Пуленк диалоги кармелиток эва мария вестбрук. Диалоги кармелиток
Опера французского композитора Пуленка (1957, Милан), в 3 действиях; либретто Ж. Бернаноса.
Действующие лица:
- Бланш (сопрано)
- Мадам Лидуан (сопрано)
- Маркиз де ла Форс (баритон)
- Шевалье (тенор)
- Мадам де Круасси (альт)
- Мария (меццо-сопрано)
- сестра Констанс (сопрано)
- сестра Матильда (меццо-сопрано)
Франция в эпоху Великой французской революции. Маркиз де ла Форс и его сын Шевалье беспокоятся за Бланш, дочь маркиза, которую после смерти матери, погибшей в толпе во время волнений, мучают страхи. Стремление к покою приводит Бланш в обитель кармелиток. Однако страхи усиливаются, когда сестра Констанс говорит ей о предчувствии их скорой гибели. Смерть настоятельницы монастыря Мадам де Круасси вызывает смятение в душе Бланш. Но, когда брат уговаривает ее вернуться домой, она отказывается. Революционные власти издают декрет о ликвидации монастыря. Монахини во главе с новой настоятельницей Мадам Лидуан решают принять мученическую смерть. Бланш в страхе покидает обитель, но увидев, как монахини по очереди идут на эшафот, преодолевает страх и мужественно присоединяется к ним, дабы достойно встретить судьбу.
Наиболее яркое сочинение Пуленка, в котором он достигает большой трагедийной мощи. Опера имеет большую популярность, партию Бланш исполняли такие известные певицы, как Дюваль (1957, Париж), Те Канава (1968, Лондон), Ванесс (1982, Сан-Франциско).
Дискография: CD - EMI. Дир. Претр, Бланш (Дюваль), Мадам Лидуан (Креспен), Мадам де Круасси (Шарли), Маркиз де ла Форс (Депраз), Шевалье (Финель), Мария (Горр) и др.
· · · · · В Баварской государственной опере проходит премьерная серия «Диалогов кармелиток» Франсиса Пуленка, которые приурочены тут к пасхальным праздникам. За пультом - главный дирижер Кент Нагано. Режиссер и автор декораций - Дмитрий Черняков. Это уже вторая его работа в именитом мюнхенском театре после «Хованщины».Опера написана полвека назад для Ла Скала по переработанному киносценарию французского католического литератора Жоржа Бернаноса; киносценарий, в свою очередь, основан на новелле немецкой писательницы Гертруд фон Лефорт. Музыка своей доступностью и доверительностью совсем не вписывается в представление об эзотерических сложностях ХХ века. Показательно, что свое творение Пуленк посвятил Монтеверди , Мусоргскому, Верди и Дебюсси.
Речь в опере, известной в Москве благодаря постановке Дмитрия Бертмана в «Геликоне», идет о монахинях кармелитского монастыря в Компьене, во время Французской революции не пожелавших отречься от веры и принявших смерть на гильотине. Отдельно прорисована история молодой послушницы Бланш де ля Фор, слабой и пугливой, но в финале по собственной воле присоединяющейся к мученицам.
Черняков поставил очередную притчу, где вопрос не в том, что приводит людей к Богу, а в том, что уводит их от других людей. Совершенно очевидно, что героини оперы органически не могут жить среди обычных, нормальных граждан - ровно таких, каких мы видим на улицах, в метро, по телевизору; из спектакля в спектакль Чернякова обычные, нормальные люди - это кочующее, безучастно-любопытное зло.
Декораций Черняков придумал немного - одна бедная постройка высокотехнологично передвигается по огромной пустой сцене. Это то ли сарай, то ли терраса, сколоченная из разностильных окон, просматривающаяся насквозь и светящаяся изнутри лампочками светохудожника Глеба Фильштинского и еще чем-то совсем нематериальным. В ее убогой рукодельности можно найти отголоски и подмосковной дачи, и готической архитектуры. Но на самом деле это теперь уже легендарная халупа из финала черняковского «Китежа» , только немного разросшаяся. То же крошечное пространство человеческого рая, укрытие, ковчег.
