Таравих-намаз. Порядок совершения и время выполнения
Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»/2/ .
Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».
Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации/3/ , духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.
«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома»/4/ .
О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба»/5/ . Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».
С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны /6/ . В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах»/7/ . Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода/8/ .
Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно /9/ .
По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.
Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:
«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. «Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...» |
«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)... В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»
В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.
Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».
Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.
/1/
Таравих (араб.) — множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.
/2/
Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».
/3/
Прострация — состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.
/4/
Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.
/5/
См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.
/6/
Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.
/7/
Совершение в «Таравихе» двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.
/8/
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.
/9/
Там же. С. 1091.
Таравих намаз (араб. تراويح - перерыв, отдых, передышка) совершается после обязательного намаза Иша только в месяц Рамадан и известен как "молитва выстаивания Рамадана".
Таравих – это желательный намаз (намаз-сунна). Таравих намаз начинают совершать с первой ночи и завершают в последнюю ночь поста Рамадан.
Желательно также совершать после Таравих намаза, но допустимо совершать Витр и до Таравих намаза.
Пропущенный Таравих намаз не возмещается ни по отдельности, ни коллективно.
ВАЖНОСТЬ ТАРАВИХ НАМАЗА
Ученые-факихи едины во мнении, что Таравих намаз является сунной как для мужчин так и для женщин. Пророк, мир ему и благословение, сам совершал Таравих намаз и при наступлении Рамадана говорил: "Аллах обязал вас поститься в Рамадан, а я наставляю вас его выстаивать (в молитвах)" (ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад).
В достоверном хадисе говорится:
“Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари 37, Муслим 759)
Имам аль-Баджи сказал: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в месяце Рамадан, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).
В другом хадисе рассказывается: “Однажды один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан верующий ведет два вида джихада против своего нафса! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).
ТАРАВИХ НАМАЗ: ДЖАМААТОМ ИЛИ В ОДИНОЧКУ?
Коллективное совершение Таравих намаза является сунной для мужчины, а женщина совершает Таравих дома, но нет ничего предосудительного, если она исполнит эту молитву в мечети.
Достоверно передается что Пророк, мир ему и благословение, совершал Таравих намаз коллективно.
Приводится в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши, да будет доволен ею Аллах:
"Посланник Аллаха, мир ему и благословение, молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение, не вышел к ним. А вышел только на утро и сказал: "Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся что эта молитва будет предписана вам (как обязательная)".
После смерти Пророка, мир ему и благословение, Умар, да будет доволен им Аллах, постановил выполнять Таравих коллективно. Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад, да будет доволен ими Аллах, приводят следующие слова Пророка, мир ему и благословение: "Соблюдайте мою сунну и сунну праведных халифов после меня, держитесь за неё крепко" .
Абу Юусуф, да будет доволен им Аллах, рассказывает: "Я спросил Абу Ханифу о Таравихе и о том как поступил Умар, да будет доволен им Аллах. Он ответил: "Таравих – обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха, мир ему и благословение".
Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один Корана с тем, чтобы полностью прочитать Коран за месяц Рамадан, ведь не у всех мусульман есть возможность прочитать Коран самим в этот месяц.
Также, Таравих намаз совершают дома, вместе с семьей, соседями или в одиночку.
Известно, что некоторые сподвижники и табиины, такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг, да будет доволен ими Аллах, совершали Таравих намаз не коллективно, а поодиночке. Если бы совершение Таравиха джамаатом было обязательным, то все они совершали бы его коллективно.
Совершивший Таравих дома, выполняет сунну, но утрачивает воздаяние за посещение мечети и пребывание в ней.
8 РАКААТОВ ИЛИ 20 РАКААТОВ?
Обычно совершают восемь ракаатов Таравих намаза – четыре намаза по два ракаата. Но лучше выполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал как двадцать ракаатов Таравих намаза, так и восемь.
По окончании Таравих намаза, совершают три ракаата (вначале двухракаатный намаз, затем одноракаатный).
