Московские легенды. Усадьба колдуна Брюса «Глинки
Татьяна ★★★★☆
(12-04-2011)
Снова побывали в усадьбе Брюса 09.04.11г. На территории санатория никого, кроме охранника, не обнаружили. Такое впечатление, что санаторий не действует. С разрешения охранника прогулялись по территории усадьбы, были очень удивлены отсутствием музея. А 5 лет назад мы ходили по этой усадьбе часа 2 с очень интереснейшей экскурсией!
Усадьба Якова Брюса дошла до нас в сильно искаженном виде, санаторий постарался. Но на главном доме все-таки можно найти приметы времени и личности хозяина (маски над окнами). Посещать имеет смысл с хорошей экскурсией, что мы и сделали и остались довольны.
Увы, музей Брюса (кстати, то, что он был колдун - скорее байки, а то, что крупный государственный деятель и ученый - факт) сохранить не удалось по не до конца понятным причинам. И возрожден он не будет, по всей видимости.
алексей ★★★☆☆
(4-12-2006)
Усадьба понравилась.А музей не работает,опечатан налоговой инспекцией.
МИТРИЧ ★★☆☆☆
(17-09-2006)
Посетили усадьбу 17 сентября 2006., впечатление двойственное. Потрясла степень разрушенности великолепного, некогда четырёхэтажного главного здания. Непостижимо, как такое строение могло придти в столь плачевное состояние. Даже если бы там во время оно оборудовали учебный центр для загранагентуры ГПУ или тайный бордель для руководства ВЦСПС - и то было бы лучше:
перестроили бы, исказили, но до такой стадии руинирования дело не дошло... Восстановлению дворец, я так понимаю, не подлежит. Виновных, за давностью лет, не сыскать, да и искать некому. ...продолжение
src="/jpg/plus.gif">
Это есть некий символ русской культуры ХХ века, взятой государством якобы под охрану и затем безжалостно разграбленной и загубленной. А то, что реставрацию начинают с церкви, радует не слишком - в Подмосковье уже сотни действующих храмов, а подобных усадеб - раз-два и обчёлся, лучше бы парк в порядок привели, что и дешевле и необходимей, но оно и понятно - церковь восстановят - новый приход откроется, копеечка с прихожан туда потечёт... Общее впечатление - мерзость запустения и гражданская скорбь. Нация, доведшая достояние праотцев до такого состояния обречена, и никакие молебны с водосвятиями ей уже не помогут.
Татьяна ★★★★★
(17-08-2006)
Побывали в усадьбе в декабре 2005г. На территории усадьбы - санаторий, пройти можно спокойно, без проблем. Зашли и осмотрели экспозицию музея, тогда было бесплатно, но говорили, что с нового года введут билеты. Присоединились к экскурсии по усадьбе, которую проводят для отдыхающих в санатории (зимой она бывает по воскресеньям, сбор в 12:00 у фонтана перед главным домом). Экскурсия была продолжительная (часа 2) и ОЧЕНЬ интересная!
Mарина ★★★☆☆
(13-05-2006)
Санаторий "Монино" производит тоскливое впечатление типичного совкового заведения. Сама усадьба умиляет своей наивной простотой. Главный дом с фонтанчиком чем-то похож на особняк, в котором снималась "Формула любви". Хотя, может быть, это рассказы о его владельце, ученом и "чернокнижнике" Якове Брюсе вызвали у меня воспоминания о графе Калиостро. :-)
Парк находится в довольно запущенном состоянии, бывшие пруды заросли грязью. Но местные энтузиасты сейчас активно восстанавливают церковь: правда, она выглядит пока, как после бомбежки, и работы там хватит на очень долгое время.
...продолжение
src="/jpg/plus.gif">
Нам повезло, музей Брюса был открыт: из экспонатов запомнился огромный книжный шкаф со старинными фолиантами и фамильное дерево Брюсов, которые ведут свой род от шотландских рыцарей. Купили там кучу всяких краеведческих книжечек и монографию об этом самом Брюсе - колоритный был человечище.
В общем, и погуляли приятно, и историю немного вспомнили, что всегда полезно.
Усадьба Глинки - старейшая в Подмосковье , относящаяся ещё к петровским временам. Она принадлежала в течении века (до 1791 г.) Брюсам. Родоначальником Брюсов был Яков Вилимович - сподвижник Петра I - военный и государственный деятель, учёный и дипломат. Архитектурный ансамбль Глинок был создан в 1727 - 1735 гг., когда Я.В. Брюс вышел в отставку.
