Учитель в афинской школе. В афинских школах и гимназиях
Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.
Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V-IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.
События
Школы
- В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
- Школы были платными.
- Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
- Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
- В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
- В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.
Палестры
Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.
Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.
Обучение взрослых
Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.
Академия - школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.
Лицей - школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.
Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.
Участники
Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.
Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.
Заключение
Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.
Параллели
Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.
Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.
Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.
Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты, когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом (рис. 1), или отец жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.
Рис. 1. Раб-педагог ()
С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, - это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.
И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки-стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.
В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ученику глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учили писать на восковых табличках заостренной металлической или костяной палочкой - стилем. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни «Илиады» и «Одиссеи». Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты воевали со сменившими их богами-олимпийцами. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.
В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно.
С 12-13 лет мальчики начинали посещать также палестры (от греч. Пале - борьба). Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру - гимнастическую школу (рис. 2). Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку кифар и лир. Пляски соединялись с пением: юношам, может быть, придется выступить в хоре во время театральных представлений, они должны уметь и петь, и плясать одновременно...
Рис. 2. Палестра ()
Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы - гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства, богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон (рис. 3), а Ликей - благодаря школе, созданной там философом Аристотелем (рис. 4), одним из самых прославленных ученых древности. Знаменитые ученые выступали перед слушателями, излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Рис. 3. Платон
Рис. 4. Аристотель
Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.
Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем и сами становились видными учеными, как, например, ученики знаменитого Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Countries.ru ()
- Newacropol.ru ()
- Wisdoms.ru ()
Домашнее задание
- На какие этапы можно разделить образование мальчиков в древних Афинах?
- Какие знания получали афиняне в школах?
- Какие предметы изучались в палестре?
- Где после окончания школы могли продолжить образование представители знати?
Образование в Древних Афинах со времен реформ Солона основывалось на демократических принципах и общественном воспитании юношей.
Система образования
Государственный порядок, в основе которого лежало участие всех
граждан в общественной жизни, сам по себе уже был народной школой
, в которой воспитывались лучшие сыны города.
Вдобавок к этому на родителях лежала обязанность заниматься
всесторонним образованием юношей
, и пренебрежение родителями
выполнения этой обязанности влекло за собой строгое наказание со
стороны ареопага и ложилось темным пятном на репутацию человека в глазах общественности.
Все образовательная система в Афинах и во всей была направлена на то, чтобы молодежь накопляла как можно больше новых научных сведений, а также постоянно развивала свои физические природные данные. Молодые люди должны были, учиться ставить перед собой высокие цели, как в интеллектуальном, так и в физическом смысле, а главное, они должны были учиться достигать поставленные ими цели.
Афинские школы
В афинских школах
было три предмета: грамматика, музыка и
гимнастика, причем первые два предмета представляли собой единое целое. Когда мальчик выучивался читать и писать, то первым его чтением были произведения поэтов; он учился устному произнесению их и, усваивая слова, в то же время учился усваивать и смысл этих лов. Чтение стихов в дальнейшем приводило к игре на музыкальных инструментах и к близкому ознакомлению с различными музыкальными ладами и основами музыкальных гармоний. После войн с персами в систему образования Древних Афин было включено искусство игры на флейте.
Умственное развитие юношества предпочтительнее предоставлялась родителям, общественные гимназии и школы в Афинах заботились больше о физическом развитии юношей, так как с точки зрения общего блага важнее и полезнее всего была такая система воспитания, которая обеспечивала государство здоровое потомство, давая ему сильных и храбрых воинов.
То чему юноша научился в палестре
, должно было пригодится в
дальнейшей военной службе; здравые суждения и разумность речи
высказывались во время гражданских собраний; песни заученные в
школе, раздавались потом на всеобщих пирах.
По всем Афинам, в тенистых аллеях, часто более старшие поколения
вели поучительные беседы с молодежью, в которых воспитывалось
чувство дружбы, нравственное значение которой ни один народ не
осознавал так глубоко, как народ древней Греции.
Тому же содействовали и общегражданские празднества
в Афинах,
укреплявшие и двигавшие вперед общее развитие на демократических основах. В праздников было больше, чем в каком-либо другом греческом полисе. Расходы на общественные праздники поглощали значительную часть государственного бюджета. Победителям на конных или гимнастических состязаний выдавались сотнями амфоры со священным маслом, а также золотые и серебряные венки. В военных состязаниях призами были быки.
