Баженов что построил. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты
В 1755 году Баженов поступил в Московский университет, в 1756 году перевелся в гимназию при Санкт-Петербургской Академии наук, был учеником Саввы Чевакинского, одновременно участвовал в его архитектурных работах.
В 1758-1760 годах учился в Санкт-Петербургской академии художеств у архитекторов Александра Кокоринова и Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота. По окончании курса получил пенсион (содержание) для продолжения обучения за границей.
В 1760-1762 годах обучался в Парижской Академии художеств у известного архитектора Шарля де Вайи.
Выполненный Баженовым в Париже проект Дома инвалидов был одобрен Королевской академией архитектуры . Петербургская Академия художеств, куда были отосланы чертежи, в 1762 году присвоила ему звание адъюнкта, помощника профессора.
Осенью 1762 года Баженов был переведен в Рим, где изучал памятники классической древности и эпохи Возрождения, осваивал строительную практику итальянских мастеров. Он был избран членом Академии Святого Луки, от которой получил диплом и привилегию "быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде"; принят в члены Академии рисунка во Флоренции и Климентинской в Болонье.
Не получая средств из Петербурга и сильно нуждаясь в деньгах, был вынужден в 1764 году вернуться в Париж и в течение более полугода распродавать личные вещи.
По возвращении в Петербург в 1765 году Баженов сдал экзамен и получил звание академика архитектуры, но профессором не стал, получив назначение на должность архитектора артиллерийского ведомства в чине капитана.
В этой должности архитектор построил в Петербурге здание арсенала на Литейной улице (ныне здание судебных учреждений).
Во время командировки в Москву Баженов был удостоен аудиенции императрицы Екатерины II , после чего ему поручили проект перестройки Московского Кремля и строительство дворца на его территории. Разработанный архитектором проект предусматривал реконструкцию всего кремлевского ансамбля и Красной площади. Главное здание дворца должно было огибать кремлевский холм со стороны Москвы-реки, для чего была разобрана часть кремлевской стены с башнями. Центром композиции должна была стать овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы. Мощный цоколь дворца и высокая колоннада должны были скрыть древние постройки Соборной площади. В 1773 году состоялась закладка дворца, а в 1775 году проект был остановлен. От грандиозного замысла сохранились чертежи и деревянная модель, которая представлена в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве.
Разрушенные стены Кремля были восстановлены, работы по реконструкции ансамбля переданы Матвею Казакову.
После оформленных Баженовым празднеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией на Ходынском поле в Москве (1774-1775; известны по рисункам Казакова) Екатерина II поручила зодчему создание новой подмосковной резиденции в Царицыне. В дворцово-парковый ансамбль, который строился в 1775-1785 годах, были органично включены холмистый ландшафт, пруды и здания, свободно расположенные на разных уровнях. Однако и этот ансамбль не был завершен — он не понравился императрице, которая велела сломать дворцы и основные сооружения.
Из 17 построек дворцового комплекса сохранились три небольших павильона , позднее названные Первым, Вторым и Третьим Кавалерскими корпусами.
Вероятной причиной гнева Екатерины II была близость Баженова к наследнику престола, будущему императору Павлу I, и к московским масонам. С масонством Баженов познакомился еще во время пребывания в Европе, в Москве сблизился с кругом Николая Новикова и стал членом ложи. Императрице стало известно о передаче наследнику масонских книг от Новикова через Баженова. Зодчий был отстранен от строительства и уволен с государственной службы.
Частично свои градостроительные идеи Баженову удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784-1786).
Среди других московских построек Баженова — дом Долгова на 1-й Мещанской улице (ныне — проспект Мира, 1770); колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на улице Большая Ордынка и дом Юшкова на Мясницкой улице (1780-е годы).
В 1782-1789 годах Баженов построил усадебную церковь в селе Быково под Москвой.
С 1792 года Баженов жил в Петербурге, участвовал в постройках Гатчины и Павловска, проектировал Михайловский замок (1792-1796).
В 1796 году, после вступления на престол Павла I, Баженов стал действительным статским советником, а в 1799 году — вице-президентом Академии художеств.
