, И. Болотников, К. Минин, Д. Пожарский
Назовите наиболее кризисные явления в государстве при Иване Грозном. Объясните, почему вы выделили эти явления. Выделите основные смысловые единицы опричнины, оформите их графически
Кто? Иван IV Когда? 1565 -1572 гг Метод? Террор Опричнина Содержание Земщина Последствие Смута Последствие Власть Последствие Хоз. разруха
Найдите причинно-следственную связь опричнины и смуты Предположите, какие слова могут заменить термин “смута”, запишите их в тетрадях Предположите события, которые могли произойти в это время
Прочтите отрывок из источника и ответьте на вопросы Из сочинения историка В. О. Ключевского. «. . . Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием. . . Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор. . . » Вопросы: 1. К какому веку российской истории относятся события, описываемые в отрывке? 2. Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе? 3. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные причины Смуты.
Какова была альтернатива развития страны после смерти Ивана IV? Закономерна ли была Cмута?
Борис Годунов Из рода костромских дворян Годуновых. Воспитан дядей – опричником Д. И. Годуновым. С 1570 г. женат на дочери Малюты Скуратова Марии. В 1578 г. выдал сестру Ирину замуж за царевича Федора. С 1581 г. – боярин. С 1584 г. – великий ближний боярин и конюший. С 1585 г. – фактический правитель государства. Борис Годунов
Царь Борис В 1598 г. умер царь Федор. Борис Годунов. Худ. С. Присекин Династия Ивана Калиты пресеклась. Кандидаты на престол – двоюродный брат умершего царя Федор Никитич Романов и Борис Годунов. На стороне Годунова – поддержка патриарха и царицы Ирины, популярность среди посадских людей. Земский собор избрал Бориса на царство. В России впервые появился избранный царь.
Царствование Бориса Годунова Царь Борис Федорович. Портрет из Титулярника. Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601– 1603 гг. Россию поразил неурожай. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране. Популярность Годунова резко упала, т. к. люди сочли голод божьим наказанием за неверный выбор царя. Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным. 1603 год – восстание Хлопка, начало гражданской войны.
Царствование Бориса Годунова были сняты недоимки по налогам прямые налоги были заменены косвенными разрешен частичный выход крестьян от одного владельца к другому ссылки неугодных лиц 1600 -1603 гг. – «голодные бунты» 1603 г – восстание Хлопка Появился самозванец Лжедмитрий I
В 1604 г. в Литве объявился самозванец, называвший себя Дмитрием – беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Григорий (в миру Юрий) Отрепьев – из дворянского рода, холоп-послужилец Романовых. Лжедмитрий I. Миниатюра н. XVII в. Постригся в монахи после опалы, наложенной Годуновым на Романовых и пострижения главы рода – Федора Никитича Романова
Хронология событий 13 апреля 1605 г. – внезапная смерть Бориса Годунова. 1 июня – свержение Федора Годунова 20 июня – вступление Лжедмитрия в Москву 30 июня – венчание Лжедмитрия на царство Василий Шуйский подтвердил, что царевич не был убит в Угличе, а вместо него похоронили поповича Агенты Дмитрия Самозванца признала Марфа Нагая убивают сына Б. Годунова. Худ. К. Маковский
Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла, Вокруг меня народы возмутила И в жертву мне Бориса обрекла. А. С. Пушкин Объясните причины успехов Лжедмитрия I Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, Лжедмитрий I. не польскою помогой, Миниатюра н. XVII в. А мнением; Да! мнением народным А. С. Пушкин
Причины побед Лжедмитрия I Голод Сомнения в законности царя Восстание Хлопка и его подавление Возможность самозванчества Массовая враждебность к Годунову Появление Самозванца Успехи Самозванца
Необычный царь Стремителен, чужд торжественной Лжедмитрий I Гравюра XVII в. дворцовой медлительности. Сам учит стрельцов стрелять из пушек и ходить на приступ. Носит польское платье, бреет бороду. Не спит после обеда. Лично принимает челобитные. Боярскую думу именует Сенатом. Критикует церковь за излишнее внимание к обрядам. Говорит боярам о необходимости образования для народа, собирается посылать дворян учиться за границу
Падение Лжедмитрия Приблизил поляков и казаков Не восстановил Юрьев день Не ввел католицизм Оттолкнул дворянство Оттолкнул крестьянство Оттолкнул поляков Нет опоры Обречен Нарушал обычаи Оттолкнул духовенство и русских людей в целом
Падение Лжедмитрия Май 1606 г. – заговор, бунт, гибель Последние минуты Дмитрия Самозванца. Худ. К. Вениг
Царствование Лжедмитрия I Срок урочных лет с 5 до 6 Из армии убраны крестьяне и холопы
Смута в душах и головах Царь Борис Федорович Царь Федор Борисович Царь Дмитрий Иванович ложный царь Частая смена царей, отсутствие законного царя Падение авторитета власти убит бунтовщиками ложный царь, убит заговорщиками
Царь Василий Иванович Шуйский Во главе заговора, свергшего Лжедмитрия, стоял Василий Шуйский На Земском соборе 1606 г. он избран на царство Современники: Василий выкликнут царем Что означает «выкликнут» ? Царь Василий Иванович Шуйский
Крестоцеловальная запись «Мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их… не отъимати, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей…, да и доводов ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли, а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится» .
