Объяснение пословицы грамоте учиться всегда пригодится. "грамоте учиться-всегда пригодится" - внеклассное мероприятие по русскому языку
ФИО (полностью): Арчакова Елена Александровна
Место работы: МБОУ Большебабинская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Должность: учитель
Предмет: русский язык и литература
Внеклассная работа по русскому языку
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
ЦЕЛИ: 1. Дать информацию о том, как учили грамоте на Руси.
2. Вызвать интерес к изучению русского языка;
3. Развивать навыки каллиграфического письма.
ОФОРМЛЕНИЕ:
1. На экране написаны пословицы:
«Грамоте учиться – всегда пригодится»;
«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
2. Выставка книг о русском языке.
3. Стенгазеты о языке «Русское слово».
4. На доске плакат с программой конференции.
Ученица знакомит с программой:
1. Что такое грамота.
2. Как учили грамоте на Руси.
3.О реформе азбуки.
4.Рассказ о седьмом падеже.
5. Занимательные упражнения.
6.Подведение итогов работы.
Вступительное слово
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое грамота и как учили грамоте на Руси.
« Грамота» – от греческого слова «граммата» - это чтение и письмо, это умение читать и писать. В народе издавна говорят «Грамота – второй язык», а человека, умеющего читать и писать, называют грамотным. Если в старину человека, умеющего читать и писать называли грамотным, значит нас с вами можно назвать грамотными людьми.
- Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?
Отвечают дети.
- А как вы понимаете пословицу «Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу»
Отвечают дети.
Учитель: - Я вас попрошу выполнить небольшое задание – посмотрите инсценировку (инсценируют дети) и ответьте на вопросы (на экране вопросы):
а) Почему папу посчитали малограмотным?
б) О чем жалеет теперь папа?
в) Какую же роль играет почерк?
СЦЕНКА «Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему это было интересно. Он стал смотреть картинки, читать книжки, но совсем не хотел писать палочки, из которых появляются буквы. Он хотел только читать, а не писать. Прошло много лет, маленький папа стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают его неграмотным. Однажды папе стало стыдно и неловко, когда он написал заявление. Его спросили:
Вы что, малограмотный?
Папа обиделся:
Нет, почему же, я грамотный! – сказал он.
А это у вас какая буква? – спросили его.
Ю, - ответил тихо папа.
Кто же так пишет Ю?
Ах, как хочется папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как жалеет он, что плохо писал палочки. Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.
- Беседа с детьми по вопросам.
Учитель: - А сейчас, дети, вы узнаете как учили грамоте на Руси, расскажут вам об этом знатоки русского языка.
ВЫСТУПАЮТ ЗНАТОКИ:
На экране изображение древнерусской школы
1 знаток О древнерусской школе
Древнерусская школа изображена на одной из гравюр 1634 года так: «Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка, На лавках сидят ученики, Они все босы. Значит это школа для бедных. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам, тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.» Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера с двухчасовым учебным перерывом. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, другой перешел к складам, третий читал «часослов». И все следовало выучить «назубок», вызубрить. Каждый свое учил вслух. Недаром на Руси пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».
2 знаток: - Учили каждую букву по ее названию. (на экране древнерусские буквы и их названия)
А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь (говори)
Д – добро
Е – есть
Ж – живот (жизнь)
З – земля
Л – люди
М – мыслить
Н – наш и т.д.
Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке и вразбивку, Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Ве, Ге, Де… Би, Ви, Ги, Ди и т.д. (на экране запись).
Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так как надо при чтении:
Буки – аз – ба
Веди – аз – ва
Люди – есть – ле
Покой – он – по и т.д.
После складов в две буквы шли склады в три буквы:
Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.
Теперь не сложно догадаться, что слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».
ПРОСМОТР ОТРЫВКА из фильма по АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО» или выразительное чтение учеником отрывка из повести
(- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
Буки
Попал! Это?
Веди.
Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
Добро…
Вступилась бабушка:
Лежал бы ты, отец, смирно…
Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей.
Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходил в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:
Земля! Люди!
Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки…….)
3 знаток: О РЕФОРМЕ АЗБУКИ .
В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.
«При Петре Великом, - шутливо писал М.В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется ввиду гражданская азбука)
В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
4 знаток: - Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?
До изгнания из азбуки «ять» называли « буквой- страшилкой», так как она затрудняла правописание и приносила особенно школьникам много огорчений. Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
Знаменитый «ять» был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов писался одинаково, а на письме обозначался тремя разными буквами. В первом слове писали и, во втором и с точкой (), а в третьем ижицу – Y .
«Ижица» выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй». Ижица просуществовала до реформы 1917 – 1918 года.
2.Букву «ер» (Ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается «полезной» буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например домъ. Букву «ер» называли бездельником, лодырем. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на 2080 страницах имеется 115 тысяч « никчемных бездельников». Если их собрать в одно место и напечатать подряд, они бы заняли 70 с лишним страничек. А сколько бумаги! Эта буква была самой дорогой буквой в мире.
5 знаток : РАССКАЗ О СЕДЬМОМ ПАДЕЖЕ
А теперь давайте поговорим о падежах.
Сколько падежей в современном русском языке?
Отвечают дети.
Какой из 6 падежей не употребляется с предлогами (именительный), а какой не употребляется без предлогов? (предложный)
Отвечают дети.
В древнерусском языке был седьмой падеж. Прослушайте текс и скажите, когда употреблялся седьмой падеж и как он назывался.
«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке.
Ответ : Звательный падеж, его употребляли при обращении
Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у С.А.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке: «Чего тебе надобно, старче?»
В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).
6 знаток: Только небольшую частичку вы услышали о древнерусском языке, но я думаю, что заинтересовались многие. Приходите в клуб любителей русского языка, и вместе с нами будете изучать русский язык.
