Конспекты занятий по психологии в начальной школе. Уроки психологии в начальной школе
Урок психологии во 2 классе
Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:
сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”)
сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”)
дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”)
предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”)
Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.
Тема. Я учусь запоминать
Цель . Показать разные способы запоминания.
Мотивировать детей на тренировку своей памяти
Оборудование.
таблицы Шульте
конверты с буквами
наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)
Ход урока. Беседа с детьми. Настрой на работу.
Кому нравится погода сегодня?
Кто с желанием шел сегодня в школу?
Откройте тетради, запишите число, нарисуйте свое настроение.
Я объявляю тему “Я учусь запоминать!”
А нужно ли это? Зачем?
Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на уроке.
Подготовим наш мозг к работе.
Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.
Выполняем упражнения на развитие внимания.
работа с таблицами Шульте
игра “Пишущая машинка”
(на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание)
“Вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)
Развиваем мышление. Прежде чем запоминать, нужно подумать. Учимся группировать. (У детей конверты с буквами) (Рисунок 1). Сгруппируйте буквы.
по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные
Учимся запоминать
На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего урока).
меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо
9,10 слов – отлично
Как результат?
Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.
3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.
Как запоминали?
Физминутка. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти. (Рисунок 2)
Еще один способ запоминания. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.
После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.
Развиваем зрительную память. Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. (Рисунок 3) Посмотрите на эту вазу (Рисунок 4), запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится. Узнали? Молодцы!
Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы (Рисунок 5). Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.
Уроки психологии в школе , если они направлены на поднятие психологической культуры человека , познание своей личности, в том числе посредством тестирования и других проективных методик; половое воспитание , обучение самовоспитанию и готовности выйти в социум — это польза для детей и их будущего.
Если же уроки психологии в школе превращаются в фарс или шоу, в нахождение плохих черт у школьников и публичную критику их, или с целью манипуляции детьми — то это вред для ребенка.
К чему приводят уроки психологии в школе
Светлана задает вопрос психологам по теме: «Урок психологии в школе» …Добрый день. На уроке психологии в школе , всем детям в классе, где учится мой сын, педагог раздала листки с изображением мальчика с непонятным предметом в руках и предложила придумать по этому рисунку историю. Во время обсуждения мой сын предложил версию, что на мальчика напали хулиганы и отобрали у него скрипку (предмет в руках)… он убежал, а на другой день его мама нашла хулиганов и забрала скрипку.
Все ребята одобрили эту версию, а мальчика решили отождествить со своим одноклассником Никитой (мальчика этого бьют дома до синяков за двойки). Педагог за всем этим наблюдала, а потом сказала, что мой сын отвратительно поступил и что это ущемление личности или что-то в этом роде. Всё это со слов ребенка.
Я согласна, что это плохо. Я провела беседу… Еще она кричала на весь класс, что он тянет всех вниз и его надо убрать из школы.
Скажите пожалуйста, я очень переживаю за то, что сын так поступил. ….о чем это говорит? Собралась к этой учительнице, НО классный руководитель говорит, что достаточно будет беседы с ней. Я думаю, что у моего ребенка проблемы. ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРНА.
Урок психологии в школе выявил проблемы ребенка?
Здравствуйте, Светлана!Рисуночное тестирование , в том числе, ассоциации по рисункам, изображениям — это проективные методики исследования личности . Какая задача преследовалась Вашим педагогом на уроке психологии в школе — знает только она.
Сама по себе проекция — это неосознанное перенесение своих скрытых личностных черт на рисунок, другого человека, другой объект или явление.
Чтобы понять личностные проблемы, или их отсутствие, у Вашего ребенка — необходима прямая беседа с ним, а сначала — с Вами.
Здесь можно только предположить, что Ваш сын хочет показать себя, как доминирующую личность, за счет принижения Я-позиции другого ребенка, который и был выбран как объект отождествления. Возможно, этот мальчик (Никита), не только забитый дома, но и в классе (в групповых отношениях детей) является изгоем. (неправильное воспитание)
Опять же, непонятно, что значит «Я провела беседу…»…как провели, было ли это психологическое давление на ребенка…, какие у Вас детско-родительские отношения в семье …просто так ничего не бывает, дети плохими или хорошими не рождаются…
Открытый урок по психологии
для начальной школы
Тема «Азбука общения»
Для успеха в жизни умение общаться
с людьми гораздо важнее обладания
талантом
(Леббок)
Цель урока: получение новых знаний, умений и навыков в области общения.
Задачи:
познакомить обучающихся с понятием «общения»;
изучить виды общения и способы их проявления;
развивать и закреплять умения и навыки правильного взаимодействия с другими людьми.
Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Давайте посмотрим на это только начатое солнышко, и попробуем назвать всех тех, кто вас окружает. (На слайде круг с изображением детей. Учащиеся называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя…Психолог каждый раз добавляет по лучику - получается солнце.)
Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение.
Ребята, а что же такое общение? Это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.
Что же происходит в процессе общения? Чем обмениваются люди в процессе общения? Информацией и эмоциями.
Ребята, а все считают себя общительными людьми? Если человек общителен, то это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Но есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. А вы приятный собеседник? (тест , приложение 1)
Для того чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению. Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии. Какое же бывает общение? (слайд - схема, приложение 2)
Словесное общение:
Речь – основное средство общения. Содержание речи несет ту информацию, которую вы хотите передать: суть дела, отношение к нему. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьетесь цели общения.
Интонация. Речь неотделима от интонации – сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации.
Эмоциональное общение:
Мимика – изучает движения мышц лица отражающих внутреннее эмоциональное состояние. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают человеческие эмоции: гнев, радость, печаль… Давайте попробуем определить какое эмоциональное состояние изображено на данных картинках по мимическим выражениям. (приложение 3)
Жестика – исследует жестовые движение отдельных частей тела. Какие самые распространенные жесты вы знаете? (приветствия, прощания, угрозы, удовольствия, указания…)
Пантомимика – изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
Как вы думаете, к чему приводит отсутствие общения? Вспомните, когда вы себя чувствовали особенно одиноко? Что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось общаться?
«Список качеств важных для общения»
(дети работают по рядам: умение слушать, тактичность, умение убеждать, интуиция, наблюдательность, душевность, энергичность, вежливость, открытость…)
А теперь давайте немного поиграем.
Тренинг инструментальных умений.
1 . Произнесите «Здравствуйте…» с оттенками интонации, выражающими: радость, страх, удивление, удовольствие.
2. Прочитайте текст («Однажды с студеную зимнюю пору …») : шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы страшно замерзли, как будто у вас во рту горячая картошка.
3. Улыбнитесь , как улыбаются: очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу.
4 . Сядьте , как сидят: наседка на гнезде, председатель экзаменационной комиссии, побитая собака, невеста на свадьбе.
Игра « Телевизор без звука»
необходимо изобразить телепередачу без слов «Смак», «Голос», «Модный приговор».
А теперь давайте попробуем объяснить поговорки :
Без привязанности не может быть ни одно сердце.
В одиночку не одолеешь и кочку.
Давайте разработаем правила эффективного общения (дети работают по рядам)
При встрече – вежливость, улыбку;
При выслушивании – интерес;
При обмене мнениями и споре – любезность.
Во время критики – сочувствие и такт.
«Хорошее настроение»
Для того чтобы общение приносило радость, дарило тепло и понимание, необходимы положительный тон, внимание и, конечно, хорошее настроение . (Дети рисуют хорошее настроение, пишут комплимент и дарят рисунок соседу по парте.)
Боярова Ольга Николаевна
Конспект занятия по психологии на тему «Знакомство»
Конспект занятия
На тему : «Знакомство »
Составила : педагог-психолог
Боярова О. Н.
Тема : «Знакомство » .
Цель : дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности; помочь детям получить новый положительный опыт.
Материалы : мяч; коробка, в ней находится : цветная бумага, кусочки ткани и меха, пуговицы, фольга, вата, природные материалы, ножницы и клей.
Ход занятия:
I. Приветствие.
Здравствуйте! Я очень рада видеть всех участников занятий под названием «Давайте дружить!» . Сегодня у нас первое занятие . Что вы подумали, когда узнали, что будете посещать занятия с таким названием ? Как вы думаете, чему вы можете на них научиться? Что мы будем делать на занятиях ?
Дети отвечают на вопросы психолога .
Затем все хором произносят :
Чтоб интересно было жить,
Давайте будем мы дружить!
II. Упражнение «Я люблю» .
Все встают в круг.
Психолог , держа в руках мяч, говорит :
А начнем мы наше занятие с того , что представимся друг другу. Но сделаем мы это необычно. Тот, кто поймает мяч, расскажет что-нибудь о себе, начиная со слов «Меня зовут…. Я люблю…. Я хочу…. Я мечтаю…» .
Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.
III. Игра «Все- некоторые- только я» .
Дети садятся на стульчики.
Психолог встает напротив них и говорит :
Сейчас все, кого будут касаться мои слова, быстро встанут со своих стульчиков и постараются занять освободившиеся места. Если высказывание будет касаться и меня, я тоже могу попытаться занять чей- либо стул . Попробуем? Начали! Все девочки… Все, у кого сегодня хорошее настроение… Все, у к4ого полосатые носки… И т. д.