В. О. Ключевский: «Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» 1. В чем значение крестоцеловальной записи? 2. Какой аналогичный документ известен Вам в истории Европы?
Восстание Ивана Болотникова «Того же лета пришед в Кромы из Путивля всему злу завотчик и всех злых дел началник Ивашка Болотников» Иван Исаевич Болотников - холоп-послужилец князя А. Телятевского. Пленен крымцами, продан в гребцы на турецкую галеру. Освобожден при столкновении галеры с немецким кораблем. Добирался на родину через Германию и Польшу. В Польше встретился с очередным «Дмитрием» , был направлен в Россию в качестве воеводы «царя» .
Худ. Э. Лисснер Войско Болотникова состояло из казаков, крестьян, холопов, служилых людей. Были и представители знати: князья Д. Шаховской и А. Телятевский Совместно с дворянскими отрядами И. Пашкова, П. Ляпунова и Г. Сумбулова Болотников осадил Москву, встав лагерем близ села Коломенского.
Поражение Болотникова Под Москвой дворянские отряды перешли на сторону В. Шуйского Интересы дворян с одной стороны, крестьян и казаков – с другой, противоречили другу Дворянские вожди убедились, что сражаясь за «царя Димитрия» , они поддерживают авантюристов
Царствование Василия Шуйского Впервые был объявлен российским самодержцем – крестоцеловальная запись Обязательство не наказывать подданных без судебного доказательства вины Курс на возвращение прежних порядков Восстание Болотникова, Лжедмитрий II, вмешательство иностранцев Семибоярщина 1, 2 ополчение правление «семибоярщины» от имени польского короля Владислава
Смута Кризис российского государства Разорение городов и деревень Убийство невинных людей Формирование народных ополчений В Рязани и Нижнем Новгороде В 1611 г. под рук-вом Д. Пожарского Угроза национальной независимости Сбор денег на народное ополчение организовал земский староста К. А. Минин 26 октября 1612 г. – освобождение от поляков Москвы
ü Князь Дмитрий Пожарский- (1578 -1642 гг). ü ü Представитель нижегородского дворянства. Один из руководителей первого ополчения. В 1612 году возглавил второе ополчение и фактически руководил государством. Командовал ополчением во время изгнания интервентов из Москвы. По его инициативе в январе 1613 года был созван Земский Собор, на котором избрали царя. В период с 1615 по 1618 гг. успешно воевал с поляками, в 1619 -1628 гг. руководил различными приказами, потом в нем перестали нуждаться и он был сослан в «почетную ссылку» воеводой в Можайск.
Кузьма Минин ü Кузьма Минич Минин- (? - 1616)- ü ü нижегородский посадский человек, земский староста, торговал мясом. В годы Смуты стал инициатором создания второго ополчения. Начал сбор денег, пожертвовал третью часть собственного состояния. Принимал активное участие в сражениях под Москвой, позже вошел в состав земского правительства (1612 -1613 гг.) и Боярской Думы. Царь Михаил Федорович пожаловал ему дворянский титул и вотчину.
Борьба с интервентами Сплочение российского народа Прекращение Смуты 21 февраля 1613 г. Земский Собор избрал российским царем Михаила Романова М. Романов не стремился к власти
Борьба за власть в период Смуты (1605 -1612 гг.) Борис Годунов (1598 -1605) Василий Шуйский (1606 -1610) Лжедмитрий I (1605 -1606) Семибоярщина во главе с Мстиславским (1610 -1613) Лжедмитрий II (1607 -1610) Михаил Федорович Романов (1613 -1645)