То, что Таравих намаз состоит из 20 ракаатов – это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время Таравиха совершается десять приветствий: молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд, то молитва будет правильной, но это считается нежелательным. Лишь в тех случаях, когда ночь слишком короткая и остаётся мало времени между Таравихом и сухуром, допускается совершения Таравих намаза в четыре ракаата.
В подтверждение того, что Таравих исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой о том, что во времена Умара, да будет доволен им Аллах, люди в месяц Рамадан совершали двадцать ракаатов Таравих намаза. А Имам Малик, да будет доволен им Аллах, приводит следующее: "Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата", где три ракаата – это Витр намаз. Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов Таравих намаза исполняли праведные халифы: Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, за исключением Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара – это сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение.
В то же время, сторонники 8 ракаатов намаза Таравих опираются на слова Аишы, да будет доволен ею Аллах. На вопрос: «Как молился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в ночи Рамадана?», она ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать ракаатов”. (аль-Бухари 1147, Муслим 738). То есть, 8 ракаатов Таравих намаза и 3 ракаата Витр намаза.
Однако, в этом хадисе нет явного запрета на совершение двадцати ракаатов. Большинство современных мусульманских ученых считают допустимым совершать Таравих намаз количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть. Ведь Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: "Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь" .
Ночное богослужение в Рамадан – прекрасная сунна, которая несет в себе много блага. Нельзя чтобы этот вопрос о количестве ракаатов становился предметом спора среди мусульман. Совершающему восемь ракаатов желательно молиться в мечети в последних рядах, чтобы, покидая мечеть, не становиться помехой для других и не вводить себя во грех.
ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ НАМАЗА
Как упоминалось выше, намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракаатов. Намаз выполняется по 2 ракаата 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 ракаата, как 2 ракаата Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и, соответственно, 20 ракатов. Можно так же читать по 4 ракаата 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракаатами делается перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если мусульманин совершает намаз дома, то можно в это время совершать зикр или читать Коран.
Молитва "таравих" такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают "Фатиху" и суру или несколько аятов после неё.
Как совершать 2 ракаата Таравих намаза?
1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.
2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.
3) Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях...”.
4) Прочитайте наизусть суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы - хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.
5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку (поясной поклон) и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».
6) Поднимитесь из руку (поясного поклона) и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».
8) Из саджда перейдите в сидячее положение.
9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.
11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку (поясной поклон). Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, - вплоть до второго саджда (земного поклона).
12) После второго саджда сядьте и произнесите «Аттахийату...», «Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.
13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.
Сидение в молитве Таравих
Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше. При совершении Таравиха в 20 ракаатов получается 5 сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Коран или молчать, однако зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов Таравиха и Витр намаза.
Вознаграждение за совершение Таравих намаза
В некоторых приданиях приводятся данные о степени вознаграждения за совершение Таравих намаза в течении всего месяца Рамадан.
Кто совершит Таравих намаз в 1-ю ночь , тот очистится от грехов, подобно новорождённому.
Если совершит Таравих намаз и во 2-ю ночь – грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь совершит Таравих намаз – призовёт ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершённые грехи»!
Если и в 4-ю ночь – ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.
в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь исполнит намаз-таравих – он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана.
в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).
Если и в 9-ю ночь совершит намаз-таравих – ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.
Если и в 10-ю ночь – Аллах даст ему все благое этого и Того мира.
Кто совершит намаз-таравих и в 11-ю ночь – покинет этот мир, подобно ребёнку, покидающему утробу матери (безгрешным).
Если и в 12-ю ночь – он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.
Если и в 13-ю ночь совершит намаз-таравих – он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.
Если совершит намаз-таравих и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса.
Если и в 15-ю ночь совершит намаз-таравих – его будут благословлять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь – Аллах убережёт его от Ада и одарит его Раем.
Если исполнит намаз-таравих и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.