Такая система образования способствовала поддержанию традиций и сохранению старых обычаев в афинском обществе. Героический эпос служил важной составляющей образования в Древних Афинах
. С чувством глубокого уважения в афинском обществе поддерживались священные оливковые деревья, которые стояли вокруг аттических
полей, видя в них памятники героической эпохи. Бойцам марафонского сражения казалось, что они видят Тесея, выходящего из недр подземного мира для совместной битвы с персами. При Саламине оказали свое щедрое содействие элевсинские божества и Эакиды.
Афины на карте
Цели урока:
1.Выяснить и описать виды древнегреческих афинских школ. Разобрать древнегреческие науки. Охарактеризовать научную деятельность древнегреческих учёных. Расширить представления учащихся о жизни в Афинах. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.
2.Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой. Формировать умения проектной деятельности, выступать с сообщениями и докладами перед классной аудиторией.
3.Воспитывать любовь к наукам, уважение к учёным и образованным людям.
Костюмы: Учащиеся и учитель «одеваются» на греческий манер, используя для этого белые простыни и лавровые венки, сделанные из бумаги.
На уроке присутствуют «архонты», которые будут подводить итоги (можно пригласить работников школы, родителей, которые тоже будут одеты на греческий манер)
Выставка книг: школьная энциклопедия « Руссика». История Древнего мира.- М.: ОЛМА- ПРЕСС. Образование,2003. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
Оборудование урока:
1. Портреты древнегреческих учёных Аристотеля, Демокрита, Геродота, Гиппократа.
2.Рабочие тетради на печатной основе по истории древнего мира.
3. Иллюстрации древнегреческих школ, палестр, гимнасий, мультимедийный проектор.
5. Масло оливковое, полотенце, для борьбы рук.
План урока
1. Состав учащихся древнегреческой школы.
2. Рабы-педагоги.
3. Занятия в школе, изучаемые предметы.
4. Посещение палестры.
5. В афинских гимнасиях.
Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасий.
Важнейшие персоналии: Геродот, Гиппократ, Аристотель,.
Форма урока: урок- путешествие
Проблемное задание -Сходства и различия обучение в афинской школе и в современной?
Эпиграф урока :
Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.
Платон древнегреческий философ.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
- Организационный момент
- Добрый день, ребята, добрый день всем присутствующим.
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 3 мин
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Примечание : Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Все люди, наверное, любят путешествовать. И мы сегодня побываем в полюбившейся вам и мне Древней Греции. Мы посетим афинскую школу, палестру и побываем на уроках, послушаем умные речи ученых в Гимнасиях и и побываем в палестре.
Мне очень приятно, что мы сегодня все так необычны в греческих хитонах, так называется у греков накидка. На нашем уроке присутствуют архонты, которые будут наблюдать за происходящем на уроке и записывать вам баллы, по итогам которых вы получите баллы, переведенную в оценку, я надеюсь на плодотворную работу и взаимопонимание на сегодняшнем уроке.
В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. . Начнем мы с вами с « Историческая разминка».
Актуализация знаний:
И так, мы начинаем!
На первый тур, вот шутка
Дана одна минутка
Поспеши-ка, не зевай
Правильный ответ давай.
(Задание требует от учеников краткого ответа)
Как древние греки называли свою Родину? (Эллада)
Кто прятался на острове Крит в царском дворце. (Минотавр)
Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)
Объясните полис – это…? (Город-государство)
Как назывался греческий военный корабль? (Триера)
Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг)
Сколько длина Марафонского бега? Почему? (42 км, ровно столько, сколько от Афин до Марафона.)
Объясните илоты – это…? (Рабы в Спарте.)
Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? (Фаланга)
Объясните демократия – это…? (Власть народа)
Как называлось главная площадь Афин? (Агора)
Назовите главный порт Афин? (Пирей)
Объясните колония-это?.. (Греческое поселение)
Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон)
Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? (Мильтиад)
Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)
Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик)
Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? (Леонид)
Итак, мы переходим к изучению новой темы:
Проблемное задание -Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной?
III. Изучение новой темы.
Чтоб ребята не скучали.
Знанья в классе получали.
Путешествие совершим.
Всех рассказом удивим.