А сейчас мы перейдем к практической части. Давайте поиграем.
(Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон).
Игра с пословицами «Во всех падежах и числах».
Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа (пословицы высвечены на экране, книги с пословицами на столах), например:
И. ДЕЛО шуток не любит.
Р. От слова до ДЕЛА целая верста.
Д. Не по сути дело, а по ДЕЛУ суть.
В. Ты за ДЕЛО, а дело за тебя,
Т. Велик телом, да мал ДЕЛОМ.
П. И умен, и пригож, ив ДЕЛЕ гож.
Множественное число
И. ДЕЛА как сажа бела.
Р. Всех ДЕЛ не переделаешь.
Д. По твоим ДЕЛАМ о тебе судят
В. Жизнь дана на добрые дела.
Т. Языком не спеши, а ДЕЛАМИ не смеши.
П. Умен на словах, да глуп на ДЕЛАХ.
Скажите: что нужно сделать с существительными ДОРОГА, МАРКА, СЕРА, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы.
Игра «Дружная семья»
«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Слово записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например: (трудолюбие, литература)
Т - ты – местоимение
Р - разве – частица
У - удивляться – глагол
Д - десять – числительное
О - ох – междометие
Л - легко – наречие
Ю - юла – существительное
Б - без – предлог
И - или – союз
Е - елейный – прилагательное
Составить из букв слова АККУРАТНОСТЬ 70 слов.
В каких значениях употребляются данные фразеологизмы:
Сам с усами, сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, само собой.
(Сам с усами – нисколько не хуже, не глупее других;
Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие;
Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно;
Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется;
Само собой – невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
По количеству набранных жетонов грамотами награждаются команды, наиболее активным учащимся выдаются медали.
Награждаются лучшие ученики в изучении русского языка:
Дипломами 1 степени, те, кто учится на «5»
Дипломами 2 степени, те, кто учится на «4».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Читает стихотворение.
ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен.
Выучи русский язык!
08.09.2017Вопрос «ты что, неграмотный?» уже давно считается ироническим. В самом деле - кто хуже, кто лучше, но читать и писать у нас может всякий, гордиться этим умением никому и в голову не придёт. Международный день грамотности приходится как раз между Днём знаний (1 сентября) и Всемирным днём учителя (5 октября). Возможно, именно поэтому он не так уж широко отмечается в нашей стране.
Первого сентября все дети России отправляются за школьные парты, «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь». Есть у нас праздник славянской письменности, День русского языка, отмечаемый в день рождения Пушкина и отдельно – День книги. Казалось бы, нет причин отдельно отмечать День грамотности. И всё же это хороший и нужный праздник.
В 1965 году в Тегеране (Иран) прошла Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности. День её открытия, 8 сентября, и стал датой нового праздника, объявленного ЮНЕСКО в 1966 году: Международным днём грамотности.
Разумеется, сейчас понятие грамотности уже далеко выходит за рамки простого знания букв. Грамотность-2017 предполагает свободную ориентацию в мире высоких технологий, крепкую фундаментальную базу, достаточную для получения новых качественных знаний, открытый доступ к образованию, невзирая ни на имущественные, ни на половые, ни на какие другие различия. Собственно, тема этого года была определена в ЮНЕСКО как «Грамотность в эру цифровых технологий».
Тем не менее на планете до сегодняшнего дня более 700 млн взрослых остаются неграмотными в самом прямом смысле слова. Две трети из них – женщины. Множество детей не могут посещать школу – и ООН борется с этой проблемой, привлекая внимание людей во всем мире, финансируя образовательные проекты, награждая тех, кто способствует распространению грамотности на планете.
А как обстояло дело с грамотностью в России?
Умеешь ли грамоте?
До революции вопрос «умеешь ли грамоте?» никого не удивлял. И ответ на него нередко был отрицательным. Впрочем, даже некоторые «умеющие» сегодня смотрелись бы сущими неучами: можешь подписать своё имя – вот и хорошо. Часто бывало, что человек лишь читал по складам, а писать не умел вообще. Про таких говорили «полуграмотный».
Достаточно трудно однозначно ответить, как обстояло дело с грамотностью в Древней Руси. С одной стороны, огромное количество берестяных грамоток, найденных в Новгороде при раскопках, свидетельствуют: новгородцы пользовались всеми преимуществами письменности. Они слали друг другу просьбы, распоряжения по хозяйству, любовные признания (очевидно, довериться бересте было легче, чем говорить о своих чувствах).
Кстати, одна из берестяных грамоток – это упрек от девушки её пропавшему возлюбленному (грамота № 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я, недостойная».
Великий Новгород вёл широкую торговлю с Европой, в вольном городе купцов и ремесленников грамотными были и мужчины, и женщины, и дети. Шестилетний малыш Онфим, имя которого нам известно, потому что он подписался, стал настоящей «звездой» археологии – его немудрёные рисунки, выцарапанные на бересте, украшают обложки солидных научных трудов. Онфим и его друг Данила забавлялись, рисуя на бересте, возможно, прямо на уроке, совсем как школьники нашего времени.
Берестяная грамота Онфима
Разумеется, не только новгородцы учились грамоте и обменивались посланиями. Берестяные грамоты находят и в Вологде, и в Пскове, и в Рязани со Смоленском. Просто в Новгороде болотистая почва позволила хрупкой бересте «законсервироваться» – таким образом до учёных дошли «грамотки», датируемые едва ли не XII веком. Кроме того, учёные доподлинно знают об училищах, организованных князьями (им были нужны грамотные священники и управляющие).