Если и в 18-ю ночь – Ангел воззовёт: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями».
Если и в 19-ю ночь исполнит намаз-таравих – Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс.
Если совершит намаз-таравих и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь – Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния).
Если совершит намаза-таравих и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.
Если и в 2З-ю ночь – Аллах построит ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если исполнит намаз-таравих и в 25-ю ночь – Аллах избавит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.
Если и в 27-ю ночь – он молниеносно пройдёт через мост Сират.
Если и в 28-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.
Если совершит намаз-таравих и в 30-ю ночь – Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб». («Нузхатуль Мажалис»).
Дорогие братья и сестры!
Порадуемся же месяцу Рамадан, как велит нам Всевышний Аллах. Совершим как можно больше благих дел, молитв, Таравих намазов.
Удержим себя от греховных деяний, очистим сердце свое от вражды, зависти и других пороков. ИншааЛлах, Всвышний Аллах воздаст нам благом в обоих мирах!
При подготовке статьи использовались материалы с сайта:
Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно исполняют 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата, но лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) вначале совершал по 20 ракаатов, затем, для облегчения своей общине (умме), ограничился 8-ю ракаатами. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ-НАМАЗА
Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.
После совершения ночного намаза и ратибата читается первая молитва. Эта же молитва произносится и после первого и третьего таравих-намаза, а также по окончании первого (двухракаатного) намаза витру. После второго и четвертого таравих-намаза три раза читается вторая молитва, а затем по одному разу первая молитва. По завершении витр-намаза читается третья молитва. Эти вышеназванные молитвы читаются всеми молящимися вслух.
МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ МЕЖДУ НАМАЗАМИ В ТАРАВИХЕ
I. “Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли "аля Мухаммадин ва "аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль джанната ва на"узубика мина-н-нар”.
2. “Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи "адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината "арщихи ва мидада калимати”.
3. “Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза).
Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та"аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал "ибада биль-маути валь-фана". Субхана раббика раббиль "иззати "амма йасифун ва салямун "аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил "алямин”.
Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка о достоинстве молитвы Таравих. Пророк ответил:
“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.
Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.
Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.
Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.
Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.
Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.
Если и в 10-ю ночь - Аллах дает ему баракат в пропитании.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.
Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.
Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.
Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.
Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь - Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.
Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.
Если и в 18-ю ночь - Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.
Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь - возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.
Если и в 2З-ю ночь - Аллах возведет ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь - Аллах освободит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его степень в 40 раз.
Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.
Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб”.
Намаз, который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих. Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр.
Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракаатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамадан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Кур`ана с тем, что бы полностью прочитать его за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Кур`ан самому в этот месяц.
Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?
Можно читать 8 ракаатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракаатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракаатов для Таравих намазов.
Хафиз Ибн Абдульбарр сказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157).
Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллар) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»).
Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97).
Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллар) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).
В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) в ночи Рамадана?», ‘Аиша ответила: «Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов» (аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз).
Правила совершения Таравих намаза
Как упоминалось выше намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракаатов. Намаз выполняется по 2 ракаата 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 ракаата, как 2 ракаата Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и соответственно 20 ракаатов. Можно так же читать по 4 ракаата 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракаатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Кур`ан.
Награда за Таравих намаз
В хадисе говорится: «Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Алла hа, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари 37, Муслим 759).
Имам аль-Баджи сказал: «В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и стремясь заработать награду Аллаhа, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!» (“аль-Мунтакъа” 251).+
В другом хадисе рассказывается: «Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаhа) и сказал: “О посланник Аллаhа! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаhа, и что ты - посланник Аллаhа, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!”
Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!» (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!» (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).
06.05.2019
Порядок совершения намаза
Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно совершают 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата.
Перед совершением таравих-намаза, после сунната ночного намаза, произносится намерение на пост в месяце Рамазан следующими словами:
Транскрипция: «Навайту ан асума савма гъадин аьан адаи фарзин рамазана hазиhи ссанати Лиллаhи Таала».
