Гнусавость голоса – симптом опасного заболевания. Гнусавость голоса – симптом опасного заболевания Назальный оттенок речи
Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса .
Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков : «м» начинает звучать как «б» , а звук «н» становится похожим на «д» .
Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни - uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а» . Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость .
Так возникают «носовые звуки » . Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н» .
Ринолалия бывает :
Закрытая;
Открытая;
Смешанная.
Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход .
При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.
Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются :
Плохая подвижность мягкого нёба;
Неправильное форма языка при произношении;
Имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.
Заболевания, которые сопровождаются ринолалией :
Опухоль носоглотки ;
Гипертрофия и отёк носовых раковин ;
Патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды) ;
Появление слизи в носовой полости (насморк) ;
Врождённое искривление носовой перегородки ;
Привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота) ;
Третичный сифилис;
Различные травмы.
Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита , кроме «м» и «н» .
При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.
При открытой ринолалии используется метод Гутцмана , суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов . Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.
Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов :
Длительность заболевания;
Характер звуковых дефектов;
Перенесённые и хронические заболевания.
Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов : хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда .
Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки , фарингоскопия и электромиография.
Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.
Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог . Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство : устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки . При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.
Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда . Хирург лишь устраняет причину гнусавости , но правильно произношению звуков может научить только логопед .
Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА
1. Имитация жевания.
2. Позевывание.
3. Покашливание на одном выдохе.
4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки) .
5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания) .
6. Полоскание горла порциями теплой воды.
7. Плевок с зажатым носом .
8. Дутье на вату, полоску бумаги.
9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса .
10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка) :
По одному гласному
По два гласного
Сочетания по три гласного
11. Упраженения с преодолением сопротивления :
Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.
Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: Активизировать мышцы губ; Работать над развитием речи детей; Сохранять творческий.
Консультация для родителей. «Вредные привычки у детей. Профилактика и способы их устранения» Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения Привычка - сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. Привычка.
Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Я знаю лишь одного радиоведущего, которому гнусавость не мешала, а, наоборот, помогала. Его имя Леонид Володарский . Стаж работы в эфире – 10 лет. Радиостанции, которые платили за дефект речи - "Милицейская волна", "Серебряный дождь" и "Русская Служба Новостей". Голос Володарского знаком ВСЕМ, конечно, если в 90 – ые вы смотрели пиратские фильмы с его переводом. ;) Слушать пример Надеюсь, вспомнили, о ком идёт речь. Узнаваемость для ди-джея, конечно, хорошо, но я предлагаю не идти по пути Леонида и завоёвывать слушателя чистой и красивой речью. Как убрать из неё гнусавость, об этом сегодня и поговорим.
Ринолалия. Кто это?
Ринолалия – это научное название гнусавости, оно же - изменение тембра голоса и произношения звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции полости носа.
Причины гнусавости:
- недостаточная подвижность мягкого нёба и неправильная форма языка при звукоизвлечении (самая распространенная причина)
- врожденные дефекты мягкого и твердого неба
- аденоиды - патологически увеличенная носоглоточная миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания
- ринит (насморк) – воспаление слизистой оболочки носа
- искривление перегородки носа
- травмы и др.
Виды гнусавости
В речеобразовании участвуют резонаторы , в частности ротовой и носовой. Что интересно, но при помощи второго мы произносим всего лишь 4 звука [м] [м’] [н] [н"]. В этом легко убедиться самостоятельно. Зажмите руками нос и начните произносить буквы: а, б, в, г, д, ж... и так далее. В процессе вы услышите, что "а" произносится без изменений, "м" и "н" сказать сложновато. Почему так происходит? Когда мы произносим [м] [м’] [н] [н"] нёбная занавеска, вот тот самый болтающийся язычок, который вы видите в зеркало, широко открывая рот, опускается и даёт возможность воздуху направиться в носовую полость. Заметьте, у здоровых людей, при разговоре язычок преимущество прикрывает щель, открывает исключительно на буквах "м" и "н". Что же происходит у людей, которые гнусавят?