К сожалению, войны, смуты, набеги завоевателей губили отечественную культуру. В пожарах сгорали библиотеки и школы, образованные люди гибли или попадали в рабство. Увы, как и сегодня, там, где идет война, мало у кого хватает сил и времени учиться. В результате не только князья, бояре и воины, но даже священство в массе своей оказалось «некнижно» . Зачастую рукополагали и вовсе неграмотных попов, которые совершали богослужения по памяти – или как Бог на душу положит (на это жаловался епископ новгородский Геннадий, говоря, что некого «ставить в попы» , и учиться ставленникам не у кого). Геннадий бил челом царю Ивану III, прося о создании школ, в которых бы накрепко учили азбуке, а потом чтению по Псалтыри, но пользы это особенной не принесло. Когда ставленников (кандидатов в священнослужители), спрашивали, почему они мало умеют грамоте, те отвечали: «Мы учимся у своих отцов или у своих мастеров, а больше нам негде учиться; сколько они знают, тому же учат и нас. А прежде в Российском царстве, на Москве и в Великом Новгороде и по иным городам многие училища бывали, грамоте, и писать, и петь, и читать учили, и потому много было тогда гораздых грамоте, и писать, и петь, и читать, и были певцы, чтецы и добрые писцы, которые славились по всей земле и доднесь».
Книги и книжники
В какой-то момент, когда в Новгороде вспыхнула ересь «жидовствующих», священники ничего не могли поделать: им просто не хватало компетенции спорить с грамотными еретиками, которые, в отличие от них, умели читать, знали иностранные языки и могли аргументировать свои слова точной библейской цитатой. Как особая редкая добродетель героя-богатыря в былинах всегда отмечается его образованность – что он «крест кладёт по-писаному, поклоны ведёт по-учёному».
Знаменитая библиотека Ивана Грозного, богатству которой дивились те немногие, кто её мог увидеть и оценить, оставалась лежать в скрытых покоях Кремля мёртвым грузом – государи московские не могли их прочесть. Книги на латыни, греческом и еврейском (числом более 800), в своё время привезённые с Востока, долгое время хранились под замком, а потом и вовсе исчезли, став одной из многочисленных московских легенд.
Библиотеки при монастырях, разумеется, использовались куда более рачительно, но к ним не было доступа ни для белого духовенства, ни тем более для мирян.
На Стоглавом соборе при участии Ивана Грозного было решено, чтобы дьяки и попы у себя в домах учили детей грамоте, письму, церковному пению, «чтению налойному» (с аналоя). К сожалению, эта хорошая инициатива не получила достаточного развития. Кроме того, рукописные книги, по которым и надлежало бы учиться читать, содержали в себе такую массу ошибок, описок, неверно понятых мест, что, как свидетельствовал Иван Фёдоров, первопечатник российский, «среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов».
Иван Грозный не щадил средств, пытаясь устроить в Москве печатни, – и наконец-то среди русских людей появились истинные подвижники книжного дела – Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Из Польши был привезён печатный станок, выпущены первые книги – «Апостол» и «Часослов». Но несмотря на щедрое финансовое обеспечение лично от Ивана Грозного, несмотря на успех предприятия и покровительство на самом высоком уровне, всё закончилось печально – по русской пословице «жалует царь, да не жалует псарь» . Английский дипломат и мемуарист Дж. Флетчер писал, что однажды ночью типографию подожгли – станок и дорогостоящее оборудование сгорело дотла, мастерам чудом удалось избежать гибели. Флетчер указывал, что это было устроено руками невежественного духовенства, которое боялось, «чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие» . Флетчер не был прямым свидетелем: он приехал лишь через полсотни лет и описывал происходившее с чужих слов. Доподлинно известно, что Иван Фёдоров со товарищи и вправду были вынуждены покинуть родину, взяв с собой настоящее сокровище – резные гравировальные доски и шрифты (очевидно, уцелевшие во время пожара). Как бы то ни было, дальнейшие труды первого российского книгопечатника-москвитянина продолжались уже в Европе.
Борис Годунов всерьёз намеревался изменить ситуацию и устроить светские школы, но, видимо, к политикам по имени Борис в России судьба явно не благоволит. Неурожайные годы, смерть государя и последовавшая за тем Смута свела на нет все его труды. И хотя постепенно в крупных городах начинали появляться учебные заведения (к примеру, Еллино-греческая академия братьев Лихудов, впоследствии ставшая знаменитой Славяно-греко-латинской академией), всё же грамота оставалась уделом весьма немногих, кому повезло родиться в нужной семье и в нужном месте, – или кому не мил был свет без учения.
Впрочем, отдельным слоям населения грамота была необходима – и родители заботились об образовании отпрысков. Таковы были старообрядцы, которые не мыслили себя без строгого следования канонам и сохраняли «неиспорченные» книги, избежавшие правки. Сосланные и гонимые священники старого толка рассылали многочисленные послания своим духовным детям, эти наставления свято берегли, прочитывали, переписывали и прятали от чужих глаз. Разумеется, трудно было обходиться без грамоты северным поморам, суровым мореходам. Чтение карт, сопровождающие записи – всё это требовало хотя бы минимальных познаний. В глухой двинской деревне Холмогоры, как мы помним, у юноши Михайлы Ломоносова была возможность заниматься по ведущим учебникам того времени: «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, «Арифметике» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого – потому что местный дьячок имел весь комплект, ставший «вратами учёности» для первого российского академика. И это при том, что о стотысячных тиражах и рассылке учебников по всем медвежьим углам страны не было и речи. Вот такой дьячок был в деревне Холмогоры.
Игра в солдатиков
Пётр Великий, пожалуй, впервые осознал необходимость широкого начального образования своих подданных. Если отпрысков состоятельных и знатных родов отправляли учиться за рубеж, чтобы в кратчайшие сроки подготовить грамотных специалистов, то для дворянских недорослей средней руки были разработаны специальные арифметические школы. Первую такую открыли в 1701 году в Москве, при Навигационном училище. Детям 10-15 лет преподавали геометрию, арифметику, учили чтению и, конечно, нравственности и этикету. Вторая такая же экспериментальная школа была открыта в Воронеже, где Пётр в то время рассчитывал построить российский флот. Идея с флотом провалилась, оставив очень ощутимую дыру в бюджете, но цифирная школа царю в результате понравилась – и с 1714 года при архиерейских домах и монастырях было велено учреждать такие же учебные заведения.