Читать текст полностью Только в этой закрытой от мира капсуле женщины, одетые в мешковатые, домашние вязанки, жилетки, свитера (художник по костюмам - Елена Зайцева), сохраняют себя, свои тихие и невидные чувства, свои привычные дела, в которых пение молитвы идет чередой с заготовкой варенья, засушиванием целебных трав и нескончаемым питьем чая из больших белых кружек. Бог тут в общем-то ни при чем. В абсолютном неверии в возможность чего-то хорошего за пределами сарайчика скорее есть что-то богоборческое.
Это теплый, человечный, защищенный, женский - но не женственный, не призывный, а мамин и бабушкин - мир. Пожалуй, он даже более выразителен, чем мир главной героини Бланш. Режиссер любуется им, поворачивает халупу разными сторонами. И поскольку монахини значительную часть спектакля присутствуют на сцене, концентрация сочувствия, разлитого в воздухе, невероятно высока. Что отличает эту работу Чернякова от нескольких предыдущих.
Спектаклю повезло с кастингом, и любимый мюнхенцами маэстро Нагано подтвердил свое умение расчетливо управляться с музыкой ХХ века (уже через пару дней в местном «Дон Жуане» он выглядел совсем неубедительно, а о его работе в черняковской «Хованщине» лучше не вспоминать).
В партии Бланш, сбежавшей от равнодушно-нарциссичного отца и брата-неврастеника, была очень трогательна англичанка Сьюзан Гритон. Француженка Сильви Брюне отважно сыграла роль старой настоятельницы мадам де Круасси. Ее горькое и недолгое псевдоматеринство в отношениях с Бланш и ее тяжелая, неприятная смерть - среди кульминаций спектакля. В качестве новой настоятельницы мадам Лидуан блистала финская звезда Соиле Исокоски.
Но самой яркой героиней оказалась вроде бы предательница - амбициозная, сильная и тоже по-своему страдающая мать Мария в исполнении внушительных размеров шведки Сюзанны Ресмарк. Она действует решительно, если надо - агрессивно. Она зовет всех остальных к смерти, но сама в результате остается жить. Она очень хороша своей амбивалентностью, явно увлекательной для режиссера, который вырастил из этого символа банального религиозного фанатизма сложнейшего персонажа. Черняков также присочинил ей историю с некоей обвинительной бумагой против своих, которую мать Мария передает в руки представителя того, другого мира. Она единственная, кто умеет контактировать с этим миром и для кого - что самое важное - он не смертелен.
Поэтому никакого хеппи-энда и не ощущается, когда в финале вдруг не рубят головы, а преодолевшая страх Бланш кидается вовсе даже не на эшафот, а спасать женщин, замуровавшихся в своем укрытии и пустивших там газ. Она вытаскивает их по одной с гильотинным звяканьем, придуманным Пуленком в оркестре. Монахини вроде живы, шевелятся. Но на фоне столпившихся вокруг безучастно-любопытных и совершенно нормальных граждан они не выглядят жильцами на этом свете. Они обречены, если можно так выразиться, умирать в жизнь. Точно так же ведь обстояло дело с Изольдой и Воццеком из предыдущих постановок Чернякова.
{-tsr-}А с Бланш в каком-то смысле все нормально - она гибнет, подорвавшись в зараженной хибарке, и клуб белого дыма возносится под колосники. Можно сказать, ей повезло, она это заслужила. Потому что выход из безнадежной ситуации под названием «жизнь», по Чернякову, всегда понятно какой.
ДИАЛОГИ КАРМЕЛИТОК
Ф. Пуленк
Продолжительность: 2 ч. 30 мин.
Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик - Владимир Понькин
Художники-постановщики - Игорь Нежный
и Татьяна Тулубьева
Премьера состоялась 28.04.2004
Опера французского композитора Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» была сочинена в 1956 году для миланского театра La Scala по пьесе Ж. Бернаноcа и с тех пор не сходит со сцен европейских театров. Но впервые в России она прозвучала в «Геликоне», в лаконичной, почти пуританской, постановке. Спектакль сразу же стал главным событием оперного сезона 2003/2004 года и покорил публику искренностью, зрелостью и глубиной трактовки одного из ярчайших сочинений Пуленка.
Реальная история о мученической смерти 16 обитательниц кармелитского монастыря в Компьени во времена событий Великой французской революции превратилась в нечто большее, чем просто музыка и драматургия, объединенные замыслом режиссера в спектакль. «Диалоги кармелиток» – это прежде всего диалог с душой зрителя, который то страстно, то задумчиво, то жестко, но всегда с обнаженной искренностью ведут создатели спектакля.
«Это спектакль, поражающий хрупкостью человека перед стальной Идеей. Он о том, как легко крест превращается в клинок. О кровавой игре, которой предается человечество и суть которой – казнить и миловать. Финал – одна из самых сильных находок режиссера. Гильотинирование уподоблено боулингу: грохот шаров сплетается с патетическим реквиемом, голоса живых тонут, захлебываются в механической мертвечине. Идея гибельной игры доведена до символа, как у Чайковского в «Пиковой даме», и эта игра – тоже одна на все времена и эпохи».
Валерий Кичин, «Российская газета», 7 мая 2004 года
Спонсор спектакля компания TNT Express .
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Тяготясь жизнью в доме отца Маркиза де ля Форса, страдающего от тоски по давно умершей жене, а также странными отношениями с братом Шевалье, Бланш решает уйти в Компьеньский монастырь кармелиток. Там,в строгом затворничестве, она надеется спастись и от приступов панического страха.
В монастыре Бланш неожиданно обретает мать в старой умирающей настоятельнице Матери Генриетте Иисуса. Став послушницей, Бланш знакомится с сёстрами-монахинями. Особую нежность к Бланш испытывает молоденькая Сестра Констанция. В обители живут сёстры разных возрастов и характеров. Здесь находит защиту и юная Бланш и старая, хромая Мать Жанна. Умирающую настоятельницу ни на секунду не покидает её помощница, самая страстная из компьеньских монахинь, Мать Мария Воплощения. После смерти Матери Генриетты Иисуса новая настоятельница Мать Мария Святого Августина призывает сестёр к смиренному и последовательному служению Господу, не взирая на революционную смуту, охватившую их родину.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
В монастырь попрощаться с Бланш приезжает её брат Шевалье - он решил покинуть несчастную Францию. Монахини прячут от властей изгнанного Священника. Они в смятении, никто не защитил Священника от травли. Тогда Мать Мария Воплощения требует от сестёр отдать их жизни за веру и за родину. В монастырь врываются военные. Они бесчинствуют. Мать Мария Воплощения призывает монахинь единогласно принять обет мученичества. Священник благословляет всех. В поднявшейся суматохе Бланш уходит из монастыря и возвращается в дом отца.
По правительственному указу кармелитки должны быть изгнаны из обители. Сестры напуганы и потрясены. Мать Мария Воплощения напоминает им о долге и отправляется за Бланш.
Сестры-кармелитки арестованы. Настоятельница старается успокоить их.
Комиссар зачитывает смертный приговор, перечисляя поименно всех монахинь. Участь кармелиток решена. Мать Мария, столь страстно требовавшая жертвенного подвига от сестер, оказалась вне тюрьмы. Поддержать ее и разделить с ней судьбу готов спасенный монахинями от расправы Священник.
Сёстры одна за другой поднимаются на эшафот.
