Нам царское село. Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Сегодня Россия отмечает двухсотлетие со дня основания знаменитого Царскосельского лицея
19 октября (по старому стилю) 1811 года был открыт Царскосельский лицей, получивший известность как школа, воспитавшая великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он провел там всего 6 лет, однако именно в его стенах встретил своих лучших друзей, сопровождавших его в течение жизни, - Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. Лицейская пора стала одной из светлых глав в жизни и творчестве поэта. Лицеисты первого выпуска, куда бы «ни бросила судьбина», куда бы «счастие не повело», всегда мыслями и сердцем обращались к своему «отечеству» - Царскосельскому лицею, где сформировались личности, мировоззрение каждого из них.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября». А.Пушкин)
Указ о создании лицея был подписан Александром I еще 24 (12) августа 1810 года. Тогда, в самом начале XIX столетия, общество надеялось на перемены, на возрождение духа свободы, верило в торжество справедливости. За этими мечтами многие люди видели скорое появление новой России, свободной от рабства и невежества. Тогда и появился проект Михаила Сперанского, который за полтора года, минуя бюрократические проволочки, был реализован и явил стране учебное заведение нового образца. «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - говорилось в первом пункте лицейского устава. Сперанский видел в лицее не только место для подготовки образованных чиновников, но и надеялся, что в его стенах будут воспитаны люди, готовые к преобразованию Отечества.
В день торжественного открытия лицея адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, обращаясь к воспитанникам, говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. Пушкин в стихотворении, посвященном 19 октября, будет вспоминать:
Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Свою блистательную речь Куницын закончил словами, поразившими всех лицеистов: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». И вновь свою признательность Пушкин выразит Куницыну в следующем стихе:
Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.
Пушкинский курс был первым, тогда в Царскосельский лицей были приняты 30 человек. Вообще, по уставу, в лицей принимались дети дворян 10-12 лет. Обучение длилось 6 лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года лицеисты изучали предметы старших классов гимназии. Следующие три года посвящались предметам трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. При этом к концу обучения каждый воспитанник должен был в совершенстве овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, а особенно на русском языке. Немало внимания в лицее уделялось физическому воспитанию детей. В программе обучения были гимнастические упражнения, подвижные игры, танцы, верховая езда, фехтование, плавание. Кроме того, ежедневно по несколько часов в день лицеисты гуляли в парке в любую погоду. Это было связано не столько с закаливанием, сколько с воспитанием мужественного и независимого характера. «Основное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие», - гласило в лицейском уставе.
Царскосельский лицей был закрытым учебным заведением, поэтому распорядок дня был строго регламентирован. В 6 утра воспитанники вставали, за час надо было успеть одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. С 7 до 9 был «класс 0» - так назывались учебные занятия. Далее лицеисты пили чай с белой булкой и отправлялись на прогулку, затем снова занимались в течение двух часов. В 12 часов воспитанники гуляли, во втором часу обедали и вновь занимались три часа. В шестом часу по расписанию пили чай и отправлялись в Царскосельский сад, делали гимнастические упражнения. С шести до половины девятого повторяли уроки, также в это время проводились занятия для отстающих. Затем - ужин, час отдыха и в 10 часов - сон.
Занятия в Царскосельском лицее начинались 1 августа, учебный год завершался 1 июля, но даже в июле воспитанники должны были оставаться в Царском селе. Таким образом, все 2060 «лицейских дней» воспитанники были оторваны от дома, родных и составляли единую лицейскую семью.
Были в Лицее и свои традиции. Например, самая известная - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение 6 лет созывал воспитанников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок. Для первого, пушкинского выпуска второй директор лицея Е.А. Энгельгардт распорядился изготовить памятные чугунные кольца в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук, которые стали для лицеистов талисманом.
6 сентября 1843 года лицей по указу Николая I был переведен в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома, с тех пор он стал именоваться Императорским Александровским лицеем.
Спустя 200 лет институты стали переименовываться в университеты и академии, вместо школ появляется все больше лицеев и гимназий, однако отчего-то в России не появляются Пушкины, Ломоносовы, Дельвиги. Значит, не в названии дело...
Феномен Царскосельского лицея в том, что педагоги не старались «натаскать» воспитанников, не ставили целью засунуть в их головы как можно больше знаний, научить правильно ставить крестики в бланках ЕГЭ. Тогда, 200 лет назад, преподаватели старались воспитать честного и благородного человека, который уважает и любит свое Отечество, ценит справедливость, обладает чувством собственного достоинства. Такая система образования и воспитания способствовала развитию цельных личностей, готовых посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».
Прощаясь с выпускниками, Энгельгардт напутствовал: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...».
Президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая рассказала в беседе с обозревателем сайт о развитии образования в России за последние 200 лет, значении Царскосельского лицея для истории страны:
Царскосельский лицей стал питомником высокообразованных и одновременно преданных Отечеству людей. Образование было великолепным, классическим: с латынью, греческим, с тремя европейскими языками. На французском аристократия говорила с детства, еще английский, немецкий... Поэтому Пушкин и его однокашники свободно читали Шиллера по-немецки, Байрона - по-английски, Стендаля и Рабле - по-французски. Это, конечно, делало их открытыми ко всей мировой культуре. На примере Пушкина можно сказать, что это не делало их нигилистами по отношению к собственной истории. Как раз Пушкин и был тем ответом на дилемму России и Европы. Европа была частью русской культуры, которая сохраняла свою самобытность и была, безусловно, жемчужиной во всей общехристианской и мировой культуре.