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог помогает детям сделать вывод : все люди разные, но в чем-то они похожи.
IV. Упражнение «Полет на воздушном шаре» .
Психолог говорит :
Вы любите путешествовать?. Кто из вас уже совершал путешествие?. Сейчас вы отправитесь в фантастическое путешествие.
Расположитесь как можно удобнее и закройте глаза. Расслабтесь, сделайте два глубоких вдоха и один шумный выдох.
Наше путешествие начинается.
Представьте, что вы идете по лесу. Вокруг растут высокие деревья, поют птицы. Солнечные лучи проникают сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вы любуетесь красивыми цветами и растениями, видите, как трудятся муравьи. Вдруг промелькнул какой-то маленький зверек. Может это белочка? Вы замечаете, что тропинка идет вверх, и взбираетесь на гору. На ее вершине вы видите небольшую площадку, на которой стоит воздушный шар. Он уже готов к полету. Вы залезаете в корзину, отвязываете веревку, и воздушный шар плавно уносит вас в небо.
Вы летите и видите, как лес становится маленьким, а река- похожей на светлую ленту.
Люди, работающие на поле, замечают воздушный шар и машут вам руками в знак приветствия . Вам хочется им ответить. Подумайте, что бы вы им крикнули?.
Шар начинает снижаться, и вскоре вы приземляетесь.
Вы открываете глаза, осматриваетесь и вновь оказываетесь в нашей комнате. Как вы чувствуете себя после полета?
Примечание. Упражнение можно проводить под музыкальное сопровождение. Текст следует читать медленно, с паузами.
V. Творческое задание «Живые имена»
Психолог , положив рядом с рисунком коробку, говорит :
Представьте, что во время путешествия ваше имя ожило и теперь оно умеет двигаться, говорить, играть, наряжаться. В этой коробке есть различные материалы. Выберите то, что вам покажется наиболее подходящим для вашего «живого имени» . Смастерите его и расположите в том месте воздушного шара, где ему нравится, или рядом с тем существом, с которым ему хотелось бы подружиться.
Дети выполняют задание.
По окончании работы каждый ребенок рассказывает о своем «живом имени» : из чего оно сделано и почему, что умеет и любит делать и т. д.
Психолог обращает внимание на то, как изменилось изображение воздушного шара, и просит детей рассказать об этих изменениях.
VI. Прощание.
Все встают в круг.
Психолог говорит :
На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается . Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а затем хором произнесите :
Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть-чуть добрее стали,
И дружно поиграли.
Молодцы! А теперь давайте поблагодарим друг друга и скажем :
«Спасибо, друг! (Стоя в кругу, все пожимают руки своих «соседей» .) Спасибо, наш дружный теплый круг!»
Публикации по теме:
Конспект итогового занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Знакомство с игрушечным зайцем» Задачи: 1. Выявить уровень.
Тема: «Грузовой и легковой автомобиль». Цели: - познакомить детей с транспортными средствами; - давать представление о частях (колеса, двери,.
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности; знакомство детей с техникой Эбру. Задачи: актуализация.
Программное содержание Образовательные задачи: Познакомить детей с цифрой 2. Ее внешним начертанием и характерными особенностями. .
Конспект занятия по психологии «Детский мир эмоций» в средней группе «Детский мир эмоций» (с использованием инновационных технологий) Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
План-конспект
лекционного занятия
на тему: «Психология личности»
Подготовил и провел:
Студент группы ПП
Факультета педагогики и психологии
Руководитель-методист:
Тирасполь 2013
План занятия
Тема: Психология личности
Цели занятия:
Образовательная цель : усвоение понятий личность, самооценка, притязания личности, психологические особенности волевой регуляции поведения, систематизировать знание по теме;
Воспитательная цель : способность развитию творческой активности.
Развивающая цель : способствовать формированию понятий о психологических особенностях личности.
Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы
Методы обучения: словесный (рассказ - объяснение); практический (упражнения)
Структура:
1. Организационная часть (2-3мин.)
2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.)
3.Сообщение новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности . Изучение нового материала (40-48 мин.)
4. Закрепление нового материала мин.)
5.Задание на дом(3-5 мин.)
6. Подведение итогов (3-5 мин.)
Список литературы :
1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
1.1 Приветствие
1.2 Отметка отсутствующих
1.3 Назначение дежурных
II. Изложение нового материала
Актуализация знаний
На прошлых занятиях мы говорили с вами о понятиях психологической науки. Тема сегодняшнего занятия связана с понятием «личность» и является актуальной для психологии.