Партитура предоставлена издательством RlCORDl & CO., Bühnen- und Musikverlag GmbH, Berlin
Составы исполнителей серии спектаклей «ДИАЛОГИ КАРМЕЛИТОК» Ф. Пуленк |
||
ДИРИЖЕР |
Валерий КИРЬЯНОВ |
Валерий КИРЬЯНОВ |
БЛАНШ |
Нар. арт. РФ
|
ИринаОКНИНА* |
МАРКИЗ ДЕ ЛА ФОРС |
Михаил НИКАНОРОВ |
Михаил НИКАНОРОВ |
ШЕВАЛЬЕ |
Дмитрий ХРОМОВ |
Дмитрий ХРОМОВ |
МАДАМ ДЕ КРУАССИ |
Засл. арт. РФ
|
Засл. арт. РФ
|
МАДАМ ЛИДУАН |
Светлана СОЗДАТЕЛЕВА |
Светлана СОЗДАТЕЛЕВА |
МАТЬ МАРИЯ ВОПЛОЩЕНИЯ |
Мария МАСХУЛИЯ |
Мария МАСХУЛИЯ |
СЕСТРА КОНСТАНЦИЯ |
Засл. арт. РФ
|
Засл. арт. РФ
|
МАТЬ ЖАННА МЛАД. ИИСУСА |
Мелания ЗАРИЗДЕ |
Мелания ЗАРИЗДЕ |
СЕСТРА МАТИЛЬДА |
Ольга ДАВЫДОВА |
Ольга ДАВЫДОВА |
СВЯЩЕННИК |
Виталий ФОМИН |
Виталий ФОМИН |
1-й КОМИССАР |
Михаил СЕРЫШЕВ |
Михаил СЕРЫШЕВ |
2-й КОМИССАР, ОФИЦЕР |
Засл. арт. РФ
|
Засл. арт. РФ
|
МАТЬ ЖЕРАЛЬД |
Елизавета СЕРЫШЕВА |
Елизавета СЕРЫШЕВА |
СЕСТРА КЛЭР |
Елена БУЙНОВА |
Елена БУЙНОВА |
СЕСТРА АНТУАН |
Кристина БОКОВИНА |
Кристина БОКОВИНА |
СЕСТРА КАТЕРИНА |
Елена ВОРОБЬЁВА |
Елена ВОРОБЬЁВА |
СЕСТРА ФЕЛИСИТЕ |
Татьяна БАШМАКОВА |
Татьяна БАШМАКОВА |
СЕСТРА ГЕРТРУДА |
Оксана ОСАДЧАЯ |
Оксана ОСАДЧАЯ |
СЕСТРА АЛИСА |
Ольга ДЕПУТАТОВА |
Ольга ДЕПУТАТОВА |
СЕСТРА ВАЛЕНТИНА |
Ульяна ИЛЬИНА |
Ульяна ИЛЬИНА |
СЕСТРА АННА КРЕСТА |
Светлана ТИХОМИРОВА |
Светлана ТИХОМИРОВА |
СЕСТРА МАРТА |
Екатерина МЯЗИНА |
Екатерина МЯЗИНА |
СЕСТРА СВ. КАРЛА |
Олеся ОГНЕВА |
Олеся ОГНЕВА |
ТЬЕРРИ |
Георгий ЕКИМОВ |
Георгий ЕКИМОВ |
Г-Н ЖАВЛИНО |
Андрей ОРЕХОВ |
Андрей ОРЕХОВ |
Название:
Диалоги кармелиток
Оригинальное название:
Dialogues des Carmélites
Год:
1999
Жанр:
Опера
Композитор:
Франсис Пуленк (Francis Poulenc)
Либретто:
Georges Bernanos, Emmet Lavery
Режиссер-постановщик:
Marthe Keller
Оркестр:
Страсбургский филармонический оркестр (Orchestre Philharmonique de Strasbourg)
Музыкальный руководитель постановки и дирижер:
Ян Латам-Кёниг (Jan Latham-Koenig)
Хор:
Chor der Opéra National du Rhin
Хормейстер:
Ching-Lien Wu
Художник-постановщик:
Jean-Pierre Capeyron
Художник по костюмам:
Florence Emir
Режиссер ТВ:
Don Kent
Выпущено:
Франция, Bel Air Media, France 3, Opera National du Rhin
Язык:
Французский
Исполнители и действующие лица:
Anne Sophie Schmidt (Blanche)
Hedwig Fassbender (Mere Marie)
Patricia Petibon (Soeur Constance)
Didier Henry (Le Marquis de la Force)
Laurence Dale (Le Chevalier de la Force)
Nadine Denize (Madame de Croissy)
Valerie Millot (Madame Lidoine)
О театре
Национальная опера Рейна (Opéra national du Rhin) базируется в Страсбурге.