Перевод: «Поистине, я намереваюсь держать пост завтра, разрешенный фарз, в месяце Рамазан, этого года, ради Аллаhа (с.т.) Всевышнего».
Затем перед таравих-намазами читают следующее:
Транскрипция: «Халисан мухлисан ла илаhа иллаллаh садикьан му саддикьан Мугьаммадун Расулуллаh. Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь йа гьаййу йа кьййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин васаллим. Аллаhумма инна нас алукаль жанната ванаузубика минаннари вама фи hа».
Затем после каждых двух ракаатов тарвих-намаза и витру-намаза читается следующее:
Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь. Йа гьаййу йа кьаййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль жанната ва наузубика минаннар».
Затем после завершения витр-намаза трижды читают следующее (на третий раз во время чтения повыщают голос):
Транскрипция: «Субгьаналь маликиль кьуддус».
В завершении читается следующее дуа:
Транскрипция: «Аллаhумма инни аузубиризака сахатъика ва би муаьафатика мин аьукьубатика ва ааьузубика минка ла угьси санаан алейка анта кама аснайта ала нафсика фаинтаваллав факьул гьасбийаллаhу ла илаhа илла hува алейhи таваккалту ваhува раббуль аршиль азъим».
Затем совершаются два сажда (земной поклон), в которых читают по семь раз:
Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь».
Между сажда читают «Аят-аль Курси» и перед произнесением «салама» читают «Аттагьиййату».
Затем совершается Тасбигьат ночного намаза (33 раза субhаналлаh, 33 раза альхамдулилляh, 33 раза аллаhу акбар, и т.д.).
Ценности таравих намаза
Али бин Абу Талиб передает: «Однажды я спросил у Пророка (с.т.а.в.) о достоинстве молитвы Таравих». Пророк (с.т.а.в.) ответил:
«Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллаh (с.т.) простит его грехи.
Если исполнит и во 2-ю ночь, то Аллаh (с.т.) простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: «Поистине Аллаh (с.т.), Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи».
Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Кьуръан.
Если и в 5-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению Тьавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы).
И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаhа (с.т.) о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы (а.с.) и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.
Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрагьима (а.с.).
Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаhу (с.т.), как близкие Ему рабы.
Если и в 10-ю ночь – Аллаh (с.т.) дает ему баракат в пропитании.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.
Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.
Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.
Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллаh (с.т.) в Судный день воздаст ему.
Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь – Аллаh (с.т.) освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.
Если и в 17-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему большую степень перед Собой.
Если и в 18-ю ночь – Аллаh (с.т.) воззовет: «О, Раб Аллаhа (с.т.)! Я доволен тобой и твоими родителями».
Если и в 19-ю ночь – Аллаh (с.т.) поднимет его степень до Рая Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему награду Шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь - возведет Аллаh (с.т.) ему в Раю дом из Нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.
Если и в 2З-ю ночь – Аллаh (с.т.) возведет ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь – Аллаh (с.т.) освободит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь – Аллаh (с.т.) возвысит его степень в 40 раз.
Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.
Если и в 28-ю ночь – Аллаh (с.т.) возвысит ему 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь – Аллаh (с.т.) воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь – Аллаh (с.т.) скажет: «О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб».
Пророк (с.т.а.в.) сказал: «В месяц Рамазан каждый день и в каждую ночь у Аллаhа (с.т.) Всевышнего освобождаются обреченные (в Ад). У каждого мусульманина каждый день и каждую ночь обязательно принимается одно дуа».
Абу Хурайра (р.а.) говорит, что Расулаллаh (с.т.а.в.) сказал: «У троих дуа не отвергается. Это держащий уразу во время ифтара, справедливый правитель и обиженный. Его дуа Аллаh (с.т.) поднимает выше облаков, и открывает небесные двери для нее. И говорится ему: «Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время».
Пусть Аллаh (с.т.), который охватывает все своей Милостью простит нас и примет наши молитвы. Аминь!