- Либо язычок постоянно прикрывает вход в носовую полость, даже на звуках "м" и "н" - закрытая гнусавость (при хроническом насморке, полипах в носу, аденоидах).
- Либо язычок никогда не напрягается и воздух поступает не в ротовую полость, а носовую – открытая гнусавость (при заболеваниях мягкого нёба).
Тест
Как проверить, правильное ли у вас звукоизвлечение? Сомкните губы, разожмите челюсть и пропойте мелодию. Со внутренней стороны губ вы должны почувствовать лёгкую щекотку. Также можете зажать нос и сказать весь алфавит без "м" и "н". Если всё в порядке, гнусавость не ваша история.
Ликвидируем гнусавость.
ВНИМАНИЕ: При анатомических нарушениях проводится специальное лечение, зачастую хирургическое. Если гнусавость невозможно устранить упражнениями, обращайтесь к логопедам.
Упражнение # 1 "Зевок" Именно зевок позволяет отрабатывать умение быстро переводить поток воздуха из носовой области в полость рта. Вывод – чаще зевайте, как с закрытым ртом, так и открытым.
Упражнение # 2 "МУ" - "НУ"
Как мы выяснили, "М" и "Н" - носовые согласные. Когда за ними идут гласные, по инерции человек может произносить в нос и их. Чтобы этого не происходило, тяните "М" так, чтобы на губах была щекотка, потом добавляйте гласную "У". То же проделайте и с "Н" .
# 3 "Таблица гласных" Таблица проста: И-Э-А-О-У-Ы. Делаете вдох, потом присоединяете "М" к каждой гласной: МИ – МЭ –МА –МО – МУ – МЫ. Аналогичная работа с "Н". # 4 "Гимнастика для язычка" Необходимо набрать стакан воды и пить его маленькими глотками. Это вызывает максимально высокое поднятие "язычка" и его удержание в таком положении более длительное время.
Личный опыт:
Чтобы не испытывать дискомфорта, связанного со слизистой, мама приучила меня полоскать по вечерам нос солёной водой. На стакан воды – чайная ложка соли. Я наливаю в руку раствор и втягиваю его.
Мне помогает.
Юлиана Романова
P.S. Если у вас была проблема с гнусавостью и вы её решили, расскажите об этом остальным в комментариях. Спасибо.
Пассивная гимнастика носит такое название, потому что движения органов артикуляции выполняются логопедом.
капать жидкость из пипетки на корень языка, голова ребенка при этом несколько откинута назад. Это упражнение стимулирует поднятие мягкого неба. При его выполнении вместо воды можно использовать сок;
слегка надавливать на корень языка шпателем; выполнение этого упражнения требует определенной осторожности, так как резкие движения могут вызвать рвотный рефлекс.
Активная гимнастика мягкого неба.
Пассивная гимнастика сочетается со специальными упражнени-ями для активизации небной занавески:
полоскать горло с запрокинутой головой маленькими глотка-ми. Это упражнение производит наибольший эффект, если при его выполнении вместо воды использовать тяжелую жидкость типа кефира, негустого йогурта или киселя;
произвольно покашливать; при этом покашливание производится не на уровне гортани, как это делается, когда присутствуют неприятные ощущения в горле, а на уровне мягкого неба. Эти действия вызывают рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и способствуют возникновению полноценного небно-глоточного смыкания. Сначала покашливание производится с высунутым языком. Воздушный поток при этом направляется в ротовую полость. Таким образом, выполняя задание, помимо активизации мягкого неба, дети тренируются в выработке направленной воздушной струи;
имитировать позевывание. Упражнение улучшает кровообращение головного мозга и усиливает отток венозной крови;
утрированно произносить гласные А-Э-О на твердой атаке. При этом увеличивается давление в ротовой полости и уменьшается носовая эмиссия;
медленно, беззвучное произносить гласные А-Э-О,стараясь при этом соблюдать четкую артикуляцию;
пропевать гласные с постепенным усилением и ослаблением голоса.