Казалось бы, всё шло отлично. Ещё через некоторое время практически в каждом городе было две государственных школы – одна духовная, другая арифметическая, готовившая военных, промышленников, моряков – всех, кто мог бы понадобиться государству.
Проблемы начались на уровне реализации. Учителя настаивали на железной дисциплине и внедряли её драконовскими методами. Прок от учения далеко не всегда был заметен, а самое главное – неясен для родителей. В конце концов купцы и коммерциалы собрались и подали царю челобитную, в которой умоляли освободить их детей от школы. Мотивация была самая простая: любой купец приучает своё детище с младого возраста к работе, объясняя все тонкости заодно с грамматикой и арифметикой, заставляя практиковаться в своей лавке или в дальних разъездах по стране, к вящей пользе государевой. А тут в самые плодотворные для освоения ремесла годы детей только и делают, что порют и учат невесть какой ерунде. Откуда же возьмётся новое поколение купцов, если после такой учёбы молодой человек лишь даром потерял время? А не будет торговли – не будет и налогов, не на что будет содержать армию, строить корабли…
Петр подумал и согласился, разрешив купеческим детям заниматься дома. Дети священников, разумеется, отправлялись в епархиальные духовные школы. Так, в цифирных школах практически не осталось учеников. Народ не оценил предложенной ему идеи начального государственного образования – с другой стороны, уж слишком страшным и бессмысленным было её воплощение.
Для солдатских детей при гарнизонах была открыта сеть гарнизонных школ, где с 7 лет мальчиков обучали грамоте, арифметике, военным упражнениям (экзерциям), а после тех, кто проявлял хорошие способности, учили дальше – на писарей, младших офицеров, военных музыкантов, артиллеристов, а всех прочих определяли или в военную службу, или приставляли к ремёслам. Кожевенники, кузнецы и столяры были нужны армии в гигантских количествах. Государство худо-бедно обеспечивало воспитанников едой, одеждой, книгами и всем необходимым для обучения, раз в три года выдавали овчинную шубу, шапку, штаны, со времени зачисления в школу обучающемуся платили небольшое жалование.
Кантонист, 1892, Харьковский художественный музей
Через некоторое время гарнизонные школы были реструктурированы в школы кантонистов, куда собирались дети солдат, а также малолетние рекруты – евреи (еврейских мальчиков-рекрутов разрешалось призывать с 12 лет, по 7 человек с каждой 1000 мужчин, и очень часто родители со слезами жертвовали младшими сыновьями, ещё не прошедшими гиюр, чтобы избавить от царской службы старших), а также цыгане, дети мятежных поляков и мальчики-сироты. Инославных и нехристиан специально увозили подальше от родных мест – и всеми силами склоняли к переходу в православие. За это полагались определенные блага, в том числе большое денежное вознаграждение, а упорство могло стоить мальчику очень дорого. Кантонистские военные заведения обеспечивали армию писарями, аудиторами, кондукторами и картографами, а также военными музыкантами, то есть в сущности всё было не так уж и плохо. Но жизнь кантонистов была настолько безотрадна, что многие рекруты до конца дней не могли простить своих родителей, отдавших их на эту каторгу, от которой не было избавления: срок службы составлял 25 лет, и годы школьной муштры не засчитывались. Малолетние кантонисты, приходя на службу здоровыми крепкими детьми, таяли как свечи от муштры, дурного питания, отсутствия лечения и произвола командования. Смертность в школах кантонистов была очень высокая. При Александре II эти школы в знак особой монаршей милости при коронации были переоборудованы в обычные школы военного ведомства, а всем обучающимся там детям позволили вернуться к родным, если они того хотели и если им было к кому возвращаться.
Так обстояло дело с солдатами, путём страшных мучений и зачастую против собственной воли получавших образование. А что же с крестьянами?
«Легли в коробку книжечки»
Мы привыкли считать, что грамотных среди крестьян практически не было, что вся эта «тёмная и косная» масса с грамотностью ничего общего не имела. А на самом деле – всё совсем не так. То, что среди крестьян XVIII века были грамотные люди, – несомненно: историки имеют массу документов, написанных и подписанных крестьянами (челобитные, «сказки», допросные листы). Некоторые, впрочем, добавляли: «Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался» . Екатерина II планировала тотальное образование для мужского сельского населения России, но – увы – денег, учителей, учебников для осуществления этого плана катастрофически не хватало, идея народных училищ реализовывалась медленно и в недостаточном количестве (на всю Россию в 1786 г приходилось едва ли 40 училищ, домашних пансионов и сельских училищ, с 136 учителями и 4398 учащимися).
Не лучше оставалось положение с народными училищами и в первой трети XIX века. Хотя вновь созданное Министерство народного просвещения выработало отличный план по обеспечению начального образования для народа, всё осталось на бумаге. Ответственность за обучение крепостных детей и содержание школ возлагалась на помещиков – и многие из них охотно устраивали у себя школы, следили за успехами детей, награждали отличившихся, а наиболее талантливых отправляли учиться дальше, видя в том пользу и для себя.