Яков Вилимович Брюс
Яков Вилимович Брюс , сын шотландского дворянина, оказавшегося на русской службе еще при царе Алексее Михайловиче, был ближайшим сподвижником первого русского императора. Свою верность ему доказал еще во время Стрелецкого бунта, когда пришел на выручку молодому Петру в Троице-Сергиев монастырь. Вместе участвовали во многих военных походах.
Славившийся своей ученостью Брюс считался в русской армии лучшим знатоком пушечного дела и не случайно носил почетное звание генерал-фельдцехмейстера - начальника артиллерии. Он же был президентом Берг-и Мануфактур-коллегии и основателем знаменитой Навигацкой школы, разместившейся в московской Сухаревой башне. Наконец, по "Брюсову календарю" строили свой жизненный уклад многие поколения русских людей.
Но при преемниках Петра Великого граф оказался не у дел и подал прошение об отставке. В чине генерал-фельдмаршала, полученном на прощание, он, покинув Петербург , перебрался в купленное им под Москвой поместье "Глинки" . И вскоре, по мнению местных крестьян, там стали твориться чудеса. Люди, проходившие мимо усадебного дома, построенного в необычном для здешних мест стиле итальянского барокко, не раз замечали его хозяина, стоявшего на крыше и смотревшего на небо в огромную трубу. Только вряд ли кто-то из них догадывался, что это телескоп, через который можно изучать звезды.
Так что когда через день или два начиналась гроза, то все думали: это волшебник Брюс наслал непогоду. Его личность стала обрастать легендами. Каких только небылиц не рассказывали о нем. То видели его летевшим верхом на железном драконе, то в беседке парка по его велению неожиданно раздавались звуки арфы...
Даже после своей кончины граф-чернокнижник, согласно преданиям, продолжал пугать тех, кто поселялся в его усадьбе. Поэтому новые владельцы "Глинок" - сначала купчиха Усачева, а потом фабрикант Лопатин - решили уничтожить все статуи обнаженных античных богинь и героев, некогда украшавшие парк. Одни просто зашвырнули в пруд, другие замуровали в плотине. И тут "месть Брюса" не заставила себя ждать. Начал граф с того, что стал по ночам являться в спальню Усачевой в барском доме, и той вскоре пришлось перебраться на житье во флигель.
Яков свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в кунсткамеру Академии наук.
Архитектурные особенности усадьбы
Усадьба Глинки относится к одному из самых ранних, уцелевших до наших дней подмосковных имений, но Брюс чувствовал себя не помещиком, а ученым. Почти все комнаты усадьбы были превращены в кабинеты, где он занимался физикой, математикой, естествознанием, астрономией. Он тратил все деньги на приобретение новомодных приборов и приспособлений для опытов, поэтому челядь считала барина странным и за глаза называла его «нелюдимым вельможей».
Крестьяне шептались о том, что он - колдун: ходили легенды, будто их помещик в жаркий летний день одним словом заморозил воду из прудов, чтобы покататься на коньках. Да и вид главного здания усадьбы весьма способствовал распространению слухов: первый этаж дома был стилизован под средневековый замок, а обтесанные камни, обрамляющие окна первого этажа, в темноте представлялись демоническими масками.
Весь усадебный ансамбль был выполнен в стиле барокко , по-прежнему модном в первой трети XVIII века: хозяйственные постройки располагались строго симметрично по отношению к усадебному дому, а напротив главного входа был разбит регулярный парк с аккуратным прудиком и павильонами... К сожалению, после пожара 1899 года только флигель-кладовая и садовый павильон, служивший лабораторией Брюсу, сохранились в первозданном облике.
Усадьба Глинки выстроена в стиле дворцово - парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. В настоящее время сохранилось два каменных комплекса - парадный и хозяйственный. Парадный двор образован главным домом и тремя флигелями. Хозяйственный двор был основательно перестроен в конце XVIII века и более не представляет художественного интереса.