Из-за болезни Баженов не смог возглавить строительство Михайловского замка, который в 1797-1800 годах был возведен Виктором Бренной, сохранившем замысел Баженова, но внесшим в проект свои изменения, и Егором Соколовым.
Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. В московский период он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали архитекторы Матвей Казаков, Карл Бланк, Иван Еготов, Елизвой Назаров.
Под редакцией Баженова был издан русский перевод Витрувия.
13 августа (2 августа по старому стилю) 1799 года Василий Баженов скончался в Петербурге. Похоронен в своём имении в селе Старое Глазово Каширского уезда Тульской губернии (ныне Веневский район Тульской области).
Василий Баженов с 1768 года был женат на Аграфене Долговой. В семье архитектора родились четыре сына: Константин, ставший генерал-майором; Владимир — генерал-майор, архитектор, помощник отца во всех работах последних лет; Всеволод — полковник, командир Пионерской команды Адмиралтейской коллегии; Воин (1779-1784). У зодчего также были три дочери: Ольга (в замужестве Гетте), Вера и Надежда (в замужестве Маркова).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
В. И. Баженов - великий русский зодчий эпохи классицизма, зачинатель псевдоготики в русской архитектуре, теоретик этого вида искусства и педагог.
Обретение профессии
Родился он 1(12).03.1738 года в Москве. Будучи сыном бедного дьячка Ивана Федоровича Баженова, служившего в придворной кремлевской церкви, будущий великий архитектор, казалось бы, не имел особых шансов на блестящую карьеру. Но в детстве обнаружился у мальчика талант рисовальщика: Василий бродил по Москве и срисовывал разные здания. Его необычное увлечение, интуитивный вкус в выборе произведений зодчества для своих зарисовок, точность изображения заметил архитектор Д. В. Ухтомский, взяв его в ученики.
После школы Ухтомского Василий Баженов поступил в Академию художеств . В процессе учебы способности Баженова настолько укрепились и созрели, что его преподаватель С. И. Чевакинский пригласил молодого человека к себе в помощники, когда он строил Никольский морской собор. А в 1759 г. Баженов был удостоен чести быть первым пенсионером (стипендиатом) Академии художеств, которого направили учиться за границу. В Париже Баженов стал учеником профессора Шарля Давайи, занимался изготовлением деревянных моделей архитектурных частей и даже целых зданий, наиболее знаменитых в городе. Такова была, например, модель галереи Лувра.
В Риме юный архитектор учился гравированию и тоже моделировал знаменитые объекты, в частности - Собор Святого Петра. Получив звание профессора архитектуры от Римской и Флорентийской Академий и став членом Болонской Академии, Баженов возвратился в Россию с мировой известностью. Ему предрекали великое будущее.
Зрелое творчество
На родине Баженов стал участником академической программы на профессорскую степень, когда рассматривались проекты комплексов увеселительных сооружений для императрицы Екатерины. Но ожидания Баженова не оправдались. Он не получил ни звания, ни должности и уволился с академической службы. Работа для Баженова нашлась в Артиллерийском ведомстве князя Г. Г. Орлова , который взял его на должность главного архитектора, присвоив чин капитана. К этому периоду относится строительство дома Пашкова в Москве, авторство которого, предположительно, принадлежит Баженову. Кроме того, но это уже достоверно известно, Баженов проектировал и строил в Царицыне дворцовый комплекс.
Судьба этого комплекса трагична. Это был ансамбль сооружений с новаторским сплавом элементов барокко образца 17 века с западноевропейским готическим декором. Когда Екатерина приехала в первопрестольную и посетила строительство дворцового комплекса в Царицыне , она была возмущена тем, что императорский и великокняжеский дворцы были равными по размеру, и велела снести оба. Баженова она отстранила от этой работы. Зодчий пытался открыть «партикулярную» академию, набрать учеников, чтобы обучать молодежь архитектурному искусству. Но и в этой затее оказалось слишком много препятствий, чтобы осуществить задуманное.