Если сравнивать с сегодняшним днем, то давайте будет откровенны: во всем мире образование стало всеобщим, обязательным, демократичным. Все, что делается всеобщим, снижается по уровню. Поэтому это - общая тенденция, здесь не только мы являем пример такого снижения. Совершенно очевидно, что программа составляется с расчетом на среднего человека, в т. ч. и на того, кто рос, где нет книг, где родители не читают, а сейчас смотрят телевизор. Если бы программы были сложнее, невозможно было бы научиться детям, которые с детства не читают на языках, поэтому на это надо смотреть философски. Но необходимость воспитательных и образовательных учреждений высокого класса не просто сохраняется, но и диктуется.
Посмотрите, какая у нас элита, т. е. социально активный слой. Она говорит на жаргоне, не знает собственной истории, не может написать диктант без 30 орфографических ошибок на одной странице. В связи с новыми стандартами образования, которые вызывают ужас у всего академического сообщества, нет никакой возможности воспитать преемственных носителей нашей отечественной и всеевропейской культуры. Следующее поколение будет не способно читать ни Толстого, ни Достоевского, поскольку они не способны воспринять широту ассоциаций, сравнений, упоминаний имен и т. д. Поэтому нам нужны такие образовательные учреждения (хотя бы с 8 класса), где талантливые дети, ищущие знаний, с удовольствием их воспринимающие, могли бы в современной обстановке расширить свой кругозор, эрудицию.
Именно падение общегуманитарной эрудиции является общим местом, даже в высших учебных заведениях России. Я знаю, что давно существует идея воссоздания образовательного холдинга (используем современное слово) под названием «Царскосельский лицей», который предполагал бы наличие гимназий, даже вузов, которым бы присваивался какой-то статус элитных учреждений в хорошем смысле слова. Элитных не в том смысле, что туда попадали бы дети богатых родителей, а элитных в смысле талантов.
Не только Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, но и блистательный русский канцлер Горчаков был выпускником Царскосельского лицея. Панорамный взгляд на мировую историю, международные отношения, закономерности мировой политики, преемственность каких-то интересов больших держав в их развитии - совершенно необходимые условия для подлинного дипломата, который знает, где можно пойти на компромисс, а где нельзя, что требует сильной воли, а что - хитрости, тонкости на переговорах. Для этого нужно широкое образование.
В наших учебных заведениях, на мой взгляд, слабым местом является недостаточный контроль за освоением программы. У нас можно просидеть под партой, отвлекая преподавателя вопросами, и не выступить на семинаре, коллоквиуме. Например, в Гарварде все ответы должны быть в письменном виде - это дисциплинирует. И нигде нет такого позора, как объявления в Интернете (а раньше и в метро можно было встретить): «Пишу дипломы, курсовые». В Америке за списывание на экзамене человек исключается с волчьим билетом и уже никуда не может поступить, потому что это ведет к уголовному преступлению.
Образовательное учреждение всегда было и воспитательным, поскольку вместе со знаниями давалась и мировоззренческая рама, нравственные принципы: честь, долг, не лгать, быть благородным. Вот что было всегда, и это надо восстанавливать. Большие знания, данные человеку с волчьим менталитетом, делают его хищником, он может нанести больший вред, чем невежественный дурачок. Сочетание профессионализма, нравственных качеств, открытости к мировой культуре очень важно для воспитания элиты в хорошем смысле слова.
Наши образовательные учреждения называются элитными, когда на деньги богатых родителей там есть бассейн, поездки за границу. Иногда это превращается в инструмент ранней социальной селекции. Система воспитания в прошлые века, я бы сказала, несмотря на разделенность классов и сословий, была более демократичной, потому что детей аристократов учили переносить лишения.
Поэтому юбилей Царскосельского лицея стоит праздновать. Одно имя Пушкина чего стоит! Певец и свободы, и державы великой - вот чего нам не хватает. У нас либо свободы хотят и топчут государство, либо наоборот. Свобода и держава - именно то, что нужно России.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил ;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков , счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой : твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм , не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Часть 2.Отечество нам Царское Село.
...Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Парадная летняя императорская резиденция в Царском Селе с XVIII в. и на протяжении двух столетий была официальным загородным домом российских монархов, а зачастую царскосельские дворцы становилась излюбленным местом пребывания для членов императорской фамилии.
Император Александр I
Правление Александра I началось в 1801 году, когда ему было 24 года. Восхождение на престол Александра I связано с трагическими событиями во дворце. Его отец, Павел I, был задушен в результате заговора, о котором Александр был хорошо осведомлен. Всю свою последующую жизнь император будет мучиться угрызениями совести и во всех жизненных неурядицах видеть наказание за пособничество в убийстве Павла I.