Небольшой двухэтажный, прямоугольный в плане дом (20-30-е годы XVIII в.), можно считать наиболее старым из сохранившихся в Подмосковье. Его отличает сдержанная торжественность. Арочный портал рустован, скошенные углы здания в обрамлении пилястр. Оконные наличники красивого рисунка, с демоническими масками на замковых камнях над окнами первого этажа, и лучковым очельем - над окнами второго. Второй этаж по обоим фасадам выделен открытыми лоджиями, со спаренными колоннами. На крыше - лёгкая деревянная башенка, специально спроектированной для астрономических наблюдений Брюса.
"Лаборатория Брюса"
"Лаборатория Брюса" , или как её ещё называют - "Петровский домик" - представляет собой одноэтажный парковый павильон, сохранивший декоративное убранство петровской эпохи. По сторонам главного входа помещаются полукруглые в плане арочные ниши для статуй, обрамлённые спаренными пилястрами с белокаменными капителями композитного ордера. Хороши рокайльные раковины, украсившие конхи ниш. Декоративное убранство павильона дополняют широкие пилястры и фигурные наличники.
Санаторий "Монино"
Ныне здания старинной усадьбы занимает санаторий "Монино" . В западном флигеле усилиями местных краеведов открыт музей Я.В. Брюса , который работает по воскресеньям с 10 до 14 часов.
Проехать в усадьбу просто - поворот на Монино с Горьковское шоссе, далее через посёлок Лосино - Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, и далее поворот на указателе "санаторий Монино ".
Удивительная усадьба расположена неподалеку от станции Монино Ярославской железной дороги. Сейчас здесь санаторий «Монино». Мы видим небольшой двухэтажный дом с двумя флигелями по бокам. Стены его разбиты пилястрами (полуколоннами), наличники окон богато украшены. В замковых камнях высечены карикатурные маски. Садовый павильон и караульня, расположенные под углом к главному дому, и хозяйственные постройки ограничивают парадный двор. За домом разбит "регулярный" вековой липовый парк с прямоугольным прудом. В планировке его аллей можно увидеть масонские знаки. Ансамбль возник в 20-е годы XVIII века, и немудрено, что в архитектуре заметно влияние итальянского барокко.
История усадьбы началась еще в XVII веке: сперва она была боярской вотчиной, а затем стала монастырским владением, и вообще одна из старейших в Подмосковье.
Эта усадьба одна из стрейших в Подмосковье, причем сохранилась не на бумаге, не в руинах - а вполне в приличном виде, хотя потерь, конечно, было много.
У усадьбы этой есть особая притягательность и даже некий ореол тайны. Виной тому - ее самый знаменитый владелец, "русский Фауст" Яков Вилимович Брюс.
История усадьбы.
Первый владелец. Англичанин Стелс и неудавшийся пороховой бизнес
В марте 1710 году Петр I жалует имение Глинково английскому коммерсанту Андрею Стельсу «... за ево к нам Великому Государю верную услугу». В 1708 году Обуховский завод (Ногинский район), принадлежавший Стелсу, прочно занял первое место в России. Он поставил для артиллерии 16 тысяч пудов пороха высшей кондиции на 18% дешевле других пороховщиков. Стельс сообщает артиллерийскому ведомству о том, что его завод располагает резервными мощностями и может увеличить производство. В ответ артиллерийское ведомство заключает с ним контракт на ежегодную поставку 20 тысяч пудов пороха, а Петр I издает указ о предоставлении Стельсу монопольного права на производство пороха, а прочим царь «... делать порох не велит». Предоставленные привилегии позволили англичанину в 1710 году нарастить производство пороха до 34 814 пудов. Однако недовольные владельцы вставших после указа Петра пороховых заводов организуют блокаду конкурента. Они скупают всю селитру и серу (сырье для изготовления пороха), одновременно взвинчивают на них цену. В результате к концу 1711 года Обуховский завод остался без сырья и был остановлен. Не пережив этого удара, в январе 1712 года он умер. Попытки его жены Варвары Стельс восстановить производство были безуспешны. Она продает завод и уезжает с детьми в Англию. В 1717 году, по поручению сестры, ее брат продал имение Глинково с деревнями князю Алексею Григорьевичу Долгорукову.
Алексей Долгорукий
Новый владелец усадьбы Алексей Долгорукий большую часть времени проводил в усадьбе Горенки, так что ничем особо примечательным этот период для Глинково отмечен не был. После воцарения Петра II Долгорукие приобретают над императором все большую власть. Пиком успехов Долгоруких стала обручение юного Петра II с дочерью Алексея Григорьевича Долгорукого Екатериной в конце 1729. Церемония бракосочетания была назначена на 19 (30) января 1730. Однако 6 (17) января у императора обнаружились признаки оспы и в ночь на 19 (30) января, день, когда должна была состояться свадьба, он скончался.