Баженову приписываются еще несколько архитектурных объектов: некоторые постройки в Кремле, Старый Арсенал в Санкт-Петербурге, Владимирская церковь в пригороде Москвы (Быково), Каменноостровской дворец великого кн. Павла Петровича в Петербурге и другие. Документальных подтверждений не сохранилось, поэтому доказать или опровергнуть эти предположения не представляется возможным. Точно установлено, что авторство Баженова принадлежит большому мосту в Царицыно - это, кстати, один из немногих объектов, сохранившихся до наших дней. Известно также, что Баженов участвовал в разработке проекта Михайловского замка в Петербурге, но и здесь работали несколько мастеров, например, Франсуа Виолье, В. Ф. Бренна. Павлом Петровичем был принят и затем осуществлен проект В. Ф. Бренны.
Последние годы
Отвергнутый Екатериной , лишенный служебной карьеры и заработков, Баженов стал принимать частные заказы. Немилость императрицы современники объясняли сложным самолюбивым характером зодчего, а также его связью с масонами, к которым имел отношение и наследник Павел. Екатерина усматривала в создавшейся ситуации некие политические цели, и первым, на кого обрушился ее гнев, оказался Баженов. Поэтому он и был отстранен от службы.
С 1796 г., когда Павел Первый вступил на престол, Баженов вместе с другими гонимыми Екатериной, был вновь приближен ко двору. Как вице-президент Академии художеств он должен был собрать чертежи наиболее значительных зданий в России, по которым можно было бы проследить и изучить развитие отечественной архитектуры. Кроме того, он должен был исследовать вопрос перспективы развития талантов молодых русских художников, которые уже приняты или будут приняты в Академию художеств. Баженов с воодушевлением принялся за порученное дело и многое бы сделал, если бы внезапная смерть не оборвала радужные планы.
Умер архитектор 2(13).08.1799 года в Санкт-Петербурге. Баженова похоронили в Петербурге, но в 1800 г. его останки перевезли на родину, в с. Глазово (Тульская обл.).
12 марта исполняется 280 лет со дня рождения выдающегося русского зодчего Василия Ивановича Баженова. География его архитектурных произведений охватывает как минимум Москву и Петербург, а по неподтвержденным данным – и некоторые российские провинции. К сожалению, сейчас трудно с полной уверенностью сказать, автором каких строений точно является Баженов – ряд его проектов не пощадило время, некоторым из них так и не удалось воплотиться в жизнь, а те, к которым история оказалась благосклонна, можно сосчитать по пальцам.
Ко дню рождения архитектора мы составили карту памятных московских строений, с которыми так или иначе связано имя Василия Ивановича.
Усадьба Царицыно
– улица Дольская, 1
Любимое место прогулок москвичей – усадьба Царицыно – должно было стать любимым местом императрицы Екатерины II, которая поручила Василию Баженову построить на этом месте свою подмосковную резиденцию. Однако время и история распорядились так, что свидетелями окончания постройки царской усадьбы смогли стать и мы с вами.
Строительные работы начались довольно быстро. И так же быстро императрица охладела к новому проекту. Стройка уже подходила к концу, когда Екатерина приказала Баженову разобрать все строения. Внезапно царица оказалась ими недовольна, несмотря на то, что все чертежи были с нею согласованы и ею же утверждены. По приказу императрицы Василия Ивановича отстранили от стройки. Делами усадьбы далее занимался ученик мастера – Матвей Казаков, который старался сохранить баженовскую стилистику. Однако дворец так и не удалось достроить.
После смерти Екатерины и прихода к власти Павла I новоиспеченный император приказал остановить работу над проектом. Недостроенная усадьба быстро пришла в запустение. Долгое время руины дворцового ансамбля не привлекали внимания. И лишь в советские годы на месте недостроенной царской резиденции начались исследования и реставрационные работы, которые по ряду причин велись с долгими перерывами.
В итоге реставрация усадьбы Царицыно была окончательно завершена только 10 лет назад. Так царский проект, который не имел возможности осуществиться сразу, заиграл новыми красками в новом времени.
Дом Пашкова
– улица Воздвиженка, 3/5С1
Фото Владимира Ештокина
Необыкновенной красоты особняк расположился в самом центре Москвы – на Ваганьковском холме. Москвичам старшего поколения это строение также знакомо как бывшее здание Ленинской библиотеки. А любители творчества Булгакова помнят, что именно с крыши дома Пашкова Воланд и Азазелло прощались со столицей.