Он часто бывал в Царском Селе и очень его любил. Здесь он разработал проекты многих гос реформ - учреждение министерств, Государственного совета, военную реформу.
29 августа 1808 г. Высочайше утвержден императором Александром I Указ «О соединении города Софии с Царским Селом». Уездные присутственные места переводятся в Царское Село. Утверждается штат городской полиции. Проводятся работы по разработке проекта планировки города Царское Село на новом месте архитектором В.И. Гесте.
В 1816 г. в парке была установлена скульптура «Девушка с кувшином», гранитная терраса (на месте катальной горки).
Мей А.И. Альбом «Виды Царского Села». Фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке. 1870-е
Архитектор Менелас строит в Александровском парке Ламский павильон (для привезенных из Южной Америки лам), Белую башню, Шапель, оранжереи, ферму. Шапель - капелла-часовня, возведена в готическом стиле с полуразрушенными, растрескавшимися стенами. Белая башня и детская земляная крепость предназначались для обучения и игр императорских сыновей. Здесь они изучали военное дело, артиллерию и фортификацию. На террасах занимались гимнастикой, фехтованием, танцами, рисованием.
Георгий Львов. Белая башня в Александровском парке. 1870-е годы. Акварель. ГМЗ «Царское Село»
Еще больше расширился дворец в 1817 году при императоре Александре I. По его желанию архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Архитектор Стасов переделал часть интерьеров дворца в стиле ампир. Оформление всех помещений было полностью посвящено прославлению победы России в войне 1812 года.
Дворец Эрмитаж
С 1811 по 1843 гг. во флигеле Екатерининского дворца размещался Царскосельский лицей, в котором в 1811-1817 гг. учился А.С. Пушкин. Русская культура многим обязана первым лицеистам. Автор лицейского «проекта», реформатор Сперанский, задумывал не просто учебное заведение для подготовки чиновников высшего класса - он мечтал о новой системе воспитания гармоничного человека. В лицее сложилась особая атмосфера - о ней-то Пушкин и отозвался знаменитой строчкой «Отечество − нам Царское Село».
В Царском Селе сегодня отмечают 200-летие первого пушкинского выпуска в Императорском Царскосельском лицее!
Тон А.Лицей и Большой (Екатерининский) дворец. Литография 1822 год.
В 1820-е гг. царя стали преследовать утомление и депрессии. Гибель отца, смерть 16-летней дочери Софьи Нарышкиной, наводнение в Петербурге, пожар в дворцовой церкви Воскресения Христова - всё это негативно отразилось на психике императора. Он начинает видеть в этих бедствиях наказание за свои прегрешение - участие в заговоре против отца и его убийстве.
В 1825 г. для поддержания ухудшающегося здоровья супруги Елизаветы Алексеевны царственная чета решила совершить путешествие на юг России, в Таганрог, где по пути царь скончался. По другой версии царь постригся в монахи и удалился от власти и мира, закончив свои дни в Пермской губернии под именем сибирского старца Федора Кузьмича, прославившегося своим молитвенным подвижничеством. В церкви Екатерининского дворца состоялось прощание с телом императора.
Мартынов А.Е."Пейзаж с Большим озером", 1814 г., акварель.
Император Николай I.
В 1820 году Николая вызвал к себе император Александр и объявил: отныне он становится наследником престола. Император был бездетен, Константин Павлович отрекся от прав на престол, так как был разведен и тоже не имел детей. Николай не готовился к роли монарха и не желал ее для себя, но принял эту участь с покорностью солдата, которую в детские годы вбил в него генерал Ламздорф.
Деятельность императора Николая I в Царском Селе основывалась на продолжении градостроительных начинаний брата, императора Александра I. Окончание формирования Баболовского парка и создание нового Отдельного парка продолжалось до середины XIX в. Общая площадь дворцово-паркового ансамбля в николаевское время достигла примерно тысячи гектаров.
Последним крупным мероприятием по осуществлению замысла Александра I и архитектора В.И. Гесте стало завершение ансамбля Соборной площади и строительство городского Екатерининского собора. Это первое здание в формах древнерусской архитектуры в Царском Селе, которое в 1835-1840 гг. возвел архитектор К.Л. Тон.
Так выглядел Собор до 5 июня 1939 года, в этот день он был взорван. По словам очевидца белой ночью 5 июня 1939 года "...внезапно раздался оглушительный взрыв. Собор...приподнялся над землей, словно могучий русский богатырь поднялся со своего насиженного места, увлекая облако пыли за собой, и так же внезапно рухнул, как подкошенный, точно съехал на землю".
Важнейшим достижением общегосударственного значения в царствование Николая I стало начало строительство железных дорог, первый опыт в устройстве которых был приобретён при постройке Царскосельской железной дороги. Первая в России железная дорога позволяла в 1837 г. преодолевать расстояние между Петербургом и Царским Селом всего за один час. С появлением железнодорожного сообщения из Санкт-Петербурга в Царское село, связаны дальнейший рост населения, и развитие Царского Села, превратившегося в популярное дачное место.
Вначале к двум частям города Александровского времени прибавилась 3-я часть, затем под обывательскую застройку отвели «Новые места» между бульваром и железнодорожной станцией, которые распланировал архитектор А.Л. Гильдебрандт. Планировку Софии, частично утраченную к этому времени, также упорядочили, и постоянно расквартировали несколько кавалерийских и стрелковых полков.
Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка .
Первый телеграф, действовавший в Александровском дворце с 1843 г., впоследствии был преобразован в самую мощную в стране Царскосельскую радиотелеграфную станцию. Здесь впервые появились уличное электрическое освещение, образцовое водоснабжение, канализация, охватывавшие всю территорию города. Также впервые в России здесь в 1904 г. соорудили городские очистные сооружения, на которых применялась раздельная система биологической очистки сточных вод и мусоросжигательная станция.
Николаю I умер 2 марта 1855 года. Кончина русского монарха породила в Европе слухи о его самоубийстве. На Западе считали довольно логичным, что гордый император, не вынеся позора поражения в Крымской войне, наложил на себя руки.
Однако официальная версия выглядит более правдоподобной — император, будучи уже сильно простуженным, в 23-градусный мороз без шинели присутствовал на смотре маршевых батальонов, где и заработал роковое воспаление легких. Это, конечно, тоже можно рассматривать как форму самоубийства, особенно если учесть, что все это происходило на фоне сообщений о военных неудачах в Крыму.
Император Александр II.
«Наконец я дома, Боже мой! Какое счастие видеть места и людей, сердцу милых, бывших свидетелей наших радостей!» — произнес одиннадцатилетний великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, при въезде в царскосельский парк, возвращаясь из заграничного путешествия. Это чувство к Царскому Селу он сохранил на всю жизнь.
Ко времени восшествия на престол Александра II (1855г.) Царское Село выполняло роль официальной летней резиденции российского монарха. К тому времени она уже сформировалась в грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, доминантами которого были Екатерининский (архитектор Ф.Б.Растрелли; 1752-1756) и Александровский (архитектор Дж.Кваренги; 1792-1796) дворцы. При Александре II в Царском Селе оформлялись новые дворцовые интерьеры, приобретались предметы убранства, пополнялись коллекции живописи, графики, оружия, росла императорская библиотека. И на всем этом лежал отпечаток как веяний и настроений эпохи, так и личного вкуса и пристрастий самого императора.
Екатерининский дворец Л.Премацци.1889
Хроника жизни императора свидетельствует о том, что многие события как личного, так и государственного характера (а в жизни монарха трудно отделить одно от другого) происходили или были связаны с Царским Селом. Несомненно, Царское Село было для Александра II не только императорской резиденцией, связанной с официальной стороной жизни, но и любимым домом, стены которого помогали пережить трудные моменты и полнее ощутить радостные события в его судьбе.
Александровский дворец в Царском Селе, А. Горностаев, 1847
В Царском Селе Александр II пережил многие трагические события семейной жизни. Здесь он испытал горечь утраты самых дорогих и близких людей: 29 июня 1844 года в Александровском дворце умерла его младшая сестра, великая княгиня Александра Николаевна; 20 октября 1860 года там же скончалась его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император получил известие из Ниццы о смертельном заболевании наследника-цесаревича Николая Александровича и выехал к умирающему сыну.
Катание в коляске. Александр II с детьми
12 апреля 1865 года Александр II, императрица Мария Александровна, великий князь Александр Александрович и невеста наследника, датская принцесса Дагмара присутствовали при кончине великого князя Николая Александровича на вилле Бермон в Ницце. Из Ниццы император возвращается в Царское Село и здесь проводит скорбные дни до погребения сына в соборе Петропавловской крепости в Санкт — Петербурге.
В царскосельской резиденции в апрельские дни 1868 года прошли торжества, посвященные 50-летнему юбилею шефства Александра II над лейб — гвардии Гусарским полком. Любовь к армии и ко всему военному Александр II унаследовал от своего отца, императора Николая I. Александр Николаевич не пропускал ни одного полкового праздника, присутствовал на учениях, смотрах и парадах.
Он был шефом многих гвардейских полков, но шефство над лейб-гусарами имело для него особое значение. Шефом этого полка Александр Николаевич был назначен императором Александром I 27 апреля 1818 года, когда ему было 10 дней от роду. 50-летие императора совпадало с 50-летием его шефства над лейб-гусарами. Свой юбилей Александр II отпраздновал в тесном семейном кругу, а полвека его шефства над лейб-гвардии Гусарским полком было отмечено двухдневными торжествами в Царском Селе, в месте основного расположения лейб- гусар.
Пешие и конные офицеры лейб-гвардии Гусарского полка на плузе Александровского дворца. Худ. К. Пиратский. 1868 г.
6 мая 1868 года в Царском Селе произошло и радостное для Александра II событие — появление первого внука: в этот день у наследника — цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны родился сын Николай, будущий император Николай II.