Во время царствования Петра II Долгорукие становятся первыми вельможами России. По-видимому, в это время полного неограниченного фавора, имение Глинково уже не имеет существенного значения для Алексея Григорьевича и он продает его вместе с деревнями вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу, графу Якову Вилимовичу Брюсу.
Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в «потешные», сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки?
Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. ..
Брюс скончался в 1735 г., немного не дожив до 66 лет.
Как сложилась дальнейшая судьба усадьбы?
В 1756 году при Александре Романовиче Брюсе (племяннике Якова Брюса) была возведена церковь Иоанна Богослова, к которой в 1883 году пристроили трапезную и колокольню. В 1930-х года колокольню снесли, а церковь основательно переделали, встроив в спальный корпус.
В церкви находилось мраморное надгробие жены племянника Якова Виллимовича (тоже был не маленький человек, в 1784--1786 гг. -- главнокомандующий Москвы и генерал-губернатор Петербурга -- с 1784 г.) Прасковьи, работы Мартоса.
Могильный камень Брюсов спасли в 1936 году, перевезя в Донской монастырь.
Чтобы понять, насколько важна была эта скульптурная работа, достаточно вспомнить, что скульптура Минина и Пожарского на Красной площади -- это тоже работа Ивана Петровича Мартоса.
Сейчас перестроенное до неузнаваемости здание церкви разрушено, хотя алтарная часть закрыта и утверждается, что проводятся службы.
стати, в 1845 году за владельца усадьбы Александра Брюса выдают вернувшуюся из ссылки Екатерину Алексеевну Долгорукую, чуть было не ставшую в свое время женой Петра II. Однако брак оказался недолгим; через два года Екатерина Алексеевна умерла.
Яков Александрович .
После смерти Александра Брюса усадьба Глинки переходит по наследству его сыну Якову. В отличие от своих знаменитых предков он особыми доблестями ни на поле брани, ни в государственных делах не отличался и больше известен в истории не по своим заслугам, а по похождениям жены - Парасковьи Александровны Брюс (Брюсши, как называли ее современники) - наперсницы императрицы Екатерины II. По характеристике современников, Парасковья Брюс «…была красива, образована, необыкновенно ловка и умна, но строгостью нравов не отличалась». Яков Александрович, благодаря близости ко двору и дружбе с Екатериной, успешно продвигался в карьере, дослужившись до звания генерал-лейтенанта. Был губернатором в ряде городов, а в 1784-86 годах - в Москве. Прослыл как человек жестокий, мстительный, большой формалист и служака, не гнушавшийся средствами для достижения своих корыстных целей. Будучи губернатором в Москве, он начал преследование группы московских просветителей во главе с Николаем Ивановичем Новиковым, законченное после его занимавшим после него эту должность Прозоровским полным разгромом этой группы и заключением Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.
На почве любовного соперничества Екатерина поссорилась со своей любимицей и отдалила ее от двора, запретив проживание в Петербурге. Переехав в Москву, Брюсша большую часть времени проводит в Глинках, ведя затворнический образ жизни. Здесь она и умерла на 57 году жизни.
Екатерина Яковлевна В 1791 году после смерти отца Александра Романовича Брюса единственной наследницей огромных брюсовских владений остается 15-летняя Екатерина. По завещанию отца, ее опекуном стал Валентин Платонович Мусин-Пушкин. В 1793 году он женит своего сына Василия Валентиновича на Екатерине Яковлевне. Семейная жизнь супругов не удалась, детей не было. Муж - большой щеголь и мот, вел великосветский образ жизни, жил на широкую ногу, прожигая отцовское и женино наследство. Поняв, что она обобрана, а семейная жизнь не складывается, Екатерина Яковлевна уезжает за границу и возбуждает дело о разводе и возврате своих имений. Дело тянулось долго и, только при вступлении на престол Павла I , было решено в пользу потерпевшей, которая получила в свое владение всю движимую и недвижимую собственность, доставшуюся от отца.
В 1815 году, по поручению хозяйки усадьбы, имение Глинки с принадлежавшими ему деревнями, было продано. Так закончился Брюсовский период усадьбы Глинки, а на Якове Александровиче Брюсе прекратился и род Брюсов в России по мужской линии.