Французский Страсбург - историческая столица Эльзаса и префектура департамента Нижний Рейн. Расположен на реке Иль, в 3 км западнее Рейна на границе с Германией, напротив немецкого города Кель.
С 1992 года город имеет статус европейской столицы, поскольку является местом заседания Совета Европы с 1949 и Европейского Парламента с 1992 года. В связи с этим некоторые склонны считать данный творческий коллектив главной оперой Европы?
Национальная опера Рейна (Opéra national du Rhin) появилась в результате слияния муниципальных опер Кольмара, Мюлюза и Страсбурга. Получила статус национальной оперы в 1997г. и ежегодно представляет более 130 постановок в сотрудничестве с филармоническим оркестром Страсбурга (Orchestre Philharmonique de Strasbourg). В состав последнего, основанного в 1855г., входит 110 музыкантов, которые дают более 30 концертов в год.
Здание театра построено в 1804-1821 гг. в неоклассическом стиле по проекту архитектора Вилло (Jean Villot). В 1870 году опера была частично разрушена в ходе обстрела города прусскими пушками. В 1888 году была проведена реставрация, и задний фасад здания (со стороны канала) обогатился кругообразным выступом (полуротондой). Фасад оперы украшает колоссальная колоннада с ионическими колоннами, которую венчают скульптурные изображения шести муз (вообще-то всего муз, как обычно считается, было девять). Фигуры муз изваял в 1821 году немецкий скульптор Ландолин Омахт (Landolin Ohmacht) (1760–1834).
О композиторе
Франсис Жан Марсель Пуленк (Пулан, фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж - 30 января 1963, там же) - французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской Шестёрки.
Будущий композитор родился в семье крупного фабриканта. Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В.А Моцартом, Р.Шуманом, Ф.Шубертом, Фредериком Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Рикардо Виньеса и композитор Шарля Кёклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству Клода Дебюсси, Мориса Равеля, а также к новым кумирам молодых - И. Ф. Стравинского и Эрик Сати.
Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 году восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.
Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской рапсодией создает вокальный цикл Бестиарий (на стихи Гийом Аполлинера), Кокарды (на стихи Жана Кокто); фортепианные пьесы Вечные движения, Прогулки; хореографический концерт для фортепиано с оркестром Утренняя серенада; балет с пением Лани, поставленный в 1924 году в антрепризе Сергея Дягилева.
Начиная с 1933 много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом Пьером Бернаком, первым исполнителем многих вокальных сочинений Пуленка. В годы 2-й мировой войны участвовал в движении Сопротивления.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие их которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по - настоящему открылся щедрый дар Пуленка - мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцатра, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.
Пуленк вошёл в историю музыки как участник творческого содружества „Шестёрка". В Шестёрке - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизмеримым юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой.
Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе „Шести" является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры.
О произведении
Опера французского композитора Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» была сочинена в 1956 году для миланского театра La Scala по пьесе Ж. Бернансона. В основе сюжета трагическая история из времен Великой Французской революции.
Революционные власти издают декрет о ликвидации монастыря ордена кармелиток. Монахини во главе с настоятельницей обрекают себя на мученическую смерть на эшафоте. Дочь маркиза де ля Форса – Бланш, укрывавшаяся в эти кровавые времена в святой обители, решает достойно встретить судьбу, разделив печальную участь своих спасительниц...