Павильон Эрмитаж
До последних своих дней Александр II проводил часть года в Царском Селе. Он следил за состоянием своей любимой резиденции, с которой у него было связано столько воспоминаний. Даже в 1877 году, в разгар русско-турецкой войны, которая потребовала от России огромных финансовых затрат, при назначении нового управляющего Царскосельским дворцовым правлением и городом Царским Селом генерал-адъютанта К.Г.Ребиндера, Александр II сказал ему: «Я знаю, что теперь не те средства, что прежде, и не претендую на то, чтобы все Царское Село содержалось, как прежде, но прошу тебя, чтобы мои любимые места, по крайней мере, были содержимы хорошо»
Мейер И.Вид на крестовый мостик и Большой царскосельский дворец. Акварель 1844
Царскому Селу Александр II доверил тайну своего второго брака. Здесь 6 июля 1880 года состоялось венчание Александра II и княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой (1849-1920) перед походным алтарем, установленным в одном из помещений Екатерининского дворца. Брачный союз императора с Е.М.Долгоруковой, заключенный через месяц с небольшим после смерти императрицы Марии Александровны, когда еще не истекло время официального траура, вызвал неодобрение у многих, но особенно обострило отношения между императором и семьей наследника — цесаревича. Брак с Е.М.Долгоруковой Александр II считал «долгом совести и чести», который должен был исправить совершенную им ошибку. Стареющего императора все более беспокоили настоящее положение и дальнейшая судьба Е.М.Долгоруковой, которая была моложе его на 31 год, и их троих маленьких детей — Георгия (1872-1913), Ольги (1873-1925) и Екатерины (1878-1959). После брака с императором Долгорукова получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а детям этот титул был присвоен ранее, в 1874 году. Однако счастье с молодой женой было для Александра II недолгим.
1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной террористом И.И.Гриневицким на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге, и вскоре скончался.
Император Александр III
После смерти Александра II на российский престол взошел его сын, великий князь Александр Александрович, ставший императором Александром III. Смена императоров знаменовала собой смену эпох и в истории России, и в истории царскосельской императорской резиденции. В царствование Александра III двор мало жил в Царском Селе: император другим загородным резиденциям предпочитал Гатчину .
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе. Художник В.С. Садовников.
Во второй половине XIX и начале ХХ вв. проводились в основном работы по поддержанию дворцово-паркового ансамбля и благоустройству города. В 1899 г. в Царском Селе постоянно проживали 18 тысяч 200 человек вместе с войсками, временно- 6685 человек. На лето приезжало из Петербурга на дачи и из разных губерний на заработки до 8900 человек.
Император Николай II.
В начале XX в. в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев - 200-летия Царского Села и 300-летия Дома Романовых.
В 1905 году Александровский дворец стал основной резиденцией императора Николая II. Это еще одна из важных страниц города Пушкина. Комплекс парковых сооружений дополнили здания в формах древнерусской архитектуры: Государева Ратная палата и Федоровский собор с домами причта. Памятник А.С. Пушкину, по повелению государя возведённый на конкурсной основе в Лицейском саду, до настоящего времени служит одним из символов города.
Император Николай II проводит смотр лейб-гвардии Кирасирского полка. Царское Село 1911 год
В летописи города особое место занимает празднование 200-летнего юбилея Царского Села. Торжества начались 24 нюня 1910 г. богослужением в городском Екатерининском соборе и крестным ходом. Затем состоялись военный парад, юбилейный прием и народное гуляние в Екатерининском парке. В 1911 г. большим культурным событием в жизни города стала Царскосельская юбилейная выставка, посвященная двухсотлетию Царского Села и 300-летию Дома Романовых.
Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.
Императорский период истории города прервала Февральская революция 1917 г. Вскоре после нее в Царском Селе организовали художественно- историческую комиссию по учету культурных ценностей. Комиссия начала работу в то время, когда в Александровском дворце ещё томились в заточении августейшие узники.
Солдатское село... Детское село...Царское село... Пушкин.
Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.
С марта по август 1917 года Николай Романов, его жена и дети жили под арестом в Александровском дворце Царского Села. После чего были перевезены сначала в Тобольск, а позже в Екатеринбург, где были убиты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. С этого времени работа комиссии распространилась и на имущество Александровского дворца. В короткое время все должно было быть проверено, описано, проведено через научную экспертизу для подготовки музейной экспозиции. Многие вещи музейного характера перенесли из казенных квартир дворцовых служащих. В августе и сентябре 1917 г. отобрали самые ценные экспонаты музея, а также исторические военные реликвии из полковых царскосельских храмов для эвакуации в Москву, а Царское Село переименовывается в Солдатское Село.
Осенью 1918 г. музейная комиссия передала свои полномочия управлению имуществами республики. В 1918 г. царскосельское имущество Императорского Дома и других собственников национализировали. После революции город был отдан детям: открылось много детских домов, санаториев, детвора заполнила старинные парки. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село.
Уездный центр был перенесен в город Урицк - бывшую Гатчину. Детское Село превратилось в тихий провинциальный городок с большим количеством детских учреждений, санаториев и больниц, созданных на основе бывших благотворительных, медицинских, учебных заведений и в брошенных владельцами богатых особняках.
В 1937 г., в столетнюю годовщину смерти А.С. Пушкина, Детское Село переименовали в город Пушкин.
Название Детское Село впрочем, долгое время (до 2015 года) сохранялось в названии одноимённой железнодорожной станции, вводя в заблуждение приезжих.
И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.
«Воспоминания в Царском Селе» А.С Пушкин, 1814 г.