Усачев . В 1815 г.усадьбу внучатая племянница Брюса продала усадьбу владельцу Глинковской писчебумажной фабрики Ивану Тихоновичу Усачеву. Он использовал усадьбу под хозяйственные нужды своей фабрики. Но дело не шло, хотя Усачев даже переделал фабрику в хлопропрядильную. Пришлось продать все производство братьям Алексеевым. Но и у них дело не заладилось.
В 1862 году фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. На фабрике работали 757 рабочих, это было одно из крупнейших предприятий текстильной промышленности. Но в усадьбе Колесовы не жили, считая ее колдовской, главный дом использовался как склад хлопка. Их «хозяйствование» нанесло ей непоправимый ущерб. Парк усадьбы был богато украшен скульптурами, вывезенными Я.В.Брюсом из-за границы во время его многочисленных поездок по заданиям Петра I . Купчиха Глафира Колесова, религиозная фанатичка, усмотрела в обнаженных фигурах богов и богинь кощунство и святотатство; она приказала разбить скульптуры и побросать в Ворю.
В 1879 году Колесовы продают фабрику вместе с усадьбой купцу Якову Лопатину за 200 тысяч рублей - баснословно низкую цену. Видимо, хозяйство было доведено до ручки.
Яков Лопатин
Лопатин энергично начинает наводить порядок.
Но в 1899 году его постигло несчастье: от прямого попадания молнии сгорел главный усадебный дом вместе со всеми запасами хлопка, находившимися в нем. Пришлось все восстанавливать.
И тут вторая беда: 7 сентября 1902 года по неизвестной причине дотла сгорела фабрика вместе со всем содержимым. Строить ее заново Лопатину было не под силу
В 1914 году Лопатин продает усадьбу Глинки с 348-ю десятинами земли вязниковскому купцу Малинину. Тот создал в деревне Кабаново лесопильный завод, передав усадьбу и завод сыну, который торговал лесоматериалами, сводя доставшийся лес.
В 1918 году усадьба была национализирована. Не пережив потери, сын Малинина, по воспоминаниям старожилов, покончил с собой.
После революции часть усадебных флигелей использовали под приют и школу. Затем в усадьбе была организована сельхозкоммуна. В 1934 г. Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Во время войны в усадьбе был госпиталь, с 1948 г. — санаторий "Монино". В 1972 г. рядом с усадьбой была обнаружена минеральная вода, и санаторий стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В 1991 г. в усадьбе был создан общественный Дом-музей Я. В. Брюса ему отдали один из флигелей. По сведениям 2010г, музея сейчас уже не работает.
ВFUIMUS ("Мы были") - так звучит девиз на родовом гербе Брюса, как нельзя лучше комментирующий увиденное нами в усадьбе.
На территории есть еще несколько сохранившихся зданий времен Брюса: здание кордегардии, садовый павильон, лаборатория Брюса с нишами, в которых когда-то стояли статуи.
А вырезанные из камня маски на наличниках окон по-прежнему усмехаются и гримасничают.
По легенде, одна из них является портретом хозяина усадьбы, "русского Фауста".
Специалисты по биолокации зафиксировали на территории немало интересных аномалий, свидетельствующих о том, что под толщей земли существуют подземные тоннели и комнаты.
В общем, несмотря на развалины и некоторую запущенность усадьбы, гулять там просто замечательно - чистый воздух и атмосфера старины и неразгаданных тайн.
.
Конечно, усадьба и санаторий в ней могут вызвать грустные чувства, несмотря на хорошую сохранность -- есть здесь запах влажного тлена (то тихо гибнет пруд). Но величие замысла очевидно, хотя, конечно, и проигрывает по масштабам рядом с такими постройками, как Архангельское или Марфино. Просто это дом очень приличного человека, даром что шотландца. И мысли о жизни, о истории, о том, что делать со страной дальше, которые могут возникнуть во время прогулок по тенистым аллеям, стоят этого путешествия.
Мало кто знает, что ровно че рез десять дней после первоапрельского колобродства наступает особое время - День всех тайн, 11 апреля .
Так назвал день, который приходится на дату его рождения, сам граф Сен-Жермен, известный масон и чародей
Вместе с Сен-Жерменом свой день рождения справляла еще одна весьма примечательная личность - звездочет, ученый, чародей, сподвижник Петра I - Яков Брюс.