Но далеко не все помещики разделяли точку зрения, что крепостному нужно образование. Крестьянству официально был закрыт пусть в высшие государственные школы (Ломоносов, чтобы поступить в Академию, назвался дворянским сыном), но зато оставался широкий простор для частной инициативы. Местное священство за определённую плату учило детей читать и писать, кроме того, существовали так называемые «вольные учителя», основным ремеслом которых и было обучение крестьянских детей. Иной раз этим занимались вышедшие в отставку солдаты, странствующие монахи, семинаристы, заштатное священство. Зажиточные крестьяне могли в складчину приглашать таких «гулящих» (то есть не приписанных к определенной земле)учителей в своё село – и сообща устраивать «вольную школу», обеспечивая учителя жильём и едой.
В первый же базарный день после начала обучения родители покупали ученикам по азбуке и по указке. Заниматься начинали после совместной молитвы. Вначале изучали церковнославянскую азбуку и твердили «склады» (все возможные сочетания согласных и гласных). Затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтыри, после чего приступали к гражданской азбуке, и тогда приобретались новые учебники. Переход от одной учебной книги к другой был праздником и для учителя, и для детей, и для родителей.
Бегло читать «и по-церковному, и по-граждански» дети выучивались, как правило, за две зимы. Обычно учение в деревнях начиналось 1 декабря, когда закончились крестьянские работы. В этот день отмечали память пророка Наума, и будущие ученики молились: «Святой пророк Наум, наставь меня на ум!» Разумеется, книги в крестьянской среде были по большей части рукописными и полезными в хозяйстве – «духовные» (с поучениями), лекарственные (с рецептами от всех болезней), песенники и т. д. Читать и слушать «про божественное» в русской деревне очень любили. Также популярны были лубки – отпечатанные и грубо раскрашенные картинки, сопровождаемые текстом.
Много позже, когда книгопечатание уже вполне развилось, выпускались специальные книги для крестьян – самые дешёвые и простые. Как ни странно, русские книги, ставшие теперь классикой, среди крестьянства популярностью не пользовались. Некрасов, довольно точно описывавший быт крестьян, перечислил книги, которые у купца оптом забирают бродячие офени – книготорговцы:
Спустил по сотне Блюхера,
Архимандрита Фотия,
Разбойника Сипко,
Сбыл книги: «Шут Балакирев»
И «Английский милорд»...
Что же читали грамотные крестьяне в XIX веке? Всё то же – поучения архимандрита Фотия, «Военные подвиги и анекдоты прусского генерал-фельдмаршала и орденов разных государств кавалера Блюхера» (впрочем, на ярмарке у Некрасова речь, скорее, шла о портретах бравого генерала – с орденами и орлиным взглядом), лубочную книгу Матвея Комарова «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы», а также сборник анекдотов шута Балакирева, жизнеописания известного разбойника Ваньки Каина – и авантюриста Сипко, выдававшего себя то за военного офицера, то за дворянина. В сущности, тот же по духу ассортимент мы встретим в любом книжном киоске.
Научившись читать и получив возможность покупать дешёвые книжки, крестьяне при всем богатстве выбора предпочитали литературу с занимательным авантюрным сюжетом и пылкими страстями. Русская литература с ее психологизмом, углубленным вниманием к внутреннему миру героя, пространными описаниями пейзажей в этой среде не котировалась вообще, хотя отдельные произведения Пушкина, Карамзина и Гоголя пользовались популярностью, так же как романы Майн Рида и… «Потерянный и возвращённый рай» Джона Мильтона. Это было и о «божественном», и о чувствах.
Уважали в деревнях и прессу – выписывали газеты и порой иллюстрированные журналы – «Ниву» и «Родину». Часто практиковалось «общее чтение» – все собирались вечером в одной избе - и грамотные (иногда малолетние ученики) читали общему собранию выбранную книгу. В. П. Вахтеров, российский педагог-просветитель, писал: «Всякий, кто наблюдал за чтением в деревне, кто видел, с каким трепетом сердечным следят деревенские читатели за терзанием героя рассказа, с каким восторгом узнают они о его удачах, кто слышал этот искренний, неудержимый гомерический хохот деревенской аудитории, когда положение действующих лиц рассказа становится комичным, видел эти слёзы наиболее впечатлительных слушателей, сопровождаемые вздохами и восклицаниями других при талантливом воспроизведении кем-нибудь печального события, кто слышал суждения крестьян по поводу просто и толково прочитанного, тот знает, что при хорошем чтеце талантливая, интересная и доступная пониманию народа книга оставляет неизгладимый след в душе простолюдина, входит в его мировоззрение, становится заметным фактором в его духовной жизни».
«Наш великий, могучий, правдивый и свободный…»
Сдвинулось с мёртвой точки дело лишь после освобождения крестьян. Александр II с его реформами добился того, о чём тщетно хлопотало столько организаций до него. Земские школы работали не на бумаге, кроме того во второй половине века в деревню хлынуло масса волонтёров-разночинцев, желающих учить и просвещать взрослых и детей. Молоденькие барышни-учительницы, тысячи безвестных энтузиасток, отправлялись в деревню, как миссионеры в далёкие земли. В сущности, они довольно мало знали реальный народ и руководствовались, скорее, благими идеями и некими умозрительными теориями.
«Народники», желавшие сами «учиться у народа», «приникнуть к корням», найти своё место в мире, в массе своей испытывали после столкновения с «мужичками» глубочайшее разочарование. Политическую агитацию крестьяне срывали сами, сдавая полиции непонятных господ, рядившихся в мужиков и говоривших крамольные речи. А «учителки» и врачи, шедшие «в народ» как на подвиг, скорее, были головной болью для местной администрации. Да и не особенно жаждали крестьяне отдавать своих детей в учение. Бесплатной медицинской помощью пользовались охотно, а вот ради книжки отрывать «малого» от работы соглашались не все. Земские школы – хороши они были или не слишком, – но всё же решали дело лучше, чем все предыдущие попытки государства и прекрасные порывы «народников».