Запишите тему и план занятия.
Тема: «Психология личности».
1. Понятие «личность»
2. Самооценка
3. Притязания личности
4. Волевая регуляция поведения
1.Понятие «личность»
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие - понятие "человек" - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек - единичное природное существо, индивид.
Индивид - конкретный человек как представитель рода "homo sapiens", носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.
В понятии "личность" на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.
Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера - направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Но для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей; знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. д. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.
Развитие личности - формирование системы ее социально положительных качеств - требует определенных общественных предпосылок, социального запроса. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленное™ себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).
С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я"-концепции личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.
2. Самооценка
Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» .
«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;
3) поведенческий - особенности регуляции поведения.
Как уже говорилось, образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т. е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если
перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.
Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля - хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь - плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы
постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее
психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.
Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы - ее интересами.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым
уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Самооценка = ____Успех______
Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т. п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие?
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.
Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
3. Притязания личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.
Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку.
Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.
Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности.
4. Волевая регуляция поведения и деятельности
Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, направленной на его преобразование в ходе удовлетворения своих личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.
Деятельность человека-это система связанных воедино и вытекающих одно из другого действий, в которых решаются частные задачи. Действия направлены на получение результата, который мыслится или представляется как желательный, как цель того, что делает человек. Так, при посадке молодой яблони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вбивая в центр ямы кол, расправляя корни спущенного туда растения, привязывая его и т. д., работающий человек, осуществляя свою цель, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей и представлений и осуществляется, реализуется посредством движений, определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При выполнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточенное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Вместе с тем по ходу действий переживаются те или иные чувства: неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и удовольствия от успешного удовлетворения испытываемых нужд, чувства трудового подъема и утомления, а также радости от самого труда.
В отличие от непроизвольного действия, непосредственно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, преднамеренное действие реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей и т. д.), т. е. опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инструкциями, вспоминает наставления мастера производственного обучения и т. д., таким образом еще до осуществления дея тельности обеспечивает ее построение в своем сознании, и только после этого действует.
Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; наконец, принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрослым в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами контролировать действие.
Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности.
В структуре деятельности преднамеренные действия образуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставленная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. “Чем более... - писал Ф. Энгельс - люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее намеченных целей”. Они могут совершаться и не обнаруживаясь внешним образом:
при продумывании учеником плана сочинения, при повторении материала про себя и т. д.
Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет.
Волевые действия могут различаться по сложности. Так, школьник, впервые делая попытку на уроке физкультуры совершить опорный прыжок, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением и ушибом. Подобные волевые действия называются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Молодой человек, приняв решение освоить сложную производственную деятельность, преодолевает ряд внутренних и внешних препятствий и трудностей и осуществляет свой замысел. В свою очередь, сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности человека, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те или иные волевые качества человека, проявляется воля.
Воля-это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля- это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.
Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладевающего законами природы и таким образом получающего возможность изменять ее в соответствии со своими потребностями. К. Маркс писал: “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...”".
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций-побудительной и тормозной и в них себя проявляет.
Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).
В отличие от полевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).
Заключительный этап
1. Контроль усвоения новой темы и закрепление новых знаний:
v Что мы имеем в виду под понятием «личность»?
v Что такое самооценка, от чего она зависит?
v Какие компоненты можно выделить в образе «Я»?
v Что понимается под притязаниями личности?
v С помощью чего осуществляется регуляция поведения?
2. Практическое.
v Тест «Самооценки личности»
3. Оценка знаний
4. Домашнее задание: изучить конспект по теме, выписать в словарь определения понятий.
Список литературы :
1. Немов: В 3 кн. – М., 1997.
2. Общая психология / - СПб.: Питер, 2001.
3. Психология. Учебник. / Под реакцией. –М.: ПБОЮЛ, 2001.
4. Рогов человека. – М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЕРБАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
Шкалы: уровень самооценки
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Если у вас выявился высокий уровень самооценки, вы довольно свободно можете выбрать профессию бизнесмена.
При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так.
Ну, а что делать, если у вас низкая самооценка ? Прежде всего необходимо уяснить для себя, что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.
Инструкция к тесту
По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.
ТЕСТ
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тестовому заданию
Подсчет баллов производится по схеме:
«очень часто» – 4 балла,
«часто» – 3,
«редко» – 2,
«никогда» – 0.
Интерпретация результатов теста
0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов – уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
ИСТОЧНИКИ
Вербальная диагностика самооценки личности / , Мануйлов -психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.48-49