«Диалоги кармелиток» можно назвать одним из самых ярких сочинений Франсиса Пуленка, в котором композитор достигает высокой трагической мощи.
Выразительные мелодичные женские партии, богатая музыкальная ткань произведения сделали его желанным на сценах крупнейших оперных театров мира. «Диалоги кармелиток » были поставлены в Париже, Лондоне, Сан-Франциско. А партия главной героини – Бланш – украсила репертуар выдающихся мировых сопрано: француженки Дениз Дюваль, англичанки Кири Те Канава, американки Кэрол Ванесс.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Тяготясь жизнью в доме отца Маркиза де ля Форса, страдающего от тоски по давно умершей жене, а также странными отношениями с братом Шевалье, Бланш решает уйти в Компьеньский монастырь кармелиток. Там,в строгом затворничестве, она надеется спастись и от приступов панического страха.
В монастыре Бланш неожиданно обретает мать в старой умирающей настоятельнице Матери Генриетте Иисуса. Став послушницей, Бланш знакомится с сёстрами-монахинями. Особую нежность к Бланш испытывает молоденькая Сестра Констанция. В обители живут сёстры разных возрастов и характеров. Здесь находит защиту и юная Бланш и старая, хромая Мать Жанна. Умирающую настоятельницу ни на секунду не покидает её помощница, самая страстная из компьеньских монахинь, Мать Мария Воплощения. После смерти Матери Генриетты Иисуса новая настоятельница Мать Мария Святого Августина призывает сестёр к смиренному и последовательному служению Господу, не взирая на революционную смуту, охватившую их родину.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
В монастырь попрощаться с Бланш приезжает её брат Шевалье - он решил покинуть несчастную Францию. Монахини прячут от властей изгнанного Священника. Они в смятении, никто не защитил Священника от травли. Тогда Мать Мария Воплощения требует от сестёр отдать их жизни за веру и за родину. В монастырь врываются военные. Они бесчинствуют. Мать Мария Воплощения призывает монахинь единогласно принять обет мученичества. Священник благословляет всех. В поднявшейся суматохе Бланш уходит из монастыря и возвращается в дом отца.
По правительственному указу кармелитки должны быть изгнаны из обители. Сестры напуганы и потрясены. Мать Мария Воплощения напоминает им о долге и отправляется за Бланш.
Сестры-кармелитки арестованы. Настоятельница старается успокоить их.
Комиссар зачитывает смертный приговор, перечисляя поименно всех монахинь. Участь кармелиток решена. Мать Мария, столь страстно требовавшая жертвенного подвига от сестер, оказалась вне тюрьмы. Поддержать ее и разделить с ней судьбу готов спасенный монахинями от расправы Священник.
Сёстры одна за другой поднимаются на эшафот.
Файл
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 704x400 25.00fps 1000kbps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps
Продолжительность: 02:35:25
Размер: 1407 MB
Оригинальный файл удалён с файлообменника
В основе сюжета — реальная трагическая история времен Великой Французской революции. Революционные власти издают декрет о ликвидации монастыря ордена кармелиток. Монахини во главе с настоятельницей обрекают себя на мученическую смерть на эшафоте. Дочь маркиза де ля Форса — Бланш, укрывавшаяся в эти кровавые времена в святой обители, решает достойно встретить судьбу, разделив печальную участь своих спасительниц.
Сохранились подлинные записки, сделанные во время Французской революции монахиней-кармелиткой. Сама она гильотинирована не была, а ее сестер по монастырю казнили. На этом материале немецкая писательница Гертруда фон Ле Форт написала книгу «Последняя на эшафоте». На основе этого текста в 1947 году французский доминиканский священник отец Брюкбергер и Филипп Агостини написали по мотивам этого рассказа сценарий для фильма и попросили французского писателя и публициста Жоржа Бернаноса написать диалоги для фильма. Диалоги показались артистам слишком трудными и в фильме использованы не были. После смерти Бернаноса его друзья переделали диалоги в пьесу для театра. Она-то и стала основой либретто оперы Пуленка.