Как доехать : поворот на Монино с Горьковского шоссе, далее через посёлок Лосино - Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, и далее поворот на указателе "санаторий Монино".
Общественным транспортом: от Ярославского вокзала электричкой до станции Монино, далее автобусом № 32 до санатория "Монино"; от м. "Щелковская" автобусом № 362 до Монино.
Если у вас велосипедный маршрут, полезно почитать про дорогу
ДополнительноЯков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдцейхместер, впоследствии граф и генерал-фельдмаршал, неразлучный спутник Петра в его походах, и в некоторых путешествиях, поселился в Глинках в 1726 году, где жил до конца своей жизни, изредка наезжая в Москву и предаваясь исключительно научным занятиям.
Брюс получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным. Яков Вилимович Брюс был, бесспорно, просвещеннейшим из всех сподвижников Петра. Занимаясь составлением и переводом сочинений, Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России, но больше всего имя его известно, как автора календаря, который в первый раз появился в печати в 1709 году "изобретением" Василия Киприянова, и "под надзором" Якова Вилимовича. Хотя он впоследствии сам не издавал календарей, тем не менее справедливо может считаться основателем календарного дела на Руси, так как принимал главное участие в составлении их, подражая преимущественно немецким календарям. От него остались, как памятник его занятий, библиотека и кабинет разных "куриозных вещей", который в то время почитался единственным в России. Перед смертью он завещал их в кунст-камеру Академии Наук. Состав того и другого самый разнообразный: тут и книги, и карты, числом около 735, и рукописи, и инструменты, и всевозможные редкие предметы (около 100).
Глинки - самая древняя каменная дворянская усадьба Подмосковья. Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки, пожалованные ему в 1721 году за Аландский мир со Швецией.
Усадьба строилась в 20-е годы XVIII века мастером, к сожалению нам неизвестным, в стиле дворцово-парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. Усадьба представляет собой симметрично распланированный жилой комплекс с хозяйственным двором, регулярным парком с прудами и садовым павильоном. Парадный двор, сохранившийся до нашего времени, - строго выдержанный прямоугольный ансамбль из построек, ориентированных по сторонам света, главного дома и трех флигелей. Не меньший интерес, чем архитектура, представляет парк в Глинках с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Сейчас территорию усадьбы занимает санаторий "Монино". На территорию можно пройти совершенно свободно через центральный вход. Несколько лет назад в западном флигеле усилиями местных краеведов был открыт музей Брюса. К сожалению, музей сейчас переживает тяжелые времена, связанные с переделом собственности и не работает.
Главный усадебный дом. Великолепна лоджия в центральной части фасада, нижний ярус которой образован рустованной аркадой, а верхний - стройными спаренными колоннами. Центр постройки отмечает фонарь-башенка, где по всей видимости и находилась астрономическая обсерватория Брюса.
Окна нижнего этажа покоятся на полочках, поддерживаемых кронштейнами, и обведены с двух сторон и поверху рустованным камнем с выступающим вверху треугольничками.
Наличники окон первого этажа наделены эффектными маскаронами. По легенде в масках представлены карикатурные образы вельмож того времени, настроенных против Брюса.
Садовая сторона дома была распланирована в общих чертах аналогично дворовой. Колонны верхней лоджии обрушились, и вместо нее получилась открытая терасса.
Архитектурный стиль дома продолжают другие здания усадьбы.
В этом флигеле располагается музей Брюса, сейчас закрытый.
Вход в усадьбу
"Лаборатория Брюса" или "Петровский домик" - одноэтажный парковый павильон, типичный образец петровской эпохи.
Пилястры с коринфскими капителями
Полукруглые арочные ниши с раковинами на фасаде, где ранее помещались статуи
Флигеля и кордегардия
Второй этаж надстроен
Аллея парка
Усадебный пруд. По одной из легенд летом на малом пруду Брюс замораживал воду и катался на коньках, а зимой, наоборот, плавал на лодке.
Вдалеке просматривается разрушенное здание одного из бывших корпусов санатория. Трудно представить, что это церковь Иоанна Богослова середины XVIII века. О ней будет отдельный пост.
Проезд: с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус или маршрутка №32 до ост. "Санаторий Монино".
