Что входит в минские соглашения. «Войны меньше, но мир не установлен»
В четверг, 12 февраля, в Минске лидеры Украины, России, Франции и Германии Петр Порошенко, Владимир Путин, Франсуа Олланд и Ангела Меркель в ходе 17-часовых переговоров согласовали два документа по урегулированию конфликта на Донбассе: декларацию по выполнению Минских соглашений и комплекс мер по выполнению Минских соглашений.
Первый документ (его полное название - "Декларация президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года" ) опубликован на сайте президента Украины. Лидеры четырех государств не ставили под ним свои подписи. Как сказал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, они "заверили его словами".
Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены, что нет альтернативы исключительно мирному урегулированию. Они решительно настроены предпринять все возможные индивидуальные и совместные меры с этой целью.
В этом контексте лидеры одобряют комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятых и подписанных в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить свой вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать имплементации этого комплекса мер.
Германия и Франция будут оказывать техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.
Лидеры убеждены, что улучшенное сотрудничество между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию кризиса. С этой целью они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между ЕС, Украиной и Россией по энергетическим вопросам, чтобы достичь следующих этапов в дополнение к зимнему газовому пакету.
Они также поддерживают трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией в целях выработки практических вопросов на обеспокоенность России в связи с имплементацией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Лидеры сохраняют приверженность видению единого гуманитарного и экономического пространства от Атлантического до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.
Лидери сохраняют приверженность имплементации Минских договоренностей. С этой целью они соглашаются создать контрольный механизм в Нормандском формате, который будет собираться на регулярной основе, в принципе на уровне старших должностных лиц министерств иностранных дел.
Второй документ - "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" - с подписью участников трехсторонней контактной группы экс-президента Украины Леонида Кучмы, посла России в Украине Михаила Зурабова, посла ОБСЕ Хайди Тальявини, а также лидеров боевиков Александра Захарченко и Игоря Плотницкого появился на сайте ОБСЕ.
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):
Для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке трехсторонней контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (см. примечание. )
12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав трехсторонней контактной группы.
Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Все сканы - osce.org
Вначале, вместо вступления, скажу, что уже по прошествии нескольких часов ОБЕ "договорившиеся" стороны сделали свои заявления, которые ставят большой и жирный крест на договоренностях:
"Социальные выплаты должны быть восстановлены на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей после стабилизации ситуации и восстановления государственного суверенитета Украины ", - Порошенко.
Еще до этого Захарченко сообщил, что прекратит выполнять соглашение, как только Украина не выполнит хотя бы один из пунктов.
Так что ночь еще не настала, а стороны уже сказали документу свое "ФЕ".
Как все предсказуемо.
Но я хотел поговорить о другом. Логично сравнить первый минский протокол и второй. В чем его разница. А отсюда можно сделать вывод о том, кто, куда и кого "слил" (самая сейчас популярная тема).
Текст Минска-2:
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»): - для украинских войск: от фактической линии соприкосновения; - для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г. Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней. Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (См. примечание)
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание: Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее: - освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; - право на языковое самоопределение; - участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; - возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей; - государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей; - содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации; - создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; - полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
К этому следует добавить линию разграничения от 19 сентября 2014 года и комплект документов будет полный.
Предлагаю сразу выбросить ничего не значащие пункты ни о чем и сосредоточится на изучении главного. Условно разделю пункты на общие (то, что не поменлось) и различные.
Что общего .
Отвод вооружений и контроль ОБСЕ . На самом деле расстояния, на которые будут отведены вооружения, в данном случае неважны, потому как их выполнять все равно никто до конца не будет (в какой-то момент одна из сторон обвинит другую и все будет перечеркнуто). То как "эффективно" ОБСЕ выполняет свою миссию Донбасс убедился на протяжении последнего полугодия. Не думаю, что что-то изменится.
Вывод иностранных войск и разоружение незаконных группировок . Пункт обязательный, но априори невыполнимый обеими сторонами.
Что еще. .. Все. Реально все. Больше ничего общего и одновременно значимого в этих двух документах нет. Остались только различия.
Что различного .
Контроль за границей . Россия в Минске-1 опрометчиво (рукой Зурабова) внесла этот пункт. Следует признать талант Путина и новых переговорщиков. Они сумели так размазать этот пункт во втором документе, что момент когда Украина сможет вернуть под контроль границу отодвинут так далеко как только можно: завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования . Думаю когда это случится сейчас не знает никто.