На экране мультимедийного проекта изображение древнегреческой школы. Вопрос к классу:
-« Что, вы видите на картине?»
Правильно, это образовательное учреждение города Афин. В греческих школах учеников учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки считали также, что образованный человек тот, кто умеет петь и танцевать.
Вопрос к классу:
Чем афинское воспитание отличалось от спартанского?
Предполагаемый ответ: Спартанцы, больше воспитывали в детях физическую силу, а не заботились об интеллектуальном развитии.
Задание классу. Работа в парах 3 мин:
Прочитайте пункт 1 параграфа 38 и ответьте на вопросы.
1 пара: -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?
2 пара:- Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?
Предполагаемый ответ: Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.
3 пара -Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?»
(Педагоги -рабы -это военнопленные из других стран.)
4 пара: - Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул:
«Вот ещё одним педагогом стало больше!» - Что, он имел в виду?
(Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.)
Работа с иллюстрациями: Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране статуэтку педагога.
(
5 пара :- В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Греки в 8 веке до.н. э. изобрели алфавит. Они позаимствовали алфавит у финикийцев, но он им не понравился. Вопрос: – Почему? (У финикийцев в алфавите не было гласных букв, поэтому это вызывало определённые трудности.)
Всем остальным учащимся Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране или в учебнике стр 173 статуэтку педагога.
( дети должны обратить внимание на одежду и фигуру педагога).
Учитель: - Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. В алфавите у греков было 24 буквы, ими греки передавали все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие своё письмо, использовали греческий алфавит.
В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.
Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.
Ответы учащихся- 3 мин.
Заглянем в одну из греческих школ:
II. Урок греческого языка. Сценка:
Действующие лица: учитель, ученики, раздраженная мать. Наглядность: дощечки, стиль..
Учитель : «Начинаем урок греческого языка Взяли в руки ручки- стили и записываем под мою диктовку: «Невежда - самое дикое из существ на земле».
О ком это ребята идет речь в предложении?
(Стук в двери, в класс вбегает раздраженная мать с о своим учеником)
Мать жалуется;: «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если и возьмет в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нем подспорье на черный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберется на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»
Учитель . Ребята, почему мама ученика так взволнована? (ответы уч-ся) «Вот и выяснили, кто такой невежда». Вопрос к классу. – Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этого сообщения?
Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе.)
Вот мы и узнали чему учились греки в школе.
В Греции нередко можно было услышать слово «Палестра» давайте послушаем сообщение,что такое палестра и чем она известна
Сообщение ученика.
« Палестра находилась в небольшом дворике, окружённом колоннами. С 12 лет мальчики начинали посещать эту школу. В палестре занимались гимнастикой, бегом, прыжками, метанием копья и диска, борьбой.
Рукопашная борьба называлась - «панкратий». В ней разрешено использовать приёмы кулачного боя, можно сбивать противника с ног, лягать, душить. Однако нельзя калечить, кусаться и бить по глазам. Мальчики тренируются в борьбе. Перед игрой они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Выигрывает тот, кто ловок и силен. Если один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, его и признают побежденным. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушителя правила состязания. После урока они бегут смывать с тела прилипшие грязь и пот.
Учитель: Палестра –это спортивная школа.
А сейчас давайте мы проверил силу и ловкость наших мальчиков. (Вызываются 2 желающих мальчика, натирают руки оливковым маслом и соревнуются, кто победит)
Учитель: «А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три) Ребята надо узнать, что такое гимнасии? Послушаем сообщение
Сообщение учащегося: « Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В Гимнасиях перед слушателями выступали известные ученые, философы, поэты. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. Часто ученые спорили, но каждый оставался при своем мнении».
Учитель: Записываем: Гимнасии- это школы для взрослых.. А сегодня вы слышали подобное слово?
Сценка: Ребята, перед вами Аристотель и Антифонт, послушаем их..
Аристотель: «Одни орудия являются одушевленными, другие - неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободньтми, другие рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».
Антифонт: «Я не согласен с тобой, Аристотель. По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
Аристотель: « Я уважаю твою точку зрения. Антифонт, но остаюсь при своем мнении».
Учитель : Как вы думаете чему обучали в гимнасиях? (работа с учебником стр 176)
Предполагаемый ответ: Обучали красноречию- умение отстаивать свое мнение при выступлениях.
