Урок презентация действительные и страдательные причастия. Презентация по русскому языку на тему "действительные и страдательные причастия"
Открытый урок
русского языка в 7 классе
«Действительные и страдательные причастия»
Урок подготовила:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия имени Н.В.Пушкова»
г. Троицка
Мазурова Елена Анатольевна
Г. Троицк.
Цели и задачи:
Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.
Научить различать действительные и страдательные причастия.
Развивать пунктуационные навыки.
Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия.
( Слайд № 2 )
Тип урока : систематизация и обобщение изученного
Вид урока: иллюстративно-объяснительный.
Технология : на диалоговой основе.
Оборудование : таблица «Суффиксы причастий», раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент
Словарный диктант.
Завернутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство.
Повторение (Слайд № 3)
действительные причастия |
страдательные причастия |
|||||
обозначают признак того предмета, который сам производит действие |
обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета |
|||||
Настоящее время |
от каких глаголов образовано |
спряжение |
суффиксы |
от каких глаголов образовано |
спряжение |
суффиксы |
нес ут |
чита ют |
читаемый |
||||
работа ют |
работающий |
вед ут |
||||
дыш ат |
гон ят |
|||||
крас ят |
красящий |
Прошедшее время |
строи ть |
строивший |
прочита ть |
прочитанный |
||
Нес ти |
покину ть |
покинутый |
||||
принес ти |
принесенный |
Анализ предложений.
Море, омывающее скалы, бурлило и пенилось.
Покинутая всеми лодка качалась на разъяренных волнах.
Укажите действительные и страдательные причастия. Графически выделите суффиксы причастий и причастные обороты.
Закрепление (Слайд № 4)
1. Распределите словосочетания в соответствующую колонку, обозначьте суффиксы, укажите время причастий.
Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; нахлынувшая волна; терпящие бедствие матросы; увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода; разрушенный корабль; в бушующем море.
Проверка (слайд № 5)
2. Творческая работа (Слайд № 6/1)
1) Рассмотрите картину. Как она называется? Кто автор картины?
(«Девятый вал», И.К. Айвазовский)
Это одна из самых знаменитых картин всемирно известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.
Художник изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение.
Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая их них- девятый вал, готова обрушиться на людей, спасающихся на обломках мачты.
2) (Слайд № 6/2)
Составьте связный текст со словосочетаниями из таблицы на тему «Шторм» (по картине И.К. Айвазовского «Девятый вал»), используя действительные и страдательные причастия, причастные обороты. Обозначьте графически причастные обороты и суффиксы причастий.
Составить кроссворд со словом причастие.
Причастие обозначает признак предмета по действию. Этот предмет может сам производить действие, обозначенное причастием:
ученик, пишущий диктант
сам пишет
действительное
причастие
Предмет может испытывать действие со стороны другого предмета:
пирог, испечённый кондитерами
кем-то
страдательное причастие
Подумаем вместе
1.Девочка, одевающая куклу.
2.Кукла, одеваемая девочкой.
выброшенный мусор
кем-то
страдательное причастие
Рабочий, который сам построил дом.
Рабочий, построивший дом.
Дом, построенный рабочими.
Дом, который КЕМ-ТО строился.
Солнце, освещающее поляну
Солнце, которое само освещает поляну
Поляна, освещаемая солнцем.
НЕ САМА себя освещает
сам? – Д.
кем-то? – С.
Мальчик, рассказывающий стихотворение.
Исписанная тетрадка.
Смеющиеся дети.
Брошенный на пол самолётик.
Тетрадь, порванная детьми.
Лист, брошенный на пол.
Девочка, сидящая за партой
Самостоятельная работа.
Повешенный на плечики костюм
Вещи, разбросанные на столе.
Кот, сидящий за книгами.
Упавшие книги.
кем-то?
Действительные причастия
Страдательные причастия
обозначают признак
предмета, который
сам производит
действие.
обозначают признак
предмета, который
испытывает на себе
действие другого
предмета.
Н а п р и м е р:
Н а п р и м е р:
опавшие листья
мяукающий котёнок
бушующее море
скошенная рожь
разбитая ваза
изучаемый предмет
Определи вид причастия
- засеянное крестьянами поле
- освещаемое лампой помещение
- задержанный нарушитель
- выращенный урожай
- разлитое молоко
- видавший виды «Москвич»
- задремавшая птица
- зацветающая рожь
- опавшие листья
Примечание: этот способ является формальным.
См.: строящийся дом
ВНИМАНИЕ!!!
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют краткую и полную форму.
Услышанный – услышан, услышана, услышано, услышаны.
Сколько букв в окончании?
полное прич.
Книга, прочитанная всеми учениками, стоит в шкафу.
краткое прич.
Эта книга прочитана всеми учениками.
Задание:
- Подчеркните грамматические основы.
- Задайте вопрос к причастиям.
- Определите, полные или краткие в них причастия?
Тест
1. Действительное причастие: читаемый, принятый, видевший.
2. Страдательное причастие: думающий, слышимый, варивший .
3. Причастие прошедшего времени: привыкающий, высказавший, поднимаемый.
4. Причастие, образованное от переходного глагола: указанный, прыгавший, умолявший.
5. Причастие настоящего времени : забывший, покрытый, бредущий.
6. Причастие, образованное от глагола
I спряжения : стелющий, просящий, уносящий .
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
9 октября 1760 года русские войска в ходе Семилетней войны в первый раз взяли Берлин. Г раф Шувалов, словно предвидевший1945-й год, тогда изрек: «Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно».
О ф и це ́ р - (от нем.) представитель командного состава в армии или другой силовой структуре А в т о б ио гра ́ фия - (от др.греч.) жизнеописание человека, составленное им самим
(от лат.) - отдел учреждения, где производится регистрация кого-нибудь, чего-нибудь Р е гистратура
(от лат.) - командир морского или воздушного судна М а тро ́ с К а п и та ́ н (от франц.) - моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой член экипажа судна
(от франц.) – наёмный воспитатель детей в семье, нередко - и учитель детей дошкольного возраста Гув е рнантка Гув е рнёр
Причастие Время Вид Возвратность Число Род Падеж Полная и краткая форма Разряд
Действительные и страдательные причастия
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Сравните: рабочие, построившие дом – дом, построенный рабочими. артист, прочитавший рассказ – рассказ, прочитанный артистом. ученик, изучающий параграф – параграф, изучаемый учеником.
Настоя-щее - ущ - (- ющ -) - ащ - (- ящ -) -ем- (- ом -) -им- Прошед-шее - вш -, - ш - - енн - (- ённ -) - нн -, -т-
Действительные Страдательные Настоя-щее - ущ - (- ющ -) - ащ - (- ящ -) -ем- (- ом -) -им- Прошед-шее - вш -, - ш - - енн - (- ённ -) - нн -, -т-
Ключ к тесту. В1 1. г 2.в 3.а,г 4.а,б 5.в В2 1. а,г 2.а,б 3.г 4.в 5.а
Берёзы, окружаемые площадку, создавали густую тень. Солнце освещало опадаемые листья. Показавшиеся мной результаты позволили занять третье место на соревнованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....