Город Пушкин расположен к югу от Петербурга. Свое название, данное ему в честь великого русского поэта, жизнь которого была тесно связано с этими местами, город получил только в 1937 году. До 1918 года он назывался Царским Селом.
Царское село на протяжении двух веков являлось парадной летней резиденцией российских императоров. Однако происхождение названия этого города гораздо более интересно, чем может показаться на первый взгляд – оно не имеет никакого отношения к русскому слову «царь».
Первоначально царскосельскими землями владели шведы. На том месте, где в будущем выросли царские резиденции, находилась Сарская мыза, которую Петр I в 1710 году подарил своей жене Екатерине Алексеевне. После окончательного изгнания шведов с завоеванной территории, Сарскую мызу переименовали в Сарское Село. Финское название было заменено на более привычное для уха русское в 1717 году, когда началось строительство каменного дворца. именно с этого момента Сарское село начало называться Царским. Через некоторое время на месте скромной мызы выросла блестящая загородная резиденция русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы.
Следующей владелицей Царского Села стала дочь Петра I, Елизавета Петровна.
При ней к строительным работам в Царском Селе был привлечен архитектор Михаил Земцов, которому было поручено составить проект увеличения и перестройки Екатерининского дворца. Над дворцом работали и многие другие выдающиеся архитекторы, к примеру, Трезини и Растрелли. Благодаря их усилиям Екатерининский дворец стал одним из наиболее значительных памятников дворцово-парковой архитектуры Петербурга.
Следующей хозяйкой Царского Села стала Екатерина II, предпочитавшая его всем другим загородным резиденциям. В ее царствование был построен Александровский дворец, а к Екатерининскому дворцу были пристроены Агатовые комнаты, Камеронова галерея и Великокняжеский корпус. Парки Царского Села в этот период были расширены и украшены множеством новых сооружений и памятников в честь сподвижников императрицы.
В годы правления Павла I Царское Село было заброшено и строительство в нем остановилось. При Александре I оно было возобновлено, и продолжалось при Николае I. Именно по решению Александра I в 1810 году в Царском Селе был открыт знаменитый Лицей, который стал его символом и воплощением памяти о юных годах Александра Сергеевича Пушкина.
Последним хозяином Царского Села был император Николай II, который постоянно жил здесь, в Александровском дворце, с 1905 года.
В 1917 году, закончилась история Царского Села как резиденции российских императоров. Его дворцы были превращены в музеи, а в лучших домах и дачах города разместились детские учреждения. В 1918 году город получил новое название – Детское Село. Через девятнадцать лет, в 1937 году, город был переименован снова, очередное переименование было связано со столетней годовщиной со дня гибели Пушкина.
Во время Великой Отечественной войны дворцы и парки Царского Села очень сильно пострадали. Многое было сожжено и разрушено, огромное количество ценных экспонатов было похищено. Особого внимания заслуживает история с Янтарной комнатой – уникальным памятником художественной культуры, утраченным во время войны.
Янтарная Комната была подарена Петру I прусским королем. Во время немецкой оккупации она была демонтирована и вывезена в Германию, где бесследно исчезла. Янтарную комнату разыскивали долгие годы, однако поиски так ни к чему и не привели. Решено было восстановить ее по сохранившимся документам и фотографиям. Работы по созданию янтарных панно велись в течение 25 лет, и были закончены в 2003 году, к празднованию 300-летнего юбилея Петербурга.
Программа конкурса всегда очень насыщенная, но ни в коем случае нельзя просто приехать в Царское Село и не познакомиться с его уникальными достопримечательностями! Недаром наш город называют “городом муз”, великое множество писателей, поэтов, художников, деятелей искусства черпали свое вдохновение именно в Царском Селе. Организаторы конкурса подготовили для участников познавательную программу: это и обзорная экскурсия по городу, и посещение великолепного Екатерининского дворца, и экскурсия в Императорский Лицей, где учился великий поэт Александр Сергеевич, а также многое другое! Спешите окунуться в эту неповторимую атмосферу!
Если Пушкин - наше всё, то самому поэту пусть не всё, но очень многое дала его альма-матер - Царскосельский лицей. И не только ему - для всей России лицей стал маяком просвещения, колыбелью целого поколения образованных и свободомыслящих людей.
Как в Европе
Несмотря на все усилия власти и общества со времён Петра I , в начале XIX века дела с просвещением в России обстояли не слишком хорошо. Читать и писать умело всего 20% населения, и даже среди дворян имелись те, кто с трудом выводил на бумаге собственное имя. Во всей громадной империи насчитывалось 550 школ - меньше, чем в Германии, - и один университет, Московский, к которому в начале века добавилось ещё четыре. Это явилось заслугой императора Александра I и его советника, знаменитого реформатора Михаила Сперанского . Их стараниями было создано Министерство народного просвещения (в 1802 году) и принято положение, по которому в каждом городе и селе создавались школы, а в губернских центрах - гимназии.