Московские легенды.Усадьба колдуна Якова Брюса "Глинки"Усадьба «Глинки» находится там, где земля между реками Ворей и Клязьмой образовала полуостров, со всех сторон защищенный лесами и болотами. Территория была изрезана древними подземельями. По словам специалиста по биолокации Юрия Иванова, "Глинки" располагаются на "месте силы" - месте выхода на поверхность энергии земли. В наше время здесь расположен санаторий «Монино».
Якова Вилимовича Брюса называют русским Фаустом, но надо сказать, что загадок он оставил для нас гораздо больше, чем воспетый поэтами его германский коллега-чернокнижник. Хотя его, наверное, было бы правильнее назвать русским да Винчи за обширный интерес к различным областям знания и изобретательству. Любопытно, что дата его рождения приходится на праздник «День всех тайн» - 11 апреля, и совпадает с датой рождения великого масона и чародея Сен-Жермена.
Пожалуй, наибольшую славу Брюсу-астрологу принёс его знаменитый «Брюсов календарь». Это был больше чем просто календарь, скорее настоящая энциклопедия. Казалось, что он был написан абсолютно на все случаи жизни, с указанием различных событий, примет, предсказаниями и советами на многие годы вперёд. Гадательный характер этого астрологического календаря предопределил его грандиозную популярность и укрепил слухи о Брюсе как прорицателе.
Этот «вечный» календарь содержал предсказания на каждый день на 112 лет вперёд! Поэтому неудивительно, что «Брюсов календарь» стал самым популярным в России и оставался таким более двух веков, — он был известен даже в советские времена. По отзывам современников, он содержал удивительно точные предсказания и, хотя первоначально эти предсказания охватывали временные рамки лишь до 1821 года, в последующих переизданиях они были дополнены вплоть до XX столетия. Даже в наше время некоторые знахарки используют этот календарь для вычисления судеб.
Ещё задолго до смерти государя Петра Великого, Брюс, составив его астрологический гороскоп, предостерегал царя от воды, но разве мог такой своенравный человек как Пётр I послушать кого-либо? Спустя годы Пётр полез в ледяную воду, спасая севший на мель бот с солдатами, вскоре после этого случая он заболел пневмонией и умер. Однако сам Брюс не поверил, что всему виной была банальная пневмония, полагая, что в судьбу Петра вмешались и помогли ему умереть, попросту говоря, отравили. Предсказал граф и свою смерть.
28 января 1725 года, Брюс исполняет обязанности главного распорядителя на похоронах Петра I. Сразу после смерти царя начинается борьба за власть в стране и на местах, интересы Брюса задеты, он ближайший соратник Петра, понимает, что стал опасен и нежелателен для новой власти, слишком уж много дворцовых тайн ему известно. Екатериной I недавно учреждён Верховный тайный совет, в его состав входят серые кардиналы России во главе с Меншиковым. Фактически этот совет, а не Екатерина I, управляет страной и решает важнейшие государственные дела. Брюса не включают в состав совета и тем самым красноречиво дают понять, что он не нужен новой власти.
Через год после смерти Петра, Брюс уходит в отставку в чине генерала-фельдмаршала. Вместе с женой Маргаритой фон Мантейфель он спешно покидает столицу, переезжает в Москву и 24 апреля 1727 года покупает у князя Долгорукова сельцо Глинково, расположенное в 42 верстах от Москвы.
Обустроив имение Глинки, Брюс оборудовал там обсерваторию и, отойдя от государственных дел, всецело посвятил себя любимому занятию, — науке. Занимался Брюс и медициной, оказывал помощь местным жителям, из трав составлял лекарства. Всё это порождало новые слухи о графе, мол, и травы он все знает и камни в золото превратить может, живую воду получил и теперь не властна над ним сама смерть.
Научные исследования и изобретения графа, его нелюдимость и замкнутость в последние годы жизни, порождали любопытство и суеверный страх у окрестных жителей, начали рассказывать, что откуда-то из заморских краёв привезли Брюсу дракона, но однажды Яков рассердился на него и превратил в камень. Действительно в парке графской усадьбы Глинки стояла каменная скульптура мифического существа покрытого чешуёй, но, к сожалению, сегодня следы дракона, как и многих других скульптур из графской усадьбы найти не удалось, — в 30-е годы они были разрушены, а материалы использовали для строительства плотины.
Крестьяне говорили, что хозяин села был царским «арихметчиком», знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин.