Приведем пример упражнения для активизации мышц небно-глоточного кольца в игровой ситуации “Маша (Мишка, слоник и т.п.) хочет спать”, которое можно использовать в работе сдетьми дошкольного возраста. Для этого необходимо несколько кукол или мягких игрушек, изображающих различных животных. Логопед вместе с ребенком выбирает, какую игрушку они будут укладывать спать.
Л.: Когда наступает вечер, на улице становится темно и все игрушки должны ложиться спать. Вот и Мишка хочет спать (показывает, как он зевает), вот и собачка тоже хочет спать и зевает (показывает). А теперь ты покажи, как они зевают.
Л.: А что же кукла Машенька? Она немножко раскапризничалась и хочет, чтобы ей перед сном спели песенку. Давай споем ей колыбель-ную:
Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай! А-А-А.
Ребенок внимательно слушает песенку, а затем повторяет нараспев гласные звуки.
Л.: Посмотри-ка, Машенька уже закрывает глазки, зевает. Покажи как она это делает. Ну вот, теперь она точно заснула.
Такие упражнения, помимо активизации мышц небно-глоточного кольца, способствуют формированию у ребенка длительного направленного ротового выдоха при фонации.
Устранение назального оттенка голоса.
Для осуществления этих целей проводится подготовительнуая работа по усилению небно-глоточного смыкания, активизации диафраг-мальных мышц и формированию целенаправленного ротового выдоха.
Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортано-глоточного аппарата. Обучение навыкам правильного голосоведения начинается с пения гласных звуков. Вначале дети учатся петь гласные [а] и [о], через 2-3 занятия прибавляется звук [э]. Последними в работу включаются звуки [и] и [у].
Упражнения начинаются с изолированного произнесения гласных, затем переходят к пропеванию их сочетаний. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. Приводим пример подоб-ных упражнений:
А АО АЭ АИ АУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ
О ОА ОЭ ОИ ОУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ
Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ
И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ
У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ
Обучение начинается с показа и объяснения артикуляции. Затем ребенок пытается повторить необходимые действия отраженно за логопедом. Сначала упражнения выполняются шепотом, затем включается громкое произношение. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, положение языка: кончик придвинут к нижним резцам, корень языка опущен вниз. Звукосочетания должны произносится длительно и плавно на одном выдохе. Утечка воздуха через нос контролируется при помощи зеркала или пузырька, поднесенного к носу ребенка.
На занятиях можно предлагать детям игровые ситуации. Например, укачивая куклу, ребенок напевет: [а]-[а]-[а], показывает, какой он большой: [о]-[о]-[о], как гудит пароход: [у]-[у]-[у], на прогулке в лесу кричит [ау!] и т. д.
Хорошего эффекта помогает добиться применение статической и динамической дыхательной гимнастики.
стоя, поднять руки через стороны вверх, потянуться, сделать вдох, опуская руки петь [а] на выдохе;
стоя, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, наклонить туловище вперед, опускать руки с пением гласного [о];
стоя, руки на поясе, сделать вдох, на выдохе петь [э], вытягивая вперед сомкнутые в ладонях руки, имитируя движения пловца.
На следующем этапе дети переходят к упражнениям с произнесе-нием звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный – согласный – гласный. В упражнениях используются только правильно артикулируемые согласные: носовые звуки [м], [н].Звукосочетания произносятся слитно, плавно, сначала монотонно, негромко, затем с измнением высоты голоса.
постепенное удлинение произнесния звуков на одном выдохе при средней громкости голоса;
счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;
аналогичное произнесение алфавитного ряда;
чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.
Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие его гибкости и модуляций, например, повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков. Впоследствии используют произнесение стихотворений с изменением диапазона голоса.
Фонопедические упражнения проводятся не только логопедом, но и на занятиях с музыкальным работником. Пение осуществляется под аккомпанемент фортепиано.