Аристократы, по традиции, нанимали своим детям учителей-иностранцев или отправляли их учиться за рубеж. Однако в условиях, когда почти вся Европа под знамёнами Евросоюза, то есть наполеоновской империи, выступила против России, это стало считаться непатриотичным. Возникла нужда в собственном элитном училище для знати, дающем образование не хуже европейского. Пример решили взять с того же Наполеона , создавшего во Франции сеть лицеев - высших школ, где обучали не только гуманитарным, но и естественным наукам, причём за казённый счёт.
Правда, французский император велел принимать в свои лицеи людей «всякого звания», а русский - исключительно дворян. Зато первый лицей он разрешил устроить в собственном дворце; точнее, в дворцовом комплексе Царское Село, где жила его прославленная бабка Екатерина II и где в Александровском дворце прошло его детство. Под лицей отдали четырёхэтажный флигель другого дворца - Екатерининского, в котором прежде жили дочери Павла I . Положение обязывало: лицеисты должны были расти под бдительным надзором власти.
Класс
Слово «лицей» произошло от рощи Аполлона Ликейского (Волчьего) в Афинах, где когда-то основал свою школу Аристотель . Обучение в афинском лицее стоило немалых денег, а вот в Царскосельском было бесплатным, правда, принимались в него лишь те дети от 10 до 12 лет, что показали «примерные успехи и прилежание». Им предстояло учиться шесть лет, получая фактически университетское образование. Первые три года лицеисты проходили программу старших классов гимназии: древние и современные языки, математику, историю, географию, Закон Божий. Далее шла программа университета: та же математика с основами физики, словесность и «нравственно-политические науки». Не были забыты и обязательные для дворян танцы, фехтование, верховая езда. Как и ученики Аристотеля - перипатетики, что значит «гуляющие», лицеисты должны были общаться с природой, прогуливаясь в обширных парках Царского Села. Воплощая античную максиму «в здоровом теле - здоровый дух», их учили гимнастике и плаванию, музыке и рисованию. Стоит сказать, что лицей стал первым в России учебным заведением, свободным от телесных наказаний.
Проект лицея составил тот же Михаил Сперанский. Он хотел вырастить в нём образованных чиновников, способных воплотить в жизнь его реформаторские проекты. Он же рекомендовал на пост директора Василия Малиновского - дипломата, переводчика, поклонника идей Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта . Тот пригласил педагогов, в первую очередь молодых: правоведа Александра Куницына , математика Якова Карцова , латиниста Николая Кошанского . Впрочем, были среди приглашённых и седые ветераны, к примеру, преподаватель французского Давид де Будри - родной брат революционера Марата , сменивший фамилию, чтобы не иметь с ним ничего общего. Он строже всех вёл себя с учениками и единственный мог заставить их заниматься. Другие слишком либеральничали и держались с ними, скорее, по-товарищески, особенно учитель русской словесности Александр Галич (в его честь позже взял псевдоним известный бард-диссидент). Пушкин , больше всех любивший его, в стихах обращался к нему «мой добрый Галич».
Однако главным любимцем лицеистов являлся 27-летний Александр Куницын, которому выпала честь произносить приветственную речь на открытии лицея 19 октября 1811 года. В знаменитом стихотворении, посвящённом этому событию, поэт писал:
Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.
Как можно заметить, всё перечисленное - масонские термины, и это неслучайно: по упорным слухам, Куницын (как и Малиновский ) принадлежал к «вольным каменщикам». В своей речи он прозрачно намекнул, что власть имущие, включая самого царя, должны соблюдать собственные законы и служить народу. Времена стояли либеральные, и эти слова не смутили Александра I и его близких, которые присутствовали на церемонии. Впрочем, недовольные нашлись и тогда: обер-прокурор Синода князь Александр Голицын назвал новорождённый лицей рассадником «французской заразы» - вольнодумства. Позже, став министром народного просвещения, Голицын первым делом разгромил «рассадник», уволив многих преподавателей, в том числе и Куницына. Ещё раньше лицей лишился Малиновского, ненадолго пережившего любимую жену. После него директором стал видный педагог Егор Энгельгардт . Он и проводил первых выпускников, вручив им на память чугунные кольца - знак верной дружбы (после этого они долго называли себя «чугунниками»).
Среди первых 30 лицеистов были очень разные люди, которых объединяло одно: их родители вовремя подали прошения об устройстве их детей на учёбу. К огорчению Сперанского, богачи-аристократы не проявили особого интереса к новому учебному заведению; это уменьшало не только его престиж, но и финансовые возможности. В итоге большинство лицеистов оказалось сыновьями небогатых дворян, в том числе Александр Пушкин, сын псковского помещика средней руки. Почти половину их составляли немцы, поляки, французы: будущий сановник Модест Корф , будущий же секундант Пушкина на роковой дуэли Константин Данзас или Сильверий де Броглио , потомок французских герцогов, «последний в учении, но первый по шалостям». Всего одного человека, племянника министра финансов Константина Гурьева , исключили (будто бы за воровство у товарищей), прочие окончили лицей и в большинстве сделали неплохую карьеру. Хотя как сказать: самые известные сегодня - после Пушкина - лицеисты Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер полжизни провели на каторге. Пропал «во глубине сибирских руд» и Алексей Илличевский , которого в лицее считали поэтом посильнее Пушкина.
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному?