Учитель : - В Афинах существовала третья ступень образования. Послушайте сообщение об этом.
Сообщение ученика.
« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиям».
Учитель: - В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.
(Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древне - греческих учёных).
Выступление детей. Демокрит: «Здравствуйте ребята, я Демокрит греческий учёный и философ, родился в 460 г. до. н. э. в небольшом приморском городе Абдер, который находится во Фракии. За заслуги перед своим городом получил название « Патриот». Мой девиз: « Ничто не возникает из ничего, и ничего не переходит в ничто ». Я первым высказал мысль что, материя состоит из мельчайших неделимых частиц атомов. Атомы принимают различные формы. Душа человека, состоит из круглых атомов, когда человек умирает, атомы рассеиваются. Религия, по- моему мнению, возникла из- за беспомощности людей перед грозными явлениями природы. Боги это воплощение человеческих чувств и природы, например, Зевс- это солнце, Афина – разум. У меня много математических работ, я рассчитал объём конуса и пирамиды. Мои философские и естественнонаучные воззрения оказали большое влияние на философов последующих времён».
Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. К моему имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Мой отец был придворный врач при македонском царе. С 367 г до. н.э. я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.
Все накопленные знания, я разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника - изучает растения, физика - природу, политика – государство. Сохранилось много афоризмов, которые принадлежат мне. « Дружба – это одна душа в двух телах». « Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Об учении. « Корни его горьки, но плоды его сладки». « Философия начинается с удивления» и многие другие».
Гиппократ: « Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. По - моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по - разному. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».
Геродот : «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. Когда я закончил своё путешествие, никто в Греции не знал меня. Из своего путешествия я привёз с собой несколько свитков папируса. Это и была собранная мною история греко - персидских войн. В те времена важным событием древних греков были Олимпийские игры. На ряду со спортсменами в Олимпии выступали музыканты, поэты, писатели. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит».
Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории.
Предполагаемый ответ. Настоящий гражданин - это тот кто любит свою родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь.
4. Закрепление материала Учитель: Среди принятых развлечений греков в гимнасиях, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов на закрепление.
Найдите сходства и различия обучение в афинской школе и в современной?
- Кто, из древнегреческих учёных высказал гениальную мысль, что материя состоит из атомов?
(Демокрит).
Кто, из древнегреческих учёных рассчитал объём конуса и пирамиды? (Демокрит).
Кто, из древнегреческих учёных считал, что Земля – это шар и находится в центре мира?
(Аристотель).
Кто, из древнегреческих учёных был врачом, и определил типы характеров человека?
(Гиппократ).
Кого, древние греки называли «отцом истории»? (Геродота).
Давайте подведем итоги: помните, как в Греции голосовали? И мы сегодня подведем итоги урока с помощью голосования камешеками.
Рефлексия : Перед вами два сосуда. В одном сосуде белые камешки- мне очень понравилось, все понятно; черные- мне не все было понятно, было скучно.
Подведение итогов урока. Вот и всё, больше нет вопросов. Сосчитать архонтов баллы просим.
Кто набрал баллы,
Руки поднимайте.
И хорошие оценки
За урок вы получайте!
Оценка деятельности учащихся. (Учитель выставляет оценки за урок)
Вот и закончился наш урок,
Книг по-больше, ребята читайте,
И Древнюю Грецию вы изучайте.
(Учитель знакомит с книжной выставкой)
На экране мультимедийного проектора домашнее задание.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Выписать в тетрадь термины и выучить их.
Использованная литература:
- Древняя Греция. Книга для чтения. Л.1978г с. 254-260
- Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира М. 1987г с.163-164.
- Учебник истории Древнего мира. А.А Вигасин
- Ресурсы интернета.
Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось
семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил
время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами,
слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой,
приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний
мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего
сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда
гости собирались у него в доме.
Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты,
когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом, или отец
жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали
в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые
холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.
Однако их совсем не приучали к работе. Ведь у родителей были рабы,
которые должны были прислуживать и взрослым, и детям, и малыш
с раннего возраста привыкал смотреть с презрением на труд, считая,
что неприлично работать ему, сыну свободного гражданина. С детства
внушали ему, что трудиться должен раб, а его задача - развивать
свой ум и укреплять тело, чтобы быть достойным членом народного
собрания, государственным деятелем, храбрым воином, полководцем.