У детей, не имеющих анатомических нарушений и функциональных расстройств речевого аппарата, удается полностью нормализовать соотношение носового и ротового резонанса и устранить назальный оттенок голоса. У детей с дефектом в переднем отделе твердого неба гиперназализация значительно уменьшается, практически оставшись минимальной. Восстановление целостности анатомических структур твердого неба будет способствовать окончательному устранению назального оттенка.
Наибольшие трудности при ликвидации патологического навыка голосообразования встречаются в процессе коррекционной работы с детьми, у которых назофарингоскопическое исследование выявляет наличие небно-глоточной недостаточности. Устранение гиперназализации консервативным путем в данных случаях оказывается невозможным. Упражнения по активизации мышц небно-глоточного кольца позволяют добиться лишь визуальной подвижности небной занавески. Таким детям проводится операция по устранению небно-глоточной недостаточности. Окончательно можно судить о результатах операции по прошествии одного года. Все это время дети продолжают посещать логопедическия занятия, исключая период послеоперационной реабилитации сроком 21 день.
Здравствуйте. Моя дочь (5 лет) гнусавит. Если её одёргивать, просить повторить правильно, проговаривать слово вместе с ней, то она начинает говорить нормально, но потом забывается и опять гнусавит. Пожалуйста, подскажите, как от этого избавиться? Алексей.Отвечает логопед Арина Горбачева:
Здравствуйте, Алексей!
Сначала немного теории.
В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по-отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков М, Мь, Н, Нь (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки:о). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора.
"Регулирует" прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган - "маленький язычок" или, по-латыни, - uvula. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук А (как Вы делаете, когда показываете горло доктору) - "язычок" свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается "носовой" звук. Если же мышцы "язычка" напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как "повернуть" и выходить через рот - получается "ротовой" звук. Таким образом, при правильной, не "гнусавой" речи, мышцы "язычка" почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху.
Судя по всему, у Вашей дочки существует некоторая слабость мышц "маленького язычка" (а возможно и всего речевого аппарата), которые можно укрепить с помощью специальных упражнений.
1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие "язычка". При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания "язычка" в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
2. Позёвывание при открытом рте; имитатация позёвывания.
3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мыщц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активные движения "язычка" и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем "язычка". Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт "язычка" с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем - покащливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт "язычка" с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.
5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ей будет трудно ощутить утечку воздуха через нос. Используются несколько приемов контроля:
- приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;
- к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.
Упражнения хорошо делать по многу раз в день, но не дольше, чем 4-5 минут и не больше, чем 1-2 упражнения за раз. Сразу после упражнений попросите девочку повторить за Вами несколько слов, коротких фраз правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В дальнейшем требуйте от нее правильного произношения этих слов и фраз, просите рассказать стихи. С течение времени задания могут усложняться.
Через некоторое время мышцы окрепнут и Ваша дочка научится контролировать свою речь.
Желаю успехов.
Арина Горбачева.
– расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.
Общие сведения
Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии , однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи . Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.
Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии , ортодонтии , отоларингологии , логопедии, психологии.
Классификация ринолалии
Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.
Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.
Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.
При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии . В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.
Причины ринолалии
По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью »), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой »), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом , гриппом , краснухой , паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.
Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.
Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.
Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки , полипов носа , гипертрофии слизистой, опухолей полости носа . Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами , полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.
Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.
Симптомы ринолалии
При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии , отита , евстахиита , бронхита , пневмонии . Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом .
Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм , птоз , гиперрефлексия.
Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.
При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.
Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.
Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии . Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР .
Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.
При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.
Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м"], [н], [н"]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома . При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.
Диагностика ринолалии
Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом , челюстно-лицевым хирургом , ортодонтом , неврологом , фониатром , логопедом , психологом . Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки , риноскопия , фарингоскопия , электромиография и др.
При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.
Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.
Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.
Прогноз и профилактика ринолалии
Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.
Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.