Егэ русский язык задание а6. А6
Задание №7 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.
Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку
У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.
Грамматические нормы имен существительных
Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И | Окончание множественного числа им. падежа А/Я |
---|---|
Бухгалтер | Адрес |
Возраст | Вексель |
Выговор | Ворох |
Грифель | Директор |
Драйвер | Доктор |
Диспетчер | Катер |
Договор | Китель |
Инженер | Кузов |
Инструктор | Купол |
Компрессор | Колокол |
Конструктор | Кучер |
Контейнер | Ордер |
Лекарь | Окорок |
Месяц | Округ |
Плеер | Повар |
Полис | Погреб |
Порт | Профессор |
Почерк | Пояс |
Прожектор | Паспорт |
Пудель | Сорт |
Ректор | Стог |
Редактор | Сторож |
Слесарь | Тенор |
Свитер | Терем |
Трактор | Тополь |
Снайпер | Хутор |
Столяр | Штемпель |
Табель | Якорь |
Токарь | Фельдшер |
Торт | Отпуск |
Тренер | |
Флигель | |
Фронт | |
Шофёр |
Окончания существительных множественного числа родительного падежа
В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:
- много ананасов, бананов, лимонов, томатов.
Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок
В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:
- много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.
Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков
Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:
- много болгар, бурят, грузин, румын, татар
Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов
Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:
- гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат
Важно запомнить: много саперов
Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:
- ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт
Но: граммов, гектаров, килограммов
Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:
- много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец
Однако: много деревцев, оконцев
Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:
- много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.
Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей
Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:
- много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней
Склонение имен числительных
Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:
- сорока, девяноста, ста
В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.
Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:
- две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)
При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:
- по обеим улицам (не по обоим); по обоим домам (не по обеим).
Морфологические нормы глаголов
Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:
лечь | ляг | лягте |
ехать | езжай | езжайте |
ездить | езди | ездите |
глядеть | гляди | глядите |
махать | маши | машите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
класть | клади | кладите |
И настоящего и будущего времени:
Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:
- постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь
Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных
Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.
Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
- Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
- Ищем неверно написанное слово.
- Записываем правильный ответ (правильную форму слова).
Разбор типовых вариантов задания №7 ЕГЭ по русскому языку
Шестое задание демонстрационного варианта 2018
- опытные ТРЕНЕРЫ
- по ОБОИМ сторонам
- звучит не менее ГРОМКО
- ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
- нет ТУФЕЛЬ
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Опытные тренеры занялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко . Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
- Опытные тренеры тренер . Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко . Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель туфля .
- Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.
Ответ: обеим
Первый вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПОЕЗЖАЙ прямо
- белых ГОЛЬФ
- лучшие ТРЕНЕРЫ
- ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
- СЛОЖИВ полотенца
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямо по дороге. У нашей сборной лучшие тренеры . Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
- Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать . Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер . Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
- Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.
Ответ: гольфов
Второй вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- МАШУ рукой
- ПОЗДНЕЙШИЙ
- ТРОЕ инспекторов
- наши ОТПУСКА
- к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
- Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать . Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний . Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор . Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск .
- Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.
Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.
Третий вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- МЕНЕЕ чёткий
- икра из БАКЛАЖАНОВ
- ПОМАХАЙ рукой
- административные ОКРУГА
- ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Менее четкий рисунок. Икра из баклажанов получилась на славу. Административные округа отреагировали на заявление. Контрольная представлена пятьюдесятью заданиями .
- Менее четкий – верно образованная сравнительная степень прилагательного четкий. Икра из баклажанов – верная форма множественного числа родительного падежа существительного баклажан — ЗАПОМНИ . Административные округа – верная форма множественного числа именительного падежа существительного округ. Пятьюдесятью заданиями – в сложных числительных склоняются обе части.
- Здесь в склонении числительного ошибки не допущено, зато ее можно встретить в сочетании под номером 3. Нужно раз и навсегда запомнить, что правильный вариант – помаши .
Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект -Центр», 2012.
А6. Синтаксические нормы
Рассмотрим задание А6 демоварианта ЕГЭ по русскому языку 2013 года:
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык,
называют галлицизмами.
2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно
меняется.
3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка
в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских
дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского
литературного языка, становится преобладающим.
Что требуется от выпускников: попытаться заменить в каждом предложении придаточную часть СПП причастным оборотом (например: Машина, (которая промчалась мимо ) , была серебристого цвета. = Машина, промчавшаяся мимо , была серебристого цвета. ) и найти то сложноподчинённое предложение, в котором такая замена невозможна .
Для правильного выполнения задания нужно знать следующие правила:
1) Нельзя заменить обособленным определением, выраженнымпричастным оборотом, те придаточные части, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, с которым, о котором, при котором и т.д.). Например: «Идиот» - роман, (В КОТОРОМ творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере). Комментарий: мы не можем заменить придаточную часть причастным оборотом, т.к. союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с предлогом . |
2) Нельзя заменить обособленным определением, выраженнымпричастным оборотом, те придаточные части, в которых употреблён глагол в форме условного наклонения . Это связано с тем, что причастие не имеет форм условного наклонения. Например: Он ждал от неё слова, (которые так ХОТЕЛ БЫ услышать). Комментарий: мы не можем произвести необходимую замену, т.к. глагол в придаточной части употреблён в форме условного наклонения, а, как известно, причастие обозначает признак предмета по действию, которое происходит или происходило в настоящем или будущем времени на самом деле . |
Например: Но ведь есть же на свете человек, (который ПОЙМЁТ меня)! Грядущая третья технологическая революция, (которая ИЗМЕНИТ саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека). |
Данное задание вызывает у выпускников трудности.
Задание 6 в экзаменационных материалах 2019 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.
В качестве основы для лингвистического материала задания 6 будут взяты основные виды речевых ошибок (табл. 4), представленные в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года.
Таблица 4
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
|
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
|
Неразличение синонимичных слов |
||
Употребление слов иной стилевой окраски |
||
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
|
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
|
Нарушение лексической сочетаемости |
||
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша, очень прекрасный. |
|
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
|
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
|
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.
Вариант 1. |
Вариант 2. |
Исключение |
Замена |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. Ответ: __________________________. |
(Ответ: необычный) |
(Ответ: потерпели) |
Найдите и исправьте ошибку в форме слова (морфологические нормы)
Итак, что же проверяет задание 6 ЕГЭ по русскому языку?
Формулировка задания 6 в ЕГЭ по русскому 2018:
Алгоритм выполнения:
1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных,
числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как
там большее количество информации.
4) После того, как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа
необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
1. Формы существительных
Именительный падеж множественного числа
Ы, И |
А, Я |
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер |
|
инспекторы инструкторы редакторы лекторы ректоры конструкторы прожекторы секторы инженеры шофёры бухгалтеры диспетчеры договоры приговоры плейеры драйверы принтеры и т.д. |
директора профессора инспектора доктора катера ордера тенора фельдшера флюгера хутора шулера буфера веера буера повара |
Слова на -ль, л. |
|
грифели госпитали |
векселя вензеля кителя штабеля штемпеля тополя шомпола колокола купола |
Остальные слова |
|
слесари токари конюхи возрасты кремы супы грунты лифты порты склады торты флоты фронты штабы штурманы |
адреса бока борта века желоба жемчуга жернова края кузова окорока округа острова отпуска паруса паспорта погреба потроха снега стога сорта сторожа тетерева черепа |
Форма зависит от значения |
|