В 1897 году в Российской империи состоялась первая Всеобщая перепись населения. Это был очень серьёзный проект, в нём принимало участие множество людей, одним из деятельных ее организаторов был П. П. Семенов-Тян-Шанский. В перечне вопросов, на которые отвечали все жители империи, под номером 12 полагалось ответить, грамотен ли опрашиваемый. И если умеет читать – то где обучался. По результатам этой переписи мы доподлинно знаем, что уровень грамотности в европейской части России составил 21,1 %, причём среди мужчин он был существенно выше, чем среди женщин (29,3 % и 13,1 %, соответственно). По всей же Российской империи – 19,78 %. Естественно, что в отдельных губерниях грамотность была очень высокой, в отдельных – крайне низкая, но общий факт остаётся фактом. До поголовной, стопроцентной грамотности было очень далеко. Кроме того, грамотность среди крестьян очень сильно зависела от имущественного положения, величины земельного надела. Зажиточные могли подумать о таком важном деле, а для бедняка это всё оставалось пустой тратой времени. Увы, даже и выучившись грамоте, люди довольно быстро забывали её, если не было практики.
В 1916-м 80% призывников были грамотными
При Николае II общественное образование стало одной из самых насущных задач. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1,5 млрд рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. Министерство народного просвещения в 1911 году не без гордости отчитывалось: «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счёт местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным».
Это были не простые слова. Во всех уездных городах России были гимназии – с высоким уровнем преподавания. В 1916 году уже 80 % призывников были грамотными. Анкета, проведённая в 1920 г., установила, что 86 % молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы Гражданской войны. Да и в первые годы Советской власти учителями были выпускники тех самых земских школ и гимназий. Учить тогда умели.
Накануне Первой Мировой войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов, из них студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих/цеховых/крестьян и пр.) было в среднетехнических учебных заведениях — около 80 %, в технических вузах – более 50 %, в университетах – более 40 %. И эти цифра росли и росли. К сожалению, после революции и связанных с нею катаклизмов эта цифра упала катастрофически. В 1927 году на XV съезде ВКП (б) Н. К. Крупская жаловалась, что грамотность призывников в 1927 году значительно уступала грамотности призыва 1917 года – за каких-то десять лет всё «просело».
Увы, ликвидация тотальной безграмотности совершалась руками тех, кто её же и организовал. Среди «раскулаченных», высланных, лишенцев, репрессированных и просто расстрелянной «контры» были не только злостные враги нового строя и идейные противники, но и те, кто по каким-то причинам не нравился воинствующей посредственности, дорвавшейся наконец до власти. Страна была подвергнута шоку, крестьянство поставлено на грань уничтожения организованными голодоморами и продразвёрстками, при которых изымался даже посевной фонд (то, что потом было названо изящным словом «перегибы») – когда речь идёт о выживании, уже не до образования. Особенно если обвинения «ишь, шляпу надел» и «чо, самый грамотный тут? » были достаточной причиной для самосуда на месте. Согласно переписи населения 1937 года, 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя в стране декларировалась всеобщая грамотность. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Её организаторов репрессировали, перепись 37 года вощла в анналы истории как «расстрельная». Катастрофически упавший уровень грамотности населения удалось хоть как-то исправить лишь к 50-м годам ХХ века, уже после Великой Отечественной.
Наверное, нам, уже не представляющим, что взрослый человек в нашей стране может не уметь читать и писать, сейчас кажется, что эту страницу в истории мы уже перевернули. На самом деле, не стоит забывать: грамотность – это не столько привилегия, сколько показатель. Это спокойная жизнь населения, определённый достаток, уважение к умственному труду, это высокий уровень развития науки и искусства и даже самоуважение к себе как к единице языка. Грамотность народа – это не про низкий или высокий балл за ЕГЭ и не про оценку в журнале. Собственно, об этом и напоминает ЮНЕСКО, уже в 51 раз отмечая Международный день грамотности.
«Грамоте учиться - всегда пригодится»
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оформление доски:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»И.С. Тургенев
Грамоте учиться - всегда пригодится
команда команда
(Грамотеи) (Знатоки)
“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.
(А.Н.Толстой)
Учащиеся делятся на команды. Ведущий – учитель.
Вступительное слово учителя
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем урок наш сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
Есть привычное выражение – «владеть языком». Действительно мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным. Но чем глубже исследуют ученые взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком.
Чтец 1.
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки,
И им владеем мы сейчас,
Поэтому должны и взрослые и детки
Приумножать его богатство много раз.
Чтец 2.
Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Чтец 3.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Чтец 4.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили;
Есенин, Пушкин, Лермонтов, Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Овладейте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)
2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)
4. Что общего у дня и ночи? (Ь на конце слова.)
5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)
6. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
Конкурс знатоков ударений
На доске написаны слова в три столбика. Приглашаются участники. В словах нужно расставить ударение.
Агент мельком водопровод
Гусеница газопровод заржаветь
Торты вахтер банты
Балуюсь щавель каталог
Комбайнер квартал свекла
Тефтели включим звонит
Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».
Конкурс знатоков пословиц
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь- людей насмешишь.)
2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости».(Век живи- век учись.)
3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».
(Тише едешь- дальше будешь.)
4. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело.)
5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь.)
6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Ведущий. Следующее задание- подобрать окончания к поговоркам.
1. Сам пропадай- … (а товарища выручай).
2. По одёжке встречают - … (по уму провожают).
3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).
4. Глаза страшатся - … (а руки делают).
5. С кем поведёшься-… (от того и наберёшься).
6. Старый друг-… (лучше новых двух).
7. Не место красит человека-… (а человек место).
8. Не говори «гоп»-… (пока не перепрыгнешь).