Своё название дом получил в честь Петра Егоровича Пашкова – отставного офицера и первого владельца. По его заказу во второй половине XVIII века и построили особняк. На тот момент это было первое не церковное здание, окна которого выходили на Кремль.
Большинство историков полагает, что Дом Пашкова построен по проекту Баженова. Об этом свидетельствует характерный для архитектора стиль. Но, к сожалению, никаких документов, которые подтверждали бы авторство Василия Ивановича, не сохранилось.
Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке
– улица Маросейка, 17
Величественный храм в стиле классицизма был возведен в конце XVII века на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви. После чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима от иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», название этого образа прочно закрепилось за храмом.
В конце XVIII века своим архитектурным творчеством здесь отметился и Василий Баженов. По его проекту к ансамблю храма были пристроены трапезная и колокольня. Интересно, что тот тип трапезной, который предложил и впервые применил Василий Иванович, впоследствии получил широкое распространение в архитектуре столицы.
Усадьба графа Гендрикова
– улица Садово-Спасская, 1
Фото Владимира Ештокина
На вид ничем не примечательное здание, которое сегодня используется в качестве офисов для разного рода компаний и предприятий, как оказалось, имеет благородное «происхождение» и тесно связано с военной историей столицы.
В середине XVIII века по заказу графа Гендрикова, бывшего в родственных связях с императрицей Екатериной II, на обширном участке земли возводится трехэтажный особняк. Автором проекта стал Василий Баженов.
Позже в этом доме расположилась типография известного просветителя Н. Новикова, но после его ареста только что взошедший на престол Павел I повелел перестроить усадьбу под артиллерийские казармы, более известные как Спасские.
В советских путеводителях здание казарм упоминалось, прежде всего, как место заключения поэта Александра Полежаева, который был отправлен сюда по личному приказу императора Николая I.
Дом Л. И. Долгова
– Проспект Мира, 16 с 1
Дом Долгова на Проспекте Мира – классический образчик жилой архитектуры XVIII – XIX веков. Владелец усадьбы – титулованный советник Лука Долгов приходился Василию Баженову зятем. После смерти Луки Ивановича владение домом перешло к его супруге – Сусанне Филипповне.
Во время пожара 1812 года особняк сильно пострадал и был восстановлен уже новым хозяином – купцом Шестовым. Как результат, здание сильно видоизменилось, утратив верхний этаж и ряд архитектурных элементов.
После революции дом Долгова долгое время использовался как жилое помещение. А с 1973 года здесь располагается один из московских ЗАГСов.
На заставке: фрагмент фото Владимира Ештокина.
В асилий Баженов считается одним из основоположников русского классицизма. Он изучал архитектуру в Париже и Риме, ему предлагал работу Людовик XV, а в Италии архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки - крупном объединении художников. Однако на родине проекты Баженова постоянно отклоняли, а его работу передавали другим мастерам. Его прозвали «бумажным архитектором», потому что большинство его проектов так и остались невыполненными.
«Академия художеств мною первым началась»
Василий Баженов родился в семье церковного дьякона 12 марта 1737 года (по другим данным - 1738-го). У мальчика уже в раннем детстве обнаружились художественные способности: он детально зарисовывал здания на улицах старой Москвы.
«...Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником... Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ».
В 16 лет Баженов попал на строительство дворца Анненгоф, который восстанавливали после пожара. Там он присоединился к артели живописцев. Талантливый юноша быстро заслужил доверие, и ему поручили «по печам мрамор метать» - расписывать печи под мрамор. Реставрацией руководил архитектор Дмитрий Ухтомский , он обратил внимание на увлеченность молодого мастера и принял его в свою архитектурную школу - первую в России. В 1754 году Ухтомского назначили главным архитектором только что открывшегося Московского университета. По его рекомендации уже в апреле 1755 года Баженов был зачислен в гимназию при университете. Здесь в специальном художественном классе молодых людей готовили для будущей Академии художеств .