О его пребывании в Глинках ходила масса легенд. Так, рассказывают, что гости, приехавшие в усадьбу, днем катались по пруду на лодках, а вечером, после фейерверка, пруд превращался в каток, и все становились на коньки. Говорили также, что Брюс мог вызывать бурю и гром среди ясного неба, летать на железной птице. Даже простая беседка, у Брюса оказалось с загадкой: в ней, по мановению его руки, раздавались звуки арфы. Сколько гости ее ни осматривали, но источник музыки отыскать так и не могли.
Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека, не имеющего души. Такая горничная прислуживала графу в его обсерватории, свободно разгуливала по усадьбе и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой». После смерти Брюса среди его бумаг историки нашли схему механического робота.
Брюс не только сохранил древние подземные галереи (имеющие выходы за несколько километров от усадьбы), но и проложил несколько новых, соединив ими все здания усадьбы. После его смерти лаборатория, астрономические инструменты, часть книг и другие вещи исчезли. По одной из версий ученый успел их укрыть в подземельях усадьбы. Биолокационная разведка показывает, что под землей находятся металлические, деревянные, стеклянные предметы, и местами их плотность достаточно велика. Иногда рамка начинает быстро вращаться, констатируя аномальные отклонения - мощные энергетические заслоны, воздействие которых, не ослабевающее на протяжении столетий, опасно для здоровья разведчиков.
Известны несколько попыток найти сокровища Брюса. Профессор Московского университета Ковалев в 1857 году проводил раскопки в Глинках и поиски в Сухаревской башне, но безрезультатно. В начале XX века, под патронатом Николая II, их пытался искать археолог Алексей Кузьмин. Средства выделили большие, но археолог, только признавшись своим друзьям, что наконец что-то понял в брюсовских тайнах, внезапно скончался.
А. К. Саврасов. Сухарева башня. 1872
В Глинках Яков Брюс прожил около десяти лет. Всё это время он опасался, что Меншиков и Екатерина I не оставят просто так его в покое, ведь он будучи приближенным к Петру I человеком много знал и теперь стал для них опасен. Граф, будучи человеком сведущим в медицине не поверил, что царь умер вследствие болезни и считал, что против Петра был заговор.
Вскоре после смерти Петра вокруг Брюса начали происходить какие-то таинственные события, - погибали совершенно загадочным образом все приближенные графа. Перед смертью Пётр I не успел назвать преемника, написал только «оставляю всё» и умер. Есть предположение, что Брюс был единственным человеком, среди приближенных государя который знал имя наследника.
Брюс умер при весьма загадочных обстоятельствах. Говорят, что он для эксперимента убил своего старика-лакея, затем разрубил его тело на части, полил их «мертвой» водой - и тело срослось. Затем Брюс окропил тело «живой» водой, и старик ожил и стал молодым. Тогда Брюс приказал слуге проделать с ним то же самое. Слуга случайно разбил склянку с «живой» водой и владельца так и не воскресил. Лишь немного жидкости попало на ладонь Брюса. Как рассказывают очевидцы, когда могила Брюса была вскрыта, то ладонь его правой руки была абсолютно целой, как у живого человека.
В настоящее время от былого великолепия усадебного дома в «Глинках» осталось немного. FUIMUS ("Мы были") - так звучит девиз на родовом гербе Брюса как нельзя лучше комментирующий нынешнюю жизнь заброшенной усадьбы. Французский парк зарос, не видны мраморные скульптуры и музыкальная беседка, утрачена семейная усыпальница Брюсов. Только каменные маски на наличниках окон по-прежнему гримасничают. По легенде, одна из них является портретом самого хозяина усадьбы.
Желающие могут увидеть призрак Брюса на улице Радио, где он пытается отыскать свою могилу, но чаще на том месте, где стояла Сухаревская башня. Хотя вероятность встретить его в усадьбе Глинки еще выше. Появляется он в дни солнцестояний, а также в те ночи, которые чем-либо примечательны с астрологической точки зрения.
«После уничтожения башни дух графа перебрался в свое имение в Глинках, где его неоднократно видели пациенты военного санатория Монино, - говорит столичный магистр черной и белой магии Анжела Скубелко. - Я часто вступаю с Брюсом в астральную связь, и последний раз он сказал мне, что перебирается в Москву - будет ждать, пока восстановят башню. Пока же этого не произошло, он гуляет по улицам, и вы можете его встретить. Но бояться его не стоит, при жизни шотландец был добрым человеком».