А теперь перейдём к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. Попробуйте объяснить некоторые фразеологизмы:
Что означает …
Кожа да кости (худой)
Дырявая память (плохая)
На всех парусах (быстро)
Перемывать косточки (сплетничать)
Хоть кровь из носу (обязательно)
Сбить с толку (запутать)
Кот наплакал (мало)
Комар носа не подточит (идеально)
Клевать носом (дремать)
Пускать пыль в глаза (обманывать)
Как снег на голову (неожиданно)
Человек с головой (умный)
Игра “Кто быстрее?”
Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.
Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).
Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).
Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).
Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).
Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)
Задание для сообразительных.
Задача–шутка.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)
Заключительное слово учителя
Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но,возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.
Финальная песня «Говорим на русском языке»
(Подведение итогов игры).
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Ход мероприятия.
Ученики делятся на две команды, или играет весь класс. Ведущий - учитель.
Вступительное слово учителя
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки- это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово_ исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)
2. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия
дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
3. В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз? (Стонет.)
4. Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце слова.)
5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык
Пушкина, вареный язык.)
Ведущий. Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, - омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда- то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.
От каждой команды выделяется по одному представителю. По очереди они отвечают на вопросы. Как говорить правильно:
- Кто последний или крайний?
- Я извиняюсь или извините пожалуйста?
- Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
- Я кладу или я ложу?
Конкурс знатоков ударений
К доске, на которой заранее написаны слова в 2 столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.
агент мельком
гусеница мусоропровод
торты вахтер
балуюсь щавель
комбайнер силос
тефтели квартал
Ведущий. Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Конкурс знатоков поговорок
- В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?
/Узнать, почем фунт лиха./
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
/За словом в карман не полезет./
- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?
/Положить зубы на полку./
- Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?
/Не плюй в колодец: пригодится воды напиться./
- Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?
/После дождичка в четверг./
- О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?
/Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глаза продирает.
Кто рано встает, тому Бог дает./
Конкурс знатоков пословиц
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
- Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».
/Поспешишь- людей насмешишь./
- Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».
/Век живи- век учись./
- Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».
- Малайская: «Кончил шить- оборвал нить».
/Сделал дело- гуляй смело./
- Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».
/Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется./
- Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда».
/Без труда не вынешь рыбку из пруда./
- Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива».
/Яблоко от яблони недалеко падает./
- Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного».
/Не давши слова- крепись, а давши- держись.
Не будь щедр на слова, а будь щедр на дела./
- Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает».
/Слово не воробей - вылетит не поймаешь.
Меткое слово - что пуля снайпера./
Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к поговоркам.
- Сам пропадай - …/а товарища выручай/.
- По одежке встречают - …/по уму провожают/.
- Семь раз отмерь - …/один раз отрежь/.
- Глаза страшатся - …/а руки делают/.
- С кем поведешься - …/от того и наберешься/.
- Грамоте учиться - …/всегда пригодится/.
- Любишь кататься - …/люби и саночки возить/.
- Не зная броду - …/не суйся в воду/.
- Что посеешь - …/то и пожнешь/.
- Старый друг - …/лучше новых двух/.
- За двумя зайцами погонишься - …/ни одного не поймаешь/.
- Береги платье снову - …/а честь смолоду/.
- Не место красит человека - …/а человек место/.
- Смолоду прорешка - …/под старость дыра/.
- Кто не работает - …/тот не ест/.
- Не говори «гоп» - …/пока не перепрыгнешь/.
А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются? Расскажу я,пожалуй, одну историю, описанную в книге Э. Вартаньяна «Эти мудреные слова». Вот что пишет
«Принес я как-то домой хомячка. В зоомагазине купил. Дети обрадовались. Прижился у нас, членом семьи стал. Дали ему имя - Хомка. Кликнешь его - бежит, рыжим комком перекатывается. Станет на задние лапки, передние к грудке прижмет - и служит, лакомства ждет. В общем, занятный шустрый зверек, с ним не соскучишься.
Но вот однажды пришли домой, а Хомки нашего нет. Кличем, во все уголки заглядываем - нет, и все тут. Объявили мы всеквартирный розыск. Начали поиск с кухни. Сдвинули с места холодильник. Пыли много, а Хомки нет.
«Виталька, - командую я, - тащи веник. А ты, Леночка, мокрую тряпку». Навели за холодильником порядок. Взялись за кухонный шкаф. И за ним не Хомки.
Затем перешли в прихожую, в одну комнату, в другую. Так «попутно» прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли. Его принесли нам вечером соседи. Они подобрали его на лестничной клетке- больно далеко вышел утром нас провожать. С того дня и вошло в нашу семейную речь непонятное для других выражение: «Не поискать ли нам Хомку?»
Что это означает, ребята, как вы думаете? Верно: «А не пора ли нам приступить к генеральной уборке квартиры?»
Вот так приблизительно и происходит рождение фразеологизмов, или устойчивых словосочетаний. Так что «зарубим себе на носу» вот что: двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими и иностранными писателями либо созданных безвестным сочинителем. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов…
Попробуйте вспомнить какие - либо словосочетания из прочитанных вами произведений.
Если дети затрудняются, можно предложить объяснить некоторые фразеологизмы:
- Остаться у разбитого корыта /А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке/.
- Демьянова уха /И. А. Крылов/. Так мы говорим, когда хотим сказать о
чьем - либо назойливом приставании пусть с добрыми, но совсем ненужными
намерениями.
- А Васька слушает, да ест /И. А. Крылов/. Так говорим, когда один понапрасну,
впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности,
продолжает заниматься своим делом.
- А ларчик просто открывался /И. А. Крылов/. То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
- Слона - то я и не приметил /И. А. Крылов/. Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного.
Из басен И. А. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как:
«Рыльце в пушку»;
«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»;
«Кто в лес, кто по дрова»;
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
«Медвежья услуга»;
«Львиная доля» и многие другие.
ВОПРОС. Вспомните, из какой басни родилось выражение «Львиная доля».