С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина
дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские
женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни
в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными
женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях,
тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне
достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать
за рабынями.
...И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери
школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют
рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут
за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском
таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших
мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.
Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.
Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за
плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе.
Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили:
он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать,
что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе
весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и
отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными
ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи".
Обычно в школе училось несколько десятков (иногда и более сотни)
мальчиков. При входе в школу стояла статуя Аполлона" покровителя
наук и искусств, и статуя одной из девяти муз. Как и Аполлон,
музы считались покровительницами наук и искусства.
В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло
легче, учитель давал ему глиняные таблички, на которых были написаны
буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них
слова. Для учеников составлялись особые пьесы, в которых действующими
лицами были буквы. Грамоте oобучали долго, года три. Сначала учили
писать на восковых табличках, потом и на папирусе, изготовлявшемся
из росшего в Египте растения - папируса, на нем писали тушью заостренным
тростником.
Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле
с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором
были написаны песни "Илиады" и "Одиссеи".
Разместившись вокруг него на низеньких скамеечках, мальчики внимательно
слушали чтение. Прочитав какой-нибудь отрывок, учитель разъяснял
его ученикам, рассказывал о богах и героях, упомянутых в стихах,
о политических учреждениях и битвах. На примерах героев гомеровских
поэм он старался показать учащимся, каким должен быть хороший
гражданин, свободный грек, не раб. Читали в школе и поэму древнего
поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей,
о том, как первые боги, гиганты, воевали со сменившими их богами
- олимпийцами. А в другой поэме Гесиода "Труды и дни"
рассказывалось, как надо вести сельское хозяйство, как выбирать
корабль для плавания, как разбогатеть от торговли. Когда-то, говорил
Гесиод, было время "золотого века", тогда все были равны
и земля сама давала обильные плоды. Но шло время, люди делались
все хуже и хуже, боги разгневались на них и отняли свои дары.
Ушла справедливость из мира, землей завладели цари, настал жестокий
"железный век", когда люди стали свирепы и воинственны
и сильные угнетают слабых. Но поэт советовал слабым не роптать
и не возмущаться: как бы хорошо ни пел соловей, ястреб может его
съесть; как бы ни был прав и добродетелен простой человек, знатный
всегда может его погубить.
Поэмы Гесиода считались очень полезными для детей. Они давали
много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен
был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а
каждый гражданин должен был уметь повиноваться. Изучали в школе
произведения и других поэтов, особенно таких, которые в своих
стихах давали нужные советы. Прочитав стихи, учитель вызывал ученика
и заставлял его читать, требуя, чтобы он произносил слова правильно
и с выражением. Затем стихи заучивали наизусть. Образованный человек
должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов
и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном
собрании или в суде.
В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а
также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С
раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях
во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне
пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов.
Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает
человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и
начала геометрии тоже преподавались в музических школах, но не
слишком подробно. Тогда арифметика была сложным делом. Греки не
знали цифр, подобных нашим, и обозначали их буквами алфавита.
Это делало очень трудными и громоздкими задачи с многозначными
числами, и дальше изучения четырех действий арифметики в школе
не шли. Да, кроме того, афинская школа и не ставила себе целью
подготовить учеников к работе, требовавшей сложных практических
знаний. Работа была уделом рабов, иноземцев, вольноотпущенников,
детей которых в музическую школу не принимали.
Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей в течение
девяти лет, как это делали состоятельные родители. Беднякам приходилось
усваивать разве только грамоту, а потом они возвращались домой,
чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за
скотом или перенять их ремесло. Мальчики же из состоятельных семей
учились в музических школах до 16 лет.
С 12-13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические
школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни
музическую школу. Изучение гимнастики считалось ве менее важным
делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин
должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне,
которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли,
слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом,
переплыть реку или догнать убегающего врага.
Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики
отправлялись в палестру - так назывались гимнастические школы.
Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала
упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство,
где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооруженный тростью,
которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической
школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег,
борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям
на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и
быстрыми.