адреса (новоселов) века (Средние) года (мои года) колена (выделывать) корпуса (танковые) кренделя (выделывать) меха (одеваться в меха) мужья (прочить в мужья) образа (святых) ордена (на груди) пропуска (временные) рода (войск) счета (оплатить) сыновья (и дочери) тона (светлые) учителя (профессия, в школе) хлеба (яровые) |
адресы (поздравительные) веки (на веки вечные) годы (войны, девяностые) колени (больные) корпусы (часов) крендели (вкусные) мехи (кузнечные) мужи (Отечества, ученые) образы (литературные) ордены (Тевтонский) пропуски (занятий) роды (и виды, древние) счеты (свести) сыны (Отечества) тоны (сердца) учители (не профессия, великие учители человечества, хлебы (печь формовые) |
Родительный падеж множественного числа
ОВ, ЕВ |
Нулевое окончание |
Растительный мир |
|
Всё на -ов, |
Исключения |
Апельсинов Бананов Огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов |
яблок груш слив дынь |
Названия национальностей |
|
Остальные окончания |
Слова на -н,-р. |
казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов Исключение: турок |
армян башкир болгар бурят грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган Исключение: бедуинов |
Единицы измерения |
|
Наиболее употребимые в повседневной жизни |
Редко употребляются в повседневной жизни(термины) |
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров |
ампер аршин бит ватт вольт радиан рентген |
Парные предметы |
|
носков гольфов рельсов бронхов джинсов гольфов |
ботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёг |
Военная тематика |
|
Солдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан |
Существительные на -ня |
|
Ь |
Н |
Если перед -ня стоит гласная |
Если перед -ня согласная |
богинь погонь тихонь яблонь нянь |
басен башен боен вишен двоен пашен сотен спален сплетен таможен черешене Исключение: барышень боярышень кухонь деревень |
Сущ. на -це |
|
ЕВ |
ЕЦ |
болотцев кружевцев(кружевец) деревцев оконцев(оконец) |
блюдец зеркалец копытец(копытцев) одеялец полотенец сердец солнц |
Существительные на -ье, -ья |
|
Без ударения в И.п. |
Под ударением в И.п. |
-ИЙ |
ЕЙ |
(гуля нье) гуляний застолий кушаний надгробий новоселий ожерелий раздумий сидений снадобий солений ущелий армий аудиторий бегуний гостий колдуний оладий пародий плясуний эскадрилий печений побережий подземелий Исключения: платьев верховьев кореньев лохмотьев низовьев подмастерьев хлопьев устьев |
(ружьё) ружей питей полыней статей судей |
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов |
||
ЕЙ |
Нулевое |
ОВ |
распрей ведомостей лопастей мощностей отраслей скатертей скоростей четвертей бомжей векселей вензелей госпиталей кабелей медведей будней дровней козней пельменей яслей |
вафель петель барж копён кочерёг обойм пелён сирот зраз жабр каникул лосин макарон невзгод оков сардин уз шпрот брызг |
выборов дебатов заморозков кулуаров мускулов нардов очистков сотов чипсов нервов |
2. Формы прилагательных
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения
Например: Более интереснее, самый интереснейший - неправильно.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный - правильно.
3. Числительные
1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)
Числительные |
Как склоняются |
Примеры |
5-20, |
Склоняются как существительное степь |
Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати |
Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание а |
И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста |
|
Меняются обе части, как существительное 3 склонения степь |
И. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти |
|
200, 300, |
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как ноты во мн.ч. |
И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах) |
500-900 |
Меняются обе части. Первая часть как степь. Вторая часть как ноты во мн.ч |
И. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах |
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысяки, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель - как порядковое числительное
Пять четвертых - И.п.
Пяти четвертых - Р.п.
Пяти четвертым - Д.п.
5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом
6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо
7)Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки
4. Глаголы
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма |
Повелительное наклонение |
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить |
Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те) |
3) Одеть - надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
3) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр. |
Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
5)Образование формы настоящего времени
ездить |
ездим |
лазить |
лазим |
попробовать |
попробуем |
печь |
печем |
беречь |
бережем |
хотеть |
хотим |
полоскать |
полощем |
махать |
машем |