Баженов в гимназии оказался в числе девяти самых успешных учеников, и его заметил известный меценат Иван Шувалов . По его инициативе юного архитектора перевели в Санкт-Петербургскую гимназию, а через год зачислили в только открывшуюся Академию художеств, президентом которой как раз стал Шувалов.
«Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась».
Василий Баженов, фрагмент из автобиографии
В 23 года Василию Баженову пожаловали дворянский титул - он был признан одним из лучших студентов. Получив в Академии 100 рублей, молодой архитектор отправился в Париж перенимать опыт «западных коллег». Уже через полтора года он блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры. Два года Василий Баженов работал с профессором Шарлем де Девальи, который обучал молодого архитектора создавать здания в новомодном стиле классицизм. Одной из работ Баженова стала модель Луврской галереи. Правда, не все было гладко: в воспоминаниях Баженов жаловался на недобросовестных сокурсников.
«Во Франции учился в теории, примечал и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большою охотою, а мои товарищи, молодые французы, у меня крадывали мои прожекты и с жадностью их копировали».
Василий Баженов, фрагмент из автобиографии
После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки и право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». В 1764 году Баженов вернулся в Париж. Он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV - а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но Василий Баженов Его Величеству отказал и вскоре вернулся в Россию: слишком много было у него планов и проектов.
Большой кремлевский проект
Неизвестный художник. Портрет Василия Баженова.
Иван Некрасов. Портрет Василия Баженова в кругу семьи. 1770-е. Музей архитектуры имени Щусева
Памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову в музее-заповеднике Царицыно. Фотография: progulkipomoskve.ru
За время его отсутствия на родине многое изменилось: прежде всего, власть. Череда дворцовых переворотов подошла к концу, и на престол взошла Екатерина II . Просвещенный монарх, казалось бы, должен был благоволить молодому талантливому архитектору. Но в жизни Баженова началась полоса неудач.
Регламенты Академии художеств изменились - она теперь существовала по новым законам. Баженов рассчитывал на профессорскую кафедру, однако в 1765 году Баженову присвоили вместо профессорского звание академика архитектуры. Архитектор ушел из Академии художеств. В это же время он разработал проект , но строительство здания начато не было.
В 1767 году Василий Баженов приехал в Москву и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля , Красной площади и возведение нового дворца. Баженова не зря называли основоположником русского классицизма : его проект сочетал в себе черты классической римской и греческой архитектуры. По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы.
Спустя год начались первые работы. Главным архитектором был Василий Баженов, а его заместителем - Матвей Казаков . Баженов создал макет будущего дворца размером почти в человеческий рост. Для его хранения построили отдельное здание, там же поселился и архитектор. А императрица издала указ, согласно которому посмотреть на модель могли все желающие, кроме «подлого народу» - простолюдинов.
В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль. 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам.
«К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».
Василий Баженов, текст для закладной доски Большого Кремлевского дворца.
Вот только Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. Василий Баженов оказался в весьма затруднительном положении: он уже заключил договоры с подрядчиками, поставщиками материалов и рабочими, а деньги от двора поступать перестали. В результате от грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева .
Итоги для Баженова были неутешительными: его очередное детище осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах - и это притом что в семье к тому времени было уже четверо детей. Несколько зданий на территории Кремля все-таки успели возвести, кроме того, начали разбирать крепостную стену. Екатерина приказала вернуть все в первоначальный вид и поручила работы по реконструкции Матвею Казакову.
«Во все оное время гоним судьбою в теперешнем чине. А более всего стеснило дух мой пятнадцатитысячное число рублей долгу, который я нажил не мотовством, а усердием моим Отечеству, набирая беднейших. И для их обучения выписывал книги, покупал редкие картины и все, что касается до художества, в уповании, что начатое великое здание в Кремле будет продолжаться. А я только остался без здоровья с повреждением зрения».
Василий Баженов, фрагмент из автобиографии
Однако в 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II: построить для императрицы подмосковную резиденцию в Царицыно. На возведение этого здания Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания в стиле «нежной готики» сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории. Летом 1785 года на строительство приехала заказчица.