Вот несколько учеников бегут по полю, усыпанному толстым слоем
песка. Ноги вязнут, бежать трудно, но мальчики крепятся-это хорошая
подготовка для бега на Олимпийских играх или для бега с факелами
в праздник Панафиней. А вот двое борцов - победителем будет тот,
который трижды положит на спину другого, сам устояв на ногах.
Когда ученики усвоят все приемы борьбы, они перейдут к кулачному
бою - одному из самых трудных упражнений, при котором бойцам надевали
на руки ремни, снабженные металлическими шишками. Кто много занимался
кулачным боем, не боится ран, не теряется при виде крови. Юноша
с каменными гирями в руках готовится к прыжку через ров. Другой
ученик держит в откинутой назад руке выпуклый диск. Сейчас он
метнет его, и диск полетит, описывая в воздухе дугу. Удастся ли
ему метнуть диск так же далеко, как делали это прославленные метатели
диска - дискоболы? В другой части палестры юноши изучают приемы
метания копья: как нужно бросить его, чтобы оно пролетело как
можно дальше и точно попало в цель.
В палестру часто приходят и взрослые, любители гимнастики. Приходят
известные философы поговорить с юношами, познакомить их со своими
учениями. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку
кифар и лир. Пляски соединялись с пением - юношам, может быть,
придется выступить в хоре во время театральных представлений,
они должны уметь и петь, и плясать одновременно...
Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы
- гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей
и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства,
богатые граждане, называвшиеся гимнасиархами. Впоследствии Академия
прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон,
а Ликей - благодаря школе, созданной там философом Аристотелем,
одним из самых прославленных ученых древности.
Когда молодые афиняне трех имущественных разрядов достигали 18
лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную
службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним.
Теперь его имя вносили в списки их родного округа - дема. Это
была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в
списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в
народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет
определенного возраста, занять любую государственную должность.
Граждане дема, демоты, проверяли каждого вносимого в список: граждане
ли его отец и мать, действительно ли он достиг 18 лет и свободнорожденный
ли он. Такую же проверку производили и члены совета. Если демоты
допускали ошибку и вносили в списки человека "нечистой крови",
их судили, а если кто-нибудь обманывал демотов, пытаясь "незаконно"
попасть в списки граждан, его привлекали к суду.
Но вот все испытания окончены, и юноши внесены в списки. Теперь
они стали гражданами и приносят торжественную присягу на верность
родному городу.
Эфебы должны были провести два года в афинских крепостях - Мунихий
и Акте, продолжая обучение военному делу и неся гарнизонную службу.
Там они учились плавать, бегать в полном вооружении, ездить верхом,
стрелять из луков и метать камни пращой, обращаться с военными
машинами. Через год эфебы должны были показать собравшемуся народу,
чему они научились, и получить от государства щит и копье. Если
к концу второго, последнего, года службы оказывалось, что эфебы
хорошо выполнили свой долг, повиновались законам и начальству,
соблюдали строгий порядок, совет предлагал народному собранию
наградить отличившихся эфебов, их учителей и начальников. Им присуждались
венки и почетные места на играх, и постановление народного собрания
высекалось на мраморной плите, которую ставили на площади.
Но эфебы за время своей службы не только упражнялись в гимнастике
и обучались военному делу. В свободное время они посещали театры
и палестры, частные дома и общественные портики, где афинские
и приезжие философы, ученые и ораторы вели беседы и поучали желающих.
Особенно много слушателей собирали учителя мудрости - софисты.
Когда по городу разносился слух, что приехал софист Протагор из
фракийского города Абдер, или Продик с острова Коса, или Горгий
из Леонтин в Сицилии, толпы юношей и взрослых афинян уже с раннего
утра собирались к дому, где остановился прославленный гость. Завязывались
споры, возникали диспуты, до которых афиняне были большие охотники.
Больше всего рассуждали о том, как поступать человеку, чтобы стать
мудрым, прекрасным и добродетельным, как следует ему жить и что
должен он знать, чтобы приносить пользу государству и чувствовать
себя счастливым. Во время бесед возникало много других вопросов:
какова природа человека, как возникло государство, что такое счастье
и справедливость, как следует относиться к богам, как устроен
мир.
Молодежи нравились смелые мысли, которые проповедовали софисты,
их умение говорить красноречиво и убедительно. Они умели так представить
самую сомнительную вещь, что все начинали ей верить; они брались
с одинаковым блеском и силой доказывать в обосновывать самые противоречивые
и прямо противоположные мнения.