Львиная доля означает большую часть чего - либо.
Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, присловий, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.
ВОПРОС. Если вам от чего -нибудь досталась очень малая, ничтожная часть /чем вы не персонаж львиного дележа?/, какими словами вы можете сказать об этом?
Например, словами давней песенки неизвестного происхождения, которая начинается весело:
«Жил - был у бабушки серенький козлик»,
а заканчивается:
«Остались от козлика рожки да ножки».
Заключительное слово учителя
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.
Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слов
повысить общую языковую культуру;
развить интерес к русскому языку.
1. Вступительное слово учителя.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, что еще не видели и, возможно, не увидим. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим предкам. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что такое слово? По определению, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря:
«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, общаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь. Сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка.
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «ц»)
2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
3. В каком слове отрицание не слышится сто раз? (стонет).
4. Что общего у дня и ночи? (ь на конце)
5. Что находится между горой и оврагом? (буква «и»)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях (длинный язык, язык Пушкина, вареный язык)
Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, -омонимы, т. е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам дела никакого нет до того, что когда-то были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и « человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, бедем ли мы правильно поняты окружающими.
Как говорить правильно? (от команды по одному представителю).
Кто последний или крайний? Я извиняюсь или извините, пожалуйста? Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке? Я кладу или я ложу?
(К доске, на которой записаны слова в столбик, подходят участники. В словах нужно расставить ударение и дать объяснение).
Агент мельком
Гусеница мусоропровод
Балуюсь щавель
Комбайнер силос
Тефтели квартал
(можно больше)
Пока они выполняют задание, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.
Привести примеры. Кто больше? Кто лучше знает их?
Ведущий. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ.
Конкурс знатоков поговорок.
1. В какой пословице утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха).
2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).
3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).
4. Плевать вообще не красиво, но когда-то из-за плевка можно умереть от жажды).
5. Какая поговорка говорит нам о каком - либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).
6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать:»Рано вставший успевает больше сделать за день. (Кто рано встает, тому бог подает).
Конкурс знатоков пословиц.
К пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
«Кто в лес, кто по дрова».
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».
«Рыльце в пушку».
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
«Медвежья услуга». «Львиная доля» и многие другие.
Вопрос. Вспомните, из какой басни родилось выражение «львиная доля»? «Лев на ловле».
Что же означает выражение «львиная доля»? Львиная доля означает большую часть чего – либо.
Выражения, которые мы с вами употребляем в разговоре, приходят также из песен, пословиц, поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их и называют народными.
Заключительное слово учителя.
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил:» Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман, делай это с умом. Помни, что слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, мудреные слова.
Урок – зачет по теме «Имя числительное».
Урок в форме дидактической игры.
Цели урока: 1) обобщение сведений об имени числительном;
2) формирование умений:
а) находить числительные;
б) знать разряды числительных;
в) уметь склонять числительные.
3) осуществление контроля знаний.
Оборудование: путевые листы экскурсоводов, карта – схема города, кодоскоп.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, мы с вами изучили тему»Имя числительное». Сегодня мы проведем урок – зачет по этой теме. Запишите число, а вместо слов «Классная работа» запишите «Путевой лист экскурсовода»… (свою фамилию и имя запишите в родительном падеже).
2. Проверка домашнего задания.
Что такое экскурсия? (читает ученик из толкового словаря.)
Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего – нибудь с образовательной целью.
Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Санкт – Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, его прошлом, пройдемся по современным улицам. Экскурсию совершим на воображаемом автобусе.
Коллективное устное описание «Икаруса».
3. Фронтальный опрос.
Запись на доске или использование кодоскопа.
Санкт – Петербург находится в 2 раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Город основан в 1703 году. Ему более 300 лет. До 1914 года город назывался Санкт – Петербургом, до 1924 года – Петроградом. Затем –Ленинградом, а потом снова – Санкт – Петербургом.
Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. И вы лишний раз убедились, что имя числительное – очень важная часть речи , без которой трудно обойтись. Общаясь друг с другом.
Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.
Какие бывают числительные по значению и по составу?
Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
Как склоняются порялковые числительные? (Устно просклонять второй город).
Начнем оформление наших путевых листов.
Образец записи на доске. (На доске висит таблица).
Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
4. Сколько островов в дельте Невы?
С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.
Сообщение учащегося.
Вначале 20-годов в дельте Невы было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время эта цифра упала до островов имеют названия.
Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ. + числ.» из текта.
Фонетический разбор числительного семьсот у доски.
Читает учитель.
Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км в час, чтобы успеть все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.
Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?
(О склонении числительных от 50 до 80).
5. Третья запись в путевом листе.
Склонение числительного пятьдесят.
6. Учитель.
Грандиозные площади, прямые набережные, четкая композиция улиц и проспектов придают ему тот «строгий, стройный вид», о котором восторженно писал.
7. Просклонять пятьсот улиц (у доски), полторы тысячи – в тетради.
8. Выписать из текста целые и дробные числительные с существительными (в таблицу).
Как склоняются дробные числительные?
Наша экскурсия продолжается.
(Ученик читает о наводнениях)_.
Объяснить значение слова ординарец.
9. Спишите с доски предложения, числительные запишите словами.1 вариант. За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.
2 вариант. Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 года.
10. Запишите числительные 200, 300, 400 в именительном падеже .
11. –Назовите числительное, о котором мы сегодня еще не говорили. (Собирательное).
С чем сочетается собирательное числительное?
Что вы можете сказать о собирательных числительных оба, обе?
12. –А заканчивается наше путешествие в современном городе. (Читается текст).
Последняя запись в листе - словарный диктант.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард.
Путевые листы сдаются на проверку.
13. Подведение итогов урока.
14. Домашнее задание. Повторить еще раз все правила об имени числительном. Подготовиться к написанию диктанта.