Премьера «Диалогов кармелиток» состоялась 26 января 1957 года, и историки считают этот день знаменательным: впервые со времен Пуччини публика «Ла Скала» приняла новое сочинения (а здесь было осмеяно и освистано немало произведений — Стравинского, Рихарда Штрауса, Берга, Даллапиккола, Менотти и Мийо). Миланцы встретили спектакль шумными овациями. Критик Бернар Гавоти, присутствовавший на премьере, писал в «Figaro»: «Я приехал в Милан, прочел текст Бернаноса и плохо представлял себе, какова может быть музыка. Покинул «Ла Скала» убежденный и взволнованный. Пуленк не только почтительно отнесся к идеям и стилю Бернаноса, но и провел также линию не меньшей важности — линию человечности».
Парижская премьера «Кармелиток» состоялась 27 июня того же года, вслед за ней последовала постановка в Кельне, а затем «Диалоги кармелиток» пересекли океан и были поставлены в Сан-Франциско, через год последовала премьера в «Ковент-Гарден» и так далее — опера шла на всех более или менее крупных сценах Европы и мира. В роли Бланш де Ля Форс выступила Дениз Дюваль (непременная участница оперных премьер Пуленка), показавшая на этот раз всю драматическую силу своего таланта. Если в миланской постановке господствовал стиль «большой оперы», который не совсем соответствовал желаниям композитора, то парижская премьера отмечалась как более близкая авторскому замыслу — в ней гораздо сильнее подчеркивалась человеческая, личная драма.
Режиссер Дмитрий Бертман, знаменитый своей привычкой шокировать публику, удивил и на сей раз — но как раз не причудливыми экспериментами, а напротив, строгим, практически аскетичным решением спектакля. Художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева придумали декорацию в виде обшитой медью стены с диагональным прорезом, вдруг принимающим форму креста, повисшего над сценой. Монахини в традиционных черно-белых нарядах, солдаты — словно из ящика игрушек, в шинелях и треуголках, с бронзовыми лицами.
Бертман работает в манере психологического театра и пытается понять, что за странные отношения связывают героиню оперы с ее братом (они оказываются в одной постели), отчего именно Бланш призывает к себе Настоятельница на смертном одре, случайно ли Мать Мария Воплощения, принявшая вместе с кармелитками обет мученичества, не оказалась вместе с ними на эшафоте? По версии Бертмана (не Пуленка) Мать Мария «крутит» роман со Священником, отравляет Настоятельницу и является к Бланш вестницей смерти...
Все происходящее в опере подается сквозь призму восприятия и переживаний юной аристократки Бланш Де Ля Форс, натуре крайне чувствительной. Ее разговоры с Настоятельницей — о вере, молитве, жизни и смерти, по сути и есть те самые Диалоги, вынесенные в название оперы. Бланш, сбежавшая из монастыря (не выдержав ужаса обета мученичества), совершает главный поступок своей жизни — возвращается и присоединяется к сестрам, восходящим на эшафот.
«Кармелитки» — опера чисто женская, ансамблевая, ее выбор, быть может, был продиктован потрясающим собранием женских голосов (и невероятно харизматичных актрис) в труппе театра. Роль Бланш была словно написана для Натальи Загоринской, поражавшей и чувством стиля, и внутренним нервом, ранимостью, присущим героине. Лариса Костюк, исполнившая партию Матери Генриетты, фанатичной настоятельницы монастыря.
Кульминация спектакля — казнь кармелиток, по настоянию автора должна сопровождаться стуком гильотинного ножа, а количество голосов в хоре уменьшается соответственно количеству ударов. Бертман решает эту сцену эффектно, как демоническую партию в боулинг: монахини в нижних рубашках и с остриженными волосами (каждый скрежет ножниц словно предвосхищает будущие удары ножа) поднимаются на эшафот. Исчезает монашка, раздается стук меча — и солдат выкидывает белый кегельбанный шар...