Молодые люди, которые собирались выдвинуться своими искусными
речами в народном собрании или суде, охотно учились у софистов
так же, как они, красиво говорить, так же убедительно приводить
доказательства в пользу защищаемого ими мнения. Софисты не отказывались
брать учеников, но требовали большую плату за обучение. Многие
резко осуждали их за это. Ведь по тогдашним понятиям всякий, бравший
деньги за свой труд, унижал себя и дате унижал свое дело. О софистах
презрительно говорили, что они торгуют мудростью, но количество
их учеников от этого не уменьшалось.
Многих, особенно аристократов, возмущали идеи, которые софисты
внушали молодежи. Не разрушится ли государство, думали они, если
каждый начнет судить обо всем по своему разумению? Вот Протагор
учит, что всякий человек от рождения наделен чувством совести
и правды и потому он может участвовать в жизни государства, которое
должно быть основано на справедливости. Значит, и простой ремесленник,
и метек, и даже раб ничуть не хуже знатного афинского гражданина?
Были среди софистов и такие, которые решались выступать против
рабства. А другие проповедовали, что иноземцы ничуть не хуже афинян.
И притом еще позволяли себе неслыханно вольные суждения о богах!
Некоторые софисты прямо говорили, что богов нет, что их придумали
для внушения страха нарушителям законов или по невежеству приняли
за богов солнце и луну, гром и молнию. И хотя афиняне говорили,
что ни у кого нет такой полной свободы, как у них, они обвинили
Протагора в богохульстве и судили его. Знаменитому софисту пришлось
бежать из Афин.
Проучившись некоторое время у какого-нибудь известного софиста,
богатый молодой афинянин считал, что его образование закончено.
Теперь он мог надеяться выдвинуться на войне, выйти победителем
на играх, обратить на себя внимание речами в народном собрании
или суде. Он мог блеснуть в кругу друзей кстати сказанным стихом,
в споре с философом - рассуждением об обязанностях человека и
гражданина, на празднике - песней и пляской в хоре. Он умел также
отдавать приказания своим рабам, которые возделывали поле или
трудились в мастерской. Для него этих знаний было вполне достаточно.
Теперь он был уверен, что принадлежит к лучшим, благороднейшим
и образованнейшим людям и может свысока смотреть на тех, кто всю
жизнь работал на него и обеспечил ему досуг для усовершенствования
его ума и тела.
Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией
или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь
славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем
и сами становились видными учеными, как например ученики знаменитого
Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.
ученик 5 класса А Леонов Дмитрий
Мини-проектная деятельность по подбору текстового и иллюстративного материала по теме истории Древнего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Афинские школы и гимнасии.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Афинские школы и гимнасии.
Рабы-педагоги До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. Он гонял обруч или мяч, лепил из воска разные фигурки. В семь лет ребенка пере- давали педагогу. Он водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. А дома обучал хорошим манерам- не класть ногу на ногу, громко не смеяться,при появлении старших вставать.
Занятия в школе. 1.Письмо 2.Чтение 3.Счёт 4.Рисование 5.Пение 6.Игра на музыкальных инструментах В школе прививали любовь к стихам. Многие гордились тем, что выучили наизусть «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.
Чтение Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера «Илиада» и «Одесея». Гомер
Игра на музыкальных инструментах Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.
Учитель в афинской школе Учитель всегда ходил с плёткой из бычьего хвоста. Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына. «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»
Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: « Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били.» Ниже эта запись повторена 4 раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.
В большом ходу были деревянные дощечки, покрытые воском. Острым концом медной палочки можно было на них нацарапать несколько фраз, а потом тупым концом затереть написанное. Называлась эта палочка: «стиль». «Поворачивать стиль» означало у греков стирать написанное и отрабатывать красоту языка, чем образованные люди того времени очень любили заниматься.
Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась пал е стра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье – под крышей портиков, окружавших этот двор. Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После урока веселой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.
Статуи в палестре В палестре стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя диска. Миронеё создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса. Поликлет Мирон
Афинские гимнасии Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев. За городом среди зелёных деревьев и лугов располагались гимнасии. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед. В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди. В гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах. Руины
Проект сделал ученик 5 А класса Леонов Дмитрий.