Спрашивал Александр Сергеевич. Он не знал ещё, что это будет острослов и модник Александр Горчаков , многолетний министр иностранных дел России (он умер в 1883 году). Большинству лицеистов едва перевалило за пятьдесят, а миловидный лентяй Николай Ржевский умер в 17 лет - от «нервной горячки». Не только Пушкин - многие из них вспоминали лицей как лучшую страницу жизни и пытались воплотить в своей деятельности то, чему их там научили.
Илья Репин. Пушкин на лицейском экзамене
Вскоре после начала учёбы лицею вместе со всей Россией пришлось пережить Отечественную войну 1812 года. Конечно, военных действий в Царском Селе не велось, хотя общее смятение коснулось и его - занятия то и дело срывались, а обещанное финансирование задерживали. Лицеисты жили довольно скромно: в их комнатках размером 2 на 4 метра помещались узкая железная кровать, комод, стул и умывальник. Для стола места уже не хватало, поэтому уроки делали стоя, за конторкой. «Дядька» будил учеников в шесть утра, а в семь начинались занятия. В девять - лёгкий завтрак и прогулка, потом снова занятия. В полдень - новая прогулка и обед из трёх блюд, список которых вывешивался в столовой. Меню одного из дней: суп из перловой крупы с телятиной, жаркое из цыплёнка и яйца всмятку. После обеда занятия продолжались ещё три часа, затем второй раз гуляли, занимались гимнастикой, а в ненастную погоду рисовали или музицировали под надзором педагогов. Учились не больше семи часов ежедневно, за чем следило руководство. Заболевших отправляли в больницу, к доктору Францу Пешелю . Туда стремились многие, в том числе и потому, что врач «для укрепления» наливал юным пациентам полстакана красного вина в день. В остальном алкоголь в лицее строго запрещался: известная попытка Пушкина и его друзей распить самостоятельно сваренный ими «гогель-могель» едва не кончилась исключением.
Учёба не ограничивалась занятиями: педагоги поощряли чтение любой, пусть и идейно сомнительной литературы. Модест Корф вспоминал: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов». Кроме небольшой поначалу лицейской библиотеки ученики брали книги у педагогов, выписывали их из Петербурга и даже из-за границы. Знакомство с литературой было и личным: в лицей приезжали Гаврила Державин , Василий Жуковский , Константин Батюшков и другие модные писатели, в том числе дядя Пушкина Василий. Все знают про памятный визит Гаврилы Державина на экзамены в 1815 году. Приехав, глуховатый поэт громко спросил у лакея, где здесь нужник, а потом расхвалил читавшему ему стихи Пушкина, объявив его своим «победителем-учеником».
Стихотворство в лицее поощрялось: профессор словесности Кошанский на уроках предлагал всем написать стихи на заданную тему. Собираясь в своих комнатках-кельях, лицеисты рассказывали всякие истории, читали свои и чужие стихи, спорили и шутили. Возник обычай записывать рассказанное, сочинялись рукописные журналы, а с 1814 года произведения учеников стали появляться в печати, правда, под псевдонимами. Первое стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу» было опубликовано в «Вестнике Европы» за этот год с подписью-анаграммой «Н.К.Ш.П». На лицейские стихи его вдохновляло не только прочитанное, но и увиденное - отношения с товарищами и педагогами, не всегда ровные. Пущин в своих записках отмечал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Он иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в затруднительное положение, не умел потом из него выйти… Исковерканный домашним воспитанием… он был, конечно, тяжёлым человеком и для других, и для себя».
И всё же поэт сохранил о лицее самые светлые воспоминания - ещё и потому, что здесь испытал первую любовь. Это была фрейлина Екатерина Бакунина , часто навещавшая брата-лицеиста. Пушкин посвящал ей стихи, хотя ухаживал и за другими: юной графиней Натальей Кочубей , вдовой-француженкой Марией Смит , крепостной актрисой Натальей… Нередко влюблённый юноша самовольно покидал лицей, что запрещалось правилами, и получал за это взыскания. Впрочем, на результате это не сказалось - в июне 1817 года все лицеисты получили свидетельства об окончании учёбы и отправились в самостоятельное плавание по жизни. А их альма-матер продолжила работу - её окончило ещё немало выдающихся людей, включая писателя Михаила Салтыкова-Щедрина . Однако времена изменились, особенно после восстания декабристов, в котором приняло участие несколько выпускников лицея. Новый царь Николай I , посетив «рассадник вольнодумства», остался недоволен. Для начала он приказал закрыть пансион при лицее, а в 1831 году всё обучение там перевели на военный лад.
После этого слава учебного заведения померкла, а в 1843 году лицей переехал в Петербург, получив имя Александровского. В опустевшем царскосельском здании поселились отставные сановники. После революции Александровский лицей закрыли, зато дворцовый комплекс в Царском Селе (переименованном в Детское Село, а потом в Пушкин) превратили в музей. Возродившись после разрушений времён войны, бывший лицей стал составной частью Государственного музея Пушкина. Здесь восстановлены интерьеры пушкинской поры, и сотни тысяч посещающих музей туристов могут лично оценить правдивость строк поэта:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Вадим Эрлихман