Михайловский замок. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Музей-заповедник «Царицыно». Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Вид на Кремлевский дворец. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Собравшиеся гости ждали триумфа архитектора - ведь Екатерина лично утверждала и одобряла все эскизы и планы. Но императрица приехала в плохом настроении, походила по дворцу и быстро уехала. Весь свет только и говорил о возможных причинах такого недовольства. Сама Екатерина то рассказывала, что по дороге на нее якобы напали разбойники, то сетовала, что ей не понравился дворец с темными и тесными помещениями. Здание она приказала перестроить. Отчаявшийся архитектор принялся за работу, но и следующий вариант архитектурного ансамбля Екатерина не оценила - и снова велела все постройки разобрать. В 1792 году Баженова отстранили от должности, правда, в том же году приняли обратно уже по другой коллегии и перевели в Петербург.
Одновременно с перестройкой дворца в Царицыно в 1784 году Баженов начал строительство дворца для Петра Пашкова - знаменитого Дома Пашкова в Москве. Точно неизвестно, действительно ли это был проект «бумажного архитектора», потому что чертежей за подписью Баженова не сохранилось. Зато сохранилась легенда о том, как обиженный на императрицу зодчий нарочно развернул дворец фасадом от Кремля.
Самая распространенная версия, объясняющая странное отношение императрицы к архитектору - его связь с масонством. В это время по приказу Екатерины проходили повсеместные обыски и аресты масонов. Вернувшись из Европы в Москву, Баженов якобы стал членом ложи «Латона», которую возглавлял Николай Новиков. От Новикова Баженов будто бы передавал масонскую литературу наследнику престола - будущему императору Павлу I . Когда об этом стало известно Екатерине, архитектора уволили с государственной службы. Однако ареста ему удалось избежать: книги, которые искали у него дома, обнаружены не были.
В 1796 году Екатерина II умерла, и императором стал Павел I. Новый этап начался и в жизни страны, и в жизни Василия Баженова: к нему молодой император был весьма лоялен. Архитектору присвоили чин действительного статского советника, пожаловали имение Старое Глазово в Тульской губернии. Архитектор вновь перебрался в Петербург, где начал разрабатывать проект Михайловского замка . Возглавить строительство ему, правда, не удалось из-за болезни. Возвел дворец Виктор Бренна: он внес в проект ряд изменений, но замысел Баженова воплотил почти в полной мере.
В 1799 году Василий Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Вступив в должность, он понял, насколько изменилась Академия, которая «им первым началась»:
Баженов начал масштабную «модернизацию» Академии художеств. Параллельно он задумал издать альбом русского зодчества - фактически энциклопедию русской архитектуры, первую в Российской империи. На осуществление плана Баженову не хватило времени: 13 августа 1799 года архитектор скончался в возрасте 62 лет.
Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в ансамбле Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписываются архитектору, до сих пор остается под вопросом. Это и Дом Пашкова , и Каменноостровский дворец императора Павла, несколько зданий в Гатчине, Спасские казармы. Среди так и не осуществленных проектов архитектора были здание Смольного института благородных девиц, Большой Кремлевский дворец , Инвалидный дом в Санкт-Петербурге, мастерские Адмиралтейства и Галерная гавань на
Член Российской академии с 1784 года.
Биография
Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711-после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу.
Из школы Ухтомского Баженов - по ходатайству И. И. Шувалова - перешёл в Академию художеств; там его свои способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора.
В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).
Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель собора Св. Петра, учился гравированию.
Вслед за Ж. -Ж. Суффло, К. -Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиция, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.
По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина).
Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.
Photoglob AG, Zürich , Public Domain
В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыне.
В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка. «Форум великой империи» на Боровицком холме проектировался как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов , что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни. уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но по воле императрицы сооружение было отложено и потом оставлено совсем; снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена .
Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0
Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII в. и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 г., работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 г. приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.
В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».
Неизвестно , GNU 1.2
До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX в. его занимал Окружной суд, сожжён в 1917 г., разобран в конце 1920-х годов); но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле.
Баженов же в конце 1766 г. поступил в Артиллерию, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.
Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0
Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.
Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем - в 1790-х гг. - к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.
После своего вступлении на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.
Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область).