Децентрализация-Конституционная реформа . Изменены ВСЕ принципы этого пункта.
В Минске-1 это был временный закон, который принимался украинским парламентом (и им же отменялся одним голосованием).
В Минске-2 это поправка к конституции, которая готовится СОВМЕСТНО Украиной и "представителями этих районов
" и до конца 2015 года, что учитывая процедуру принятия изменений к конституции и "желание" договориться, делает вероятность принятия чего-то живучего и прочного равным НУЛЮ.
Линия разграничения . Москва сделала все, чтобы смазать линию разграничения от 19 сентября. Есть два пункта где о ней упоминается. Это линия от которой отсчитывается километраж на который должна быть отведена техника ВСУ и территория на которую будет действовать закон (изменения в конституцию) о временном статусе, который(е), как написано чуть выше принят(ы) не будет.
Нет нигде четкой привязки, что это и есть линия разграничения сторон, которой надо придерживаться. Это пока половинчатая мера, но это уже и не четкий СТАТУС "линии от 19 сентября". Тут самое главное слово - СТАТУС линии. Он размыт и неопределен ясно (как было в сентябре. Там было четко указано, что это ЛИНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН).
Все остальное это детали того, что неважно и того, что не будет осуществлено.
Выводы . "Минский протокол -2" по самым важным параметрам это "слив" Порошенко. ВСЕ ляпы, которые были допущены в минскм протоколе -1 Кремлем исправлены. Статус линии разграничения размыт. Фактически эти соглашения ПОЛНОСТЬЮ развязывают руки ЛДНР (Москве) и практически полностью связывают их КИЕВУ. Поэтому, если завтра Порошенко в Киеве назовут "зрадныком" я не удивлюсь. Для этого есть все основания. Достаточно сравнить "минские протоколы" 5 сентября 2014 года (с добавлением меморандума от 19 сентября) и 12 февраля 2015 года.
Завтра исполняется ровно год с момента подписания 2-й версии Минских соглашений. Будет уместно посмотреть, что из подписанного за год было выполнено из того, что подписали Кучма, Зурабов, Тальявини, Захарченко и Плотницкий.
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
Огонь не был прекращен ни тогда, ни в течение года, ни спустя год. На Донбассе по-прежнему идет война, которая меняет свою интенсивность - от вялолекущий вечерних обстрелов, до серьезных столкновений за отдельные населенные пункты. В течении 2015 года такими были - Спартак, Марьинка, Новая Ласпа, Старогнатовка, Широкино и т.д.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
Тяжелое вооружени калибром свыше 100-мм так и не было в полной мере отведено, что периодически проявляется в фактах применения артиллерии или мелькающих на линии фронта танков. Про отвод вооружений калибром ниже 100-мм и вовсе говорить неудобно, с учетом ежедневных минометных обстрелов на целом ряде участков линии фронта.
Единственное, что можно отметить в позитивном смысле, спустя год стороны практически не используют в обстрелах РСЗО.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
Как показала практика ОБСЕ не в состоянии контролировать перемещение тяжелой технике и артиллерии, ограничиваясь фиксацией того, что стороны считают уместным ОБСЕ показывать. При наличие спутников и БПЛА, за линией фронта стороны периодически двигают тяжелую технику и изыскивают различные способы игнорирования этого пункта, вроде пресловутого "колеса", когда артиллерия и РСЗО отводятся в тыл под камеры наблюдателей ОБСЕ, а потом делают крюк и возвращаются на запасные, или даже те же позиции у линии фронта. С обеих сторон существуют "пожарные команды" с высокой степенью готовности, для выдвижения к линии фронта из районов сосредоточения.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
Порядок местного самоуправления на Донбассе так и не был определен, так как на Украине не было соответствующим образом изменено законодательство и народные респубилки никак не влияли на модальность заявлений Киева о том, как именно на Донбассе должны пройти выборы (все предложения республик были отвергнуты или даже не рассмотрены). Закон с указанием территории был принят, но натолкнулся на казус Дебальцево, которое до 19 сентября 2014 года контролировалось ВСУ, но вскоре после подписания Минских соглашений было освобождено ВСН, ввиду чего Украина считает, что на Дебальцево распространяются украинские законы, в то время как в ДНР и ЛНР Дебальцево считают своим (этот вопрос важен в том числе при обсуждении вопроса о порядке выборов на Донбассе).
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Закон об амнистии так и не был принят и более того, представители Украины постоянно заявляли, что не пойдут на принятие такого закона.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
Обмена "всех на всех" так и не случилось, хотя периодически шли разовые обмены групп военнопленных, которые впрочем проводились и без Минских соглашений.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
С учетом продолжающейся блокады, гуманитарная помощь поступает скорее вопреки, а не благодаря международным механизмам. РФ как и ранее экономически поддерживает Донбасс, а "белые конвои", как ездили без особой оглядки на протесты Украины, так и продолжают ездить. Украина, ничего кроме видимости мониторинга этих грузов так ничего и не смогла добиться в плане контроля над поставками гуманитарных грузов на Донбасс. Ввиду этого отыгрываются за счет блокады и периодических остановок поставок гуманитарки от Ахметова.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
За прошедший год экономическая блокада Донбасса не только не была снята, но скорее наоборот - усилилась, причем существуют тенденции к дальнейшему перекрытию экономических связей между ЛДНР и Украиной. Банковская система Украины в ЛДНР так и не была восстановлена.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
Так как никого политического урегулирования не случилось, то никакой границы Украина естественно не получила.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
Данный пункт так же не был выполнен - часть наемников были легализованы в частях НГУ, МВД и ВСУ, а некоторые до сих пор продолжают находится на линии фронта без всякой легализации, вроде тех же чеченцев вооющих на стороне ВСУ. С нашей стороны добровольцы из РФ и те, кто поехал на Донбасс воевать за деньги, легализованы через структуры армейских корпусов. В обоих случаях ОБСЕ практически ничего не контролирует.
11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.
Конституционная реформа Украины сознательно саботируется Киевом, что делает бессмысленными любые разговоры о политическом урегулировании.
12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
Вопросы выборов в ДНР и ЛНР никто с ними не согласовывал, поэтому республики спустя год после подписания соглашений угрожают провести их самостоятельно без согласования с Украиной.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
В силу тупика по предшествующим политическим пунктам минских соглашений, из этого было реализовано только создание подгрупп, которые обсуждают все остальное, но не могут что-либо реализовать из подписанного на практике.
Итоги.
В целом, спустя год после подписания 2-й версии Минских Соглашений ни один из пунктов данных соглашений так и не был выполнен в полном объеме. Отдельные моменты "военных" пунктов пытались реализовать на практике, но в силу неустранимых противоречий по политическим пунктам, реализация минских соглашений в полном объеме оказалась обречена на неудачу.
При этом в течение года и Украина, и ЛДНР, и США, и Россия, и ЕС, и ООН, и ОБСЕ - все как один утверждали, что Минские соглашения являются единственным и безальтернативным путем к миру, который впрочем так и не был достигнут.
12 февраля 2015 г. был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (3) и принята (не подписана) Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года (4).
Сравнение документов, одобренных 5 и 19 сентября 2014 г. (Минск-1) и 12 февраля 2015 г. (Минск-2), приводится ниже.
Минск-1 и Минск-2: общее и различия
Снятые обязательства (обязательства, имевшиеся в Минске-1 и отсутствующие в Минске-2):
1. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 года (2,2).
2. Запрет на размещение тяжелого вооружения и военной техники в районе, ограниченном населенными пунктами Комсомольское, Кумачеве, Новоазовск, Саханка, при мониторинге ОБСЕ (2,5).
3. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений в границах зоны безопасности. Обязательство на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности (2,6).
4. Запрет с момента принятия данного Меморандума полетов боевой авиации и иностранных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), за исключением БПЛА, используемых мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км (2,7).
5. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ в составе групп наблюдателей Организации в течение суток с момента принятия данного Меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество и границы которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой (наблюдательного) миссии ОБСЕ (2,8).
Комментарий: За исключением последнего пункта снятые обязательства относятся к обязательствам преимущественно или исключительно со стороны де-факто властей на оккупированных территориях и России.
Новые обязательства (обязательства, отсутствовавшие в Минске-1 и появившиеся в Минске-2):
1. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании , до конца 2015 года. (См. примечание.) (3,11).
Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
2. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы (3,13).
3. ...лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал
Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года (4,3).
4. Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путём создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат (4,4).
5. Они также поддерживают трёхсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом
(4,6).
6. Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в «нормандском